
Недавно вся страна отмечала 85-летие системы профессионального образования. Отметили праздник и в Кировской области. Торжественное мероприятие прошло при большом стечении народа в областной филармонии.
Отметить славный юбилей пришли педагоги, мастера производственного обучения, студенты, руководители отдельных учреждений и ветераны системы.
Собрание почтил своим присутствием губернатор Кировской области (хотя и с опозданием на 15 минут). Он не только поздравил всех собравшихся с юбилеем, но и вручил заслуженным работникам профобразования государственные награды и почётные грамоты Президента РФ.
- В последние годы мы активно развиваем профессиональное образование в муниципалитетах, - сказал в приветственном слове глава региона, - поскольку правильно - готовить кадры именно там, где они будут жить, работать, создавать семьи. И я надеюсь, что в каждом нашем районе, каждом муниципальном образовании вскоре появятся свои филиалы учреждений профессионального образования.
Всю горечь этих слов, думается, по достоинству оценили работники закрытых в последние два десятилетия учреждений профессионального образования в различных районах области. Но громче всех «аплодировали» пафосу первого лица области педагоги и мастера Яранского аграрного техникума, который в этом году прекратил своё существование в качестве самостоятельного учреждения.

Система подготовки профессиональных кадров для промышленности и сельского хозяйства (в современном её виде) появилась в СССР в 1940 году, хотя многие специалисты утверждают, что профобразованию уже более 300 лет. Создание специальных учебных заведений для подготовки по рабочим специальностям стало ответом на растущие потребности народного хозяйства СССР.
Страна росла и менялась, а вместе с ней совершенствовалось профессиональное образование. С разрушением Союза перемены пришли и в систему профобучения. Не стало прежней экономики, а с ней исчезли и те потребности в рабочих кадрах, что были прежде. Там, где раньше были общегосударственные нужды, на передний план вышли кадровые потребности отдельных регионов.
В 1990-е и 2000-е исчезло множество ПТУ и техникумов, которые не смогли приспособиться к новой рыночной экономике. При этом «настройка» системы профобразования не закончилась простой ликвидацией отдельных учебных заведений. «Оптимизация» подготовки рабочих кадров продолжалась до 2010-х.
Жители Кировской области хорошо помнят, как активно шла ликвидация «избыточных» средних специальных учебных заведений во времена губернаторства Никиты Белых. Например, в 2011 году в Яранске было закрыто медицинское училище. Чуть позже, в 2013-м, аналогичная участь постигла медучилища в Советске и Омутнинске. С 2013 года не ведется обучение в Советском педучилище, созданном еще в 1903 году.
Таким образом, к своему 85-летнему юбилею система профобразования Кировской области подошла со значительно уменьшившимся числом учебных заведений. Так, по словам бывшего руководителя департамента образования Кировской области (в 2015 году был преобразован в министерство) Анатолия Чурина, в 1988 году только профтехучилищ в области насчитывалось 46 единиц. И это без учета имевшихся тогда техникумов.
Сегодня же, согласно официальным данным, опубликованным на сайте правительства Кировской области, насчитывается 39 областных профессиональных образовательных организаций, два филиала учреждений высшего образования, реализующих программы СПО (среднего профессионального образования), а также 13 частных колледжей и техникумов.
Вместе с тем перемены в стране, начавшиеся после 2022 года, дали новый стимул для развития системы профобразования.

