Читаем "Азбуку ЖКХ". Часть 3
ЖКХ
Подробно остановившись на основных правах и обязанностях исполнителей и потребителей коммунальных услуг, самое время сказать о размерах платы за предоставленные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается достаточно просто, исходя из двух составляющих - тарифа на коммунальный ресурс и объема потребления коммунального ресурса.
Тариф - это цена за единицу ресурса. А сколько именно, к примеру, электричества вы потребляете в месяц - это уже объем. Из тарифа и объема и складывается в итоге размер окончательной платы за потребленный ресурс.
При этом важно помнить: тарифы на коммунальные услуги утверждают региональные органы государственной власти. (В Кировской области это региональная служба по тарифам). Более никто - ни коммунальные службы, ни УК или ТСЖ, ни ресурсоснабжающие организации - не имеет права устанавливать тарифы на коммунальные услуги.
Главное действие - умножение
С платежами за холодную воду, электричество, газ разобраться довольно просто. Итоговую сумму получают умножая объем потребленного ресурса на установленный тариф. Сам же объем высчитывают одним из трех способов:
- по показаниям счетчиков,
- по среднемесячному объему потребления (если показания счетчика по какой-то причине вовремя не передали),
- по нормативу (если в квартире нет счетчика или показания счетчика не передаются уже долгое время).
По горячей воде есть небольшой нюанс. Если в регионе плату за горячую воду начисляют по однокомпонентному тарифу, расчет выполняют по той же системе, что и для холодной воды. Если же тариф двухкомпонентный, применяется коэффициент удельного расхода тепловой энергии на подогрев
1 куб. метра воды.
За водоотведение итоговая цифра получается путем умножения объема потребленного (в данном случае - вылитого) ресурса на тариф. Но и здесь способов начисления, как правило, два:
- по нормативу, учитывающему количество прописанных жильцов в квартире,
- по сумме показаний счетчиков горячей и холодной воды (если нет счетчика водоотведения).
Сложнее обстоят дела с начислением платы за отопление. По одним правилам (№ 354) размер платы за отопление определяют умножением тарифа на объем потребленного ресурса. Для определения объема применяют три способа:
- по нормативу (если в квартире нет счетчика на тепло),
- по пропорциональному распределению (если есть общедомовой счетчик отопления, а в квартирах счетчиков нет или они установлены не везде),
- по показаниям квартирных приборов учета (если ими оборудованы все жилые помещения).
По другому постановлению (№ 307) способов расчета объема потребленной тепловой энергии два:
- по нормативу,
- по среднемесячным показателям (если в здании есть общедомовой счетчик).
Всё вокруг - «колхозное»
Теперь поговорим об общедомовых нуждах - одном из самых больных вопросов в сфере ЖКХ. До недавнего времени строчки «ОДН» в квитанциях на оплату коммунальных услуг просто-напросто не существовало. Поэтому с ее появлением многие жильцы почувствовали себя обманутыми: им кажется, что коммунальщики «берут деньги ни за что».
Между тем общедомовые нужды (ОДН) - это коммунальные услуги, которые идут на поддержание жизнедеятельности