Экс-директор УПК назвал имена «сливших» комбинат представителей кировской власти

ОБЩЕСТВО

30 сентября 2019 832 0
На печать

 

Здание бывшего УПК Первомайского района на ул. Пролетарской, 11-а, в областном центре сносят. Решение об этом было принято еще в прошлом году. На его месте, как анонсировал глава администрации г. Кирова Илья Шульгин, будет построен детский сад с ясельной группой.

 

Напомним, что этот УПК к моменту сноса уже не существовал в виде самостоятельного учреждения, а являлся филиалом УПК № 4, и при этом более года занятия в его помещениях не велись.

 

На страницах «ВК» уже не раз высказывалось мнение, что городская администрация проводит целенаправленную работу по ликвидации системы профессиональной подготовки в школах путем «оптимизации» УПК. Так что для нас эта тема не новая. Вот и в случае со сносом здания на ул. Пролетарской, 11-а, все оказалось не так однозначно.

 

В редакцию пришел бывший директор УПК № 1 Юрий Шихалеев. По его словам, здания, которые сегодня сносят, могли бы прослужить городу еще не один десяток лет.

 

Этапы славной истории

 

Юрию Анатольевичу больше 70 лет, при этом его ясности ума и логичности мышления могут позавидовать многие нынешние молодые чиновники. В системе областного образования он проработал не один десяток лет. Стал отличником системы образования, заслуженным учителем России.

 

До ухода на пенсию он был директором УПК. Это при нем комбинат расширил свою учебно-производственную базу. Это он в числе первых начал работать с ребятами-инвалидами, давая им профессию и трудоустраивая их после окончания обучения. Он рассказывает об этом без ложной скромности, откровенно раскрывая, какие препятствия ему приходилось преодолевать.

 

- В свое время я расширял комбинат не на деньги города или области, - говорит Юрий Анатольевич. - Тот большой кирпичный пристрой к основному зданию задумал делать в 1986 году. По моей просьбе один из кировских проектных институтов бесплатно подготовил проект. Его директор в качестве благодарности попросил только взять на работу свою родственницу. Но денег в области на реализацию уже подготовленного проекта не оказалось. А я в то время депутатом местного Совета был и решил ехать сразу к министру строительства СССР. Мне тогда еще наш начальник «Кировстроя» говорил: «Куда ты поедешь? Даже меня министр не принимает, если сам не вызвал, а ты решил явиться к нему без всякого вызова. Бесперспективное это дело». Сначала меня, конечно, дальше помощника министра не пустили. Но тогда я сказал, что пойду в Президиум Верховного совета (а министр тогда сам был депутатом ВС) и скажу там, что «большой» депутат «обижает» «маленького» депутата. Мне сразу же назначили аудиенцию. На ней я рассказал министру, что хочу расширить производственную базу УПК и учить там строителей. Министр даже растерялся. Говорит, у нас от Ленинграда до Владивостока такого еще не было. Но подумал и согласился: «Давайте попробуем. А потом ваш опыт на весь Союз распространим. Какая нужна сумма?» Я сказал. «Проект есть?» Есть, говорю. И деньги на наш расчётный счет перевели. Но никто в области не берется строить. У всех планы сформированы, а брать что-либо сверх них не хотят. Хорошо в это время первым секретарем обкома партии был Бакатин Вадим Викторович. Он сам строитель, из Кемерово - был там начальником крупнейшего строительного треста. Я к нему. Объяснил ситуацию: проект есть, деньги есть, но никто не строит. И Бакатин заставил построить новый корпус. Он был сдан в 1987 году. Большой, из кирпича. Получился самый крупный учебный комбинат. И не только в нашей области. Обучали 13 профессиям, в том числе готовили столяров-плотников, штукатуров-маляров.

 

По словам Юрия Шихалеева, УПК гибко реагировал на потребности в подготовке тех или иных специалистов. Так, например, в 1984 году не хватало воспитателей в детских садах, комбинат активно включился в их подготовку. На своей базе он организовал курсы для взрослых людей, готовых получить эту профессию. Потом была нужда в школьных психологах. И были созданы очные годичные курсы по их обучению из педагогов, имеющих высшее образование.

 

Отдельной заслугой своего УПК Юрий Анатольевич считает работу с подростками-инвалидами.

 

- Ребята, которые учились у нас, получали не «профессиональную ориентацию», а профессию. Их трудоустраивали всех. Даже преступность среди этой категории подростков стала тогда меньше. Да и откуда ей взяться, если человек при деле.

 

Но в 1990-е начался процесс умирания УПК, активная фаза которого в нашей области настала во времена губернаторства Никиты Белых.

 

Диссертация даром не даётся

 

По одной из имеющихся версий, «закат» первомайского УПК начался с того, что на его здание «положила глаз» директор частной гимназии «Престиж» Марина Бердинских. По данным портала «За честный бизнес», она не только директор этой гимназии, но и ее учредитель вместе со своим супругом Виктором Бердинских. Последний стал широко известен вятской публике как научный руководитель бывшего губернатора области Никиты Белых при написании им кандидатской диссертации по истории. Хотя кое-кто уже тогда говорил, что Виктор Аркадьевич был не только научным руководителем, но и фактическим автором этой диссертации.

 

Используя свое близкое знакомство с первым лицом области, Бердинских мог обратиться к нему с просьбой о передаче здания Первомайского УПК своей гимназии. По имеющейся информации, такая просьба действительно была и Белых дал соответствующее указание тогдашнему главе областного центра Владимиру Быкову, который «взял под козырек» и приступил к исполнению.

 

Косвенно это подтверждается рассказом Юрия Шихалеева. По его словам, однажды рано утром он увидел, как по территории комбината прогуливается группа муниципальных чиновников: глава города Владимир Быков, глава горадминистрации Дмитрий Драный и заместитель главы администрации Альбина Покручина, курировавшая в то время городское образование. Выйдя к ним, Юрий Анатольевич поинтересовался, какова цель визита высоких гостей и почему директора комбината никто об этом не предупредил. В ответ получил жесткую «отповедь». Владимир Быков не только всем своим видом, но и на словах дал понять, что комбинат занимается ерундой: «Готовите водителей? А разве для этого нет частных автошкол?» Директор даже опешил - с чем связан такой «наезд»? Но потом начал догадываться, что что-то здесь не так и у муниципального руководства есть своё видение будущего комбината. Позднее это получило свое развитие в виде претензий со стороны чиновников к работе УПК и его директора.

 

Поначалу они пытались взять строптивого директора нахрапом, но не получилось. Тогда начались проверки - одна, другая, третья. Не помогло. УПК удалось уберечь от ликвидации, но ненадолго. Если уж чиновники что-то задумали, то они доведут это до конца. И для Первомайского УПК конец наступил.

 

Сначала его слили с УПК № 1, что располагался на ул. Дзержинского. Потом убрали самого директора Шихалеева, который не проявил должной лояльности и всюду вставлял «палки в колеса». А под конец признали комбинат непригодным для осуществления образовательной деятельности. Какой-то период здания простояли пустыми, а потом их решено было снести.

 

К тому времени уже поздно было обращаться даже в самые высокие инстанции. Хотя, как говорит Юрий Анатольевич, он пробовал достучаться до «высоких кабинетов». Обращался к губернатору, тот отправил его к заместителю председателя правительства области Дмитрию Курдюмову. Ну а последний объяснил беспокойному пенсионеру, что у области есть большая потребность в школах и на месте УПК решено построить одну из них. Потом, правда, школа плавно трансформировалась в детский сад. Но результат остался прежний - «под снос».

 

Альтернативу не ищут

 

Сегодня имущественный комплекс бывшего УПК сносят. Работает техника, суетятся рабочие.

 

- Но почему же под новый детский сад выбрана эта площадка, хотя рядом есть немало других участков, которые для этой цели можно использовать? - задается вопросом Юрий Шихалеев. - На углу улиц Милицейской и Большевиков в доме на первом этаже раньше был детский сад на 100 мест. Его закрыли, сейчас туда поселили туристов. Почему не вернуть детям это помещение? Или, например, другое место. Недалеко пустующее здание цеха № 2 бывшего объединения музыкальных инструментов. Двадцать пять лет полуразрушенное здание стоит. А территория громадная. Я узнавал - ее какой-то москвич купил. Но ведь он ее не использует. Почему не заберут этот участок? Почему там не строят? У меня просто в голове не укладывается.

 

По словам Юрия Анатольевича, можно было не сносить здания УПК, а использовать их, например, для организации того же новомодного кванториума. Для этой цели оно вполне подходило.

 

Вот только не учел бывший директор УПК, что городские чиновники часто не прислушиваются к голосу рассудка. Слова об «экономии бюджета» заслоняют и перевешивают все иные доводы.

 

И если первоначально ликвидация учебно-производственных комбинатов в областном центре начиналась с «прихоти» бывшего главы региона, то сегодня этот процесс выглядит как целенаправленная политика муниципалитета по уничтожению профессиональной подготовки школьников. Сначала объединение УПК № 1 и 4, потом ликвидация и снос одного из них, сейчас объединение УПК № 3 и 4. Что ждет в будущем здание на ул. Азина, 55, одному богу известно.

 

Сергей СМОЛИН.

 

Фото автора.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также