Начало специальной военной операции и последовавшие за этим экономические санкции против России стали толчком к росту промышленного производства. В результате безработица в стране опустилась до самого минимума и появился дефицит рабочих кадров. Кроме того, предприятия стали активно развивать свою материальную базу и вырос спрос на квалифицированные рабочие специальности.
С 2022 года кадровый дефицит стал острее чувствоваться и в сельском хозяйстве, которое в последние десятилетия активно развивалось и совершенствовалось.
Все эти процессы сказались и на развитии системы среднего профессионального образования. Молодежь стала активнее поступать в училища, колледжи и техникумы. Развитию этой сферы стали больше уделять внимания на уровне Правительства России.
Так, при посещении выставки «85 лет системе СПО: сила в мастерстве!» в Национальном центре «Россия» премьер-министр РФ Михаил Мишустин отметил, что с учетом динамичного развития среднего профессионального образования в последние годы в правительстве ожидают его выхода на качественно новый уровень.
Более 80 процентов выпускников средних профессиональных учебных заведений, по словам главы кабинета министров, хорошо трудоустраиваются. Преподаватели имеют возможность совершенствовать свое мастерство, повышая квалификацию на ведущих предприятиях, в организациях и специально созданных технопарках. Запущен проект под названием «Профессионалитет», суть которого - в создании образовательных кластеров, то есть в более тесной увязке промышленных предприятий и образовательных учреждений, которые готовят для них кадры.
Такие кластеры действуют по всей стране, в работу вовлечены около двух с половиной тысяч организаций. «Мы обязательно продолжим кластеризацию дальше, - заверил Мишустин. - К 2030 году количество кластеров должно увеличиться ещё почти вдвое, а к партнёрству подключатся порядка четырёх тысяч предприятий».
Итоговая цель правительства - подготовить в ближайшие пять лет два миллиона квалифицированных специалистов. «На такие цели в новом бюджете определено на три года более 105 миллиардов рублей», - сообщил премьер.
Созданы кластеры и в Кировской области. На сегодня их насчитывается четыре единицы. Они охватывают машиностроение, аграрную отрасль, медицину и химическую промышленность. В следующем году, как обещает региональное правительство, к этой четверке добавится еще два кластера - «Легкая промышленность» и «Электротехническая промышленность и автоматизация производств».
Как заметил ветеран системы профобразования Николай Клековкин (он до сих пор трудится в Кировском колледже пищевой промышленности), гранты, которые кировские колледжи и техникумы получили в рамках проекта «Профессионалитет», позволили учебным заведениям значительно улучшить свою материально-техническую базу. Однако в связи с тем, что далеко не все образовательные учреждения входят в существующие кластеры, нужна региональная программа по развитию такой базы в этих заведениях.

Таким образом, к своему юбилею система профобразования Кировской области подошла пусть и изрядно трансформированной, но укрепившейся и с оптимизмом глядящей в будущее. И в этом немалая заслуга людей, которые в ней работают.
Не случайно на торжественном вечере, посвященном празднованию 85-летия СПО, педагоги и мастера производственного обучения получили высокие награды. Так, мастер производственного обучения Елена Сунцова из Кировского многопрофильного техникума получила почетное звание «Заслуженный мастер производственного обучения Российской Федерации». А директор Вятского электромашиностроительного техникума Маргарита Казакова и старший методист Института развития образования Кировской области Татьяна Стебакова были награждены медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Кроме того, Нина Козачук из Слободского колледжа педагогики и социальных отношений и Наталья Шешегова из Вятско-Полянского механического техникума получили Почетные грамоты Президента Российской Федерации.
На торжественном собрании чествовали также и ветеранов отрасли. В их адрес было сказано немало теплых слов. Была отмечена их заслуга в сохранении и развитии профобразования. Вот только сами ветераны были сильно удивлены, что не увидели среди приглашенных многолетнего руководителя областной образовательной сферы Анатолия Михайловича Чурина и бывшего министра образования Кировской области Александра Измайлова.
Видимо, считают ветераны, областные чиновники никак не могут простить Анатолию Чурину его критику развития образования в Кировской области.
Вот и к идее губернатора открыть филиалы колледжей и техникумов Анатолий Михайлович относится скептически, считая такой шаг ошибкой. По его словам, чтобы профобразование в районах не стало профанацией, нужно в таких филиалах создавать материально-техническую базу не хуже, чем в основном заведении. В противном случае нельзя обучить специалистов должного уровня.
Иван ТРОФИМОВ.