
Судьба художника, родившегося и живущего в провинциальном городе, не бывает простой. Я уже писал о Викторе Кирпикове из Подрезчихи, Владимире Кошкине из Советска, Олеге Буркове из Слободского, Юрии Митюшове из Яранска - и каждый раз убеждался, что жизненный путь этих людей подтверждает данный тезис.
Каждому из этих художников пришлось преодолеть немало трудностей, прежде чем их жизнь вошла в относительно стабильную колею. И тем интереснее было обнаружить среди провинциальных живописцев женщину, которая выбрала для себя этот непростой путь.
Елена Чашникова - художница и дизайнер, «ареалом обитания» которой являются сразу несколько вятских городов: Киров, Слободской и Белая Холуница. Она и сама подчас не может сказать, что милее её сердцу - окрестности областного центра, памятные места родного для неё Слободского или природа холуницкой деревни. Но одно Елена знает точно: свой жизненный путь она выбрала правильно и идёт по нему не сворачивая.
Что же касается трудностей, то непреодолимых среди них нет, считает художница. Так и живёт, работает, творит.

Елена родилась в городе Слободском. Её отец работал шофёром, а мать - инспектором отдела технического контроля. Оба трудились на меховой фабрике «Белка».
Как признаётся Чашникова, любовь к рисованию у неё проснулась ещё в школе, поэтому по её окончании Елена поступила на отделение дизайна в Слободской колледж педагогики и социальных отношений.
Ее преподавателями были известные в Слободском художники Василий Евлаков, Николай Панарин и Геннадий Софронов. Елена с большой теплотой вспоминает своих наставников, говорит, что общение с ними определило выбор ею профессии.
- Николай Иванович Панарин и Василий Максимович Евлаков научили меня всему - от азов до умения трудиться и мыслить, - говорит Елена.
После колледжа, в 2006 году, молодой специалист работала художником на меховой фабрике «Белка». В те времена предприятие помимо основной продукции выпускало сувенирные изделия. Над их созданием и трудилась Елена.
Проработав на «Белке» пять лет, Чашникова с семьей перебралась в Киров и устроилась художником-бутафором в Кировский театр кукол. При этом параллельно с работой художница продолжала свое обучение в Вятском государственном гуманитарном университете, бывшем Кировском пединституте имени В.И. Ленина, по специальности «Изобразительное искусство», куда поступила еще в 2007 году.
Как признаётся Елена, её профессиональная деятельность и на «Белке», и в кукольном театре к живописи не имела отношения. Она была интересна, она дала ей большой опыт, но не как живописцу.
- Этот очень интересный и ценный для меня период жизни длиною в десять лет многому меня научил и останется в сердце навсегда, - оценила свою работу в театре Чашникова.
Лишь с 2022 года у Елены появилась возможность полностью посвятить себя искусству - станковой живописи и дизайнерским изделиям. Семья перебралась на жительство за город и обосновалась под Белой Холуницей. Художница получила то, чего так долго хотела: близость к природе, возможность писать на свежем воздухе богатую вятскую природу. Так зародился проект Чашниковой - арт-мастерская «ЧаШа ЛеСа».
Таким образом, можно сказать, что до 2022 года жизнь художницы из Слободского шла как у всех - родилась, училась, работала… И лишь потом совершила стремительный кульбит, дав Елене возможность раскрыть творческий потенциал.

Сегодня, оглядываясь назад, Елена Чашникова воспринимает свою прежнюю жизнь как подготовку к периоду работы в качестве профессионального художника. Каждый из жизненных этапов внес в этот путь что-то свое.
Так, например, учеба в слободском колледже памятна Елене не только освоением основ мастерства, но и в личном плане. Здесь, в колледже, она встретила своего мужа Михаила, с которым живет уже более двадцати лет.
Муж оказался Елене под стать. Нет, он не был ни художником, ни дизайнером, но он смог заразить жену любовью к вятской природе.
- Михаил открыл для меня необъятные просторы наших полей, лесов и рек, - рассказывает художница. - Их семья очень сильно отличалась от моей: они все потомственные охотники, ягодники и грибники. Лес для них - дом родной, а я, кроме города и отдыха в лагере «Белочка», и не бывала толком в лесу. И вот всё сошлось, я оказалась в тесном соприкосновении с природой, и мне захотелось делиться своими впечатлениями с другими через живопись, через моё видение.
Работа на фабрике «Белка» дала художнице представление об использовании разных материалов при создании произведений. В тот период, как вспоминает Елена, она научилась делать из кусочков меха копии картин известных русских художников. И эти изделия тогда были достаточно популярны.
Театр помог понять разнообразие направлений, в которых художник может раскрыть себя, - от создания кукол и декораций до изготовления бутафории.
Укрепили уверенность Елены в правильности выбранного пути и первые выставки в 2010 и 2011 годах. Обе прошли в слободском Доме-музее Яна Райниса. Чашникову заметили и отметили. А газета «Центр города» (г. Слободской) даже репортаж с выставки разместила.
Впрочем, и сама Елена не упускала возможности заявить о себе. Она активно участвовала в различных профессиональных конкурсах - в Республике Саха (Якутия), в Кирове, в Тобольске, в Санкт-Петербурге.
И всё же первой заявкой Елены Чашниковой о себе как о профессиональном художнике стало её участие в пленэре, организованном в этом году пленэрно-выставочным проектом «Русская Атлантида» (совместно с Союзом художников России) в Беларуси.

Пленэры - часть творческой жизни каждого художника. Те, кто живёт в Кирове и Кировской области, наверняка не раз слышали о Васнецовском пленэре, который ежегодно проходит в областном центре, а также в васнецовских сёлах Рябово (Зуевский район) и Лопьял (Уржумский район).
Пленэр - это для художника способ повысить свое профессиональное мастерство и одновременно возможность общения с коллегами из других регионов.
Пленэр, который организовала «Русская Атлантида», проходил в мае 2025 года в Браславском районе (Витебская область Республики Беларусь). Для участия в нём приехали художники из Ростова-на-Дону, Москвы, Твери, Нижнего Новгорода, Сарова (Нижегородская область), Кирова, Нижнего Тагила (Свердловская область), Полоцка (Витебская область, Беларусь). Кировскую область на нём представляла Елена Чашникова.
- Десять дней пролетели незаметно в кругу невероятно талантливых, прекрасных, душевных и отзывчивых людей, и я безмерно счастлива знакомством с ними, - вспоминает те майские дни художница.
Уникальные по своей истории, архитектуре и природе места Западной Беларуси, по словам Елены, так и просились на холст, а работа в кругу единомышленников подстегивала творческий процесс.
В результате на этом пленэра участниками было написано свыше ста этюдов, а две работы Чашниковой взяли себе местный музей и библиотека.
Для любого художника большое событие, когда его картина попадает в музей, а для живописца, который, как Елена, только-только ступил на профессиональную стезю, - это признание мастерства.
Впрочем, Чашникова еще молода и у нее впереди, можно надеяться, будет много пленэров, а ее работы украсят в будущем экспозиции и других музеев. Тем более что сама Елена настроена и далее продолжать свою творческую жизнь.
Сергей СМОЛИН.
Фото из архива Е. Чашниковой.