Правительством РФ утверждены правила формирования и публикации национальных рейтингов учреждений высшего и среднего специального образования по уровню трудоустройства и зарплатам выпускников. Перспективы трудоустройства после получения диплома - один из ключевых факторов при выборе вуза или колледжа, и национальные рейтинги помогут школьникам и абитуриентам сориентироваться при принятии решения о поступлении. Первый общедоступный рейтинг будет опубликован на портале «Работа России» уже в июне 2025 года.
Как пояснили в Минтруде, школьники, абитуриенты и студенты, планирующие поступать на следующую ступень обучения, смогут использовать результаты национальных рейтингов для того, чтобы оценить уровень востребованности выпускников тех или иных колледжей и вузов по сравнению с другими образовательными организациями, которые готовят специалистов по этому же профилю.
Рейтинги будут строиться на основе двух показателей: данных о среднемесячной медианной зарплате и доле трудоустроившихся выпускников очной формы обучения на второй год после выпуска.
В рейтинговании участвуют почти пять тысяч федеральных и региональных вузов и колледжей. Данные о численности и специальностях выпускников очной формы обучения поступают от Рособрнадзора в Социальный фонд России, где дополняются сведениями о занятости и зарплате. Учитывается работа по трудовым и гражданско-правовым договорам и ведение собственного дела. На основе полученных данных Роструд ежегодно будет формировать обновлённые рейтинги по направлениям подготовки.
Рейтинги вузов представляются по областям подготовки специалистов: математические и естественные науки; инженерное дело, технологии и технические науки; здравоохранение и медицинские науки; сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки; науки об обществе; образование и педагогические науки; гуманитарные науки; искусство и культура. Если в образовательной организации ведётся подготовка сразу по нескольким направлениям, то организация будет отражена сразу в нескольких блоках рейтинга. Таким образом, одно учебное заведение может иметь разные позиции в рейтинге по разным направлениям подготовки.
Колледжи рейтингуются по 29 группам: 24 приоритетным отраслям экономики, для которых ведётся подготовка в рамках проекта «Профессионалитет», включая атомную, горнодобывающую, транспортную, строительную, фармацевтическую и химическую отрасли, IT, искусство и креативные индустрии, медицину, машиностроение, металлургию, педагогику, сельское хозяйство и другие, и пяти ведомственным группам. Колледжи будут учитываться в рейтинге один раз - в зависимости от отрасли подготовки.
«Хочу отметить, что подготовка рейтингов трудоустройства выпускников ведётся по поручению президента России. С 2025 года это мероприятие вошло в нацпроект «Кадры», - подчеркнул глава комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
Он отметил, что главная ценность рейтингов в том, что ещё при поступлении абитуриенты могут понять, какой вуз или колледж выбрать, чтобы гарантированно трудоустроиться и получать достойную зарплату. «То есть можно рассматривать данный механизм как механизм профориентационного характера. Это важно в целом для рынка труда, для работодателей, для самих учебных заведений, для министерства, которое отвечает за высшее образование, за среднее специальное образование в нашей стране. Важно для планирования и определения потребностей в кадрах и сопоставления потребностей с тем, каких специалистов готовит у нас высшая школа или учреждение среднего уровня. То, что, наконец, мы начинаем выходить на конкретные решения, связанные с тем, чтобы ликвидировать существующий дисбаланс на рынке труда и позволить системе готовить под запрос работодателей, под требования отраслей экономики, это, конечно, правильно», - подчеркнул Нилов.
Зампредседателя комитета Госдумы по молодёжной политике Михаил Киселёв добавил, что практикоориентированное образование - главный тренд, который будет сохраняться в образовании в ближайшие десятилетия. «Наша экономика остро нуждается в кадрах, знания и навыки которых будут актуальны для рынка труда. Поэтому, выбирая университет, важно опираться в первую очередь на уровень трудоустройства выпускников. Публичный рейтинг вузов и колледжей разработан в Минтруде совместно с отраслевыми ведомствами. Мне кажется, это будет честно - объективную картину будут видеть все заинтересованные стороны - абитуриенты и их родители, работодатели и сами образовательные организации», - подчеркнул Киселёв.
Андрей Исаев, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной думе, также прокомментировал введение национальных рейтингов вузов и ссузов. В своей статье, опубликованной в «Российской газете», депутат написал:
«Цель данного рейтинга - во-первых, максимально приблизить систему образования к потребностям рынка труда, повысить ориентированность высших и средних специальных учебных заведений на успешное трудоустройство выпускников. Во-вторых, анализ востребованности молодых людей, закончивших вузы и колледжи, позволит государству реально оценить вклад каждого учебного заведения в подготовку кадров. В-третьих, находящийся в открытом доступе рейтинг поможет абитуриентам и их родителям определиться с выбором вуза или ссуза».
По мнению Исаева, уникальность рейтинга состоит в том, что он построен на фактах, а не на мнениях. Для оценки образовательных организаций не будут использоваться опросы, неизбежно вносящие субъективность, а значит, неточность.
«Представители Государственной думы активно участвовали в выработке подходов к формированию рейтинга. Мы стремились к тому, чтобы были учтены запросы как молодых людей и их родителей, так и работодателей, аналитиков рынка труда, - пишет депутат. - В частности, по результатам обсуждений было решено брать для рейтинга данные о трудоустройстве выпускников и об их зарплате только на второй год после завершения ими обучения. Мы понимаем, что в жизни бывают разные ситуации: переезд после окончания вуза или служба в армии. Использование сведений о трудоустройстве молодых людей не сразу после выпуска из учебного заведения, а год спустя сведёт влияние подобных факторов к минимуму. Добавлю, что на рейтинг колледжа или вуза не повлияют те выпускники, которые продолжат обучение в очной форме. Очевидно, что совмещать учёбу с постоянной работой на полный день в большинстве случаев не представляется возможным, поэтому ребята, продолжающие получать образование очно, не будут учитываться при формировании рейтинга. Отделить их от остальных выпускников не составит никакого труда, поскольку соответствующая информация содержится в государственных информационных системах».
Исаев уверен, что новый рейтинг, дающий максимально объективную картину того, насколько обучение в вузах и колледжах соответствует потребностям рынка труда, будет полезен и самим образовательным организациям, и будущим студентам, и работодателям, и государству.
Артур БРОДИН.
Подготовлено по материалам СМИ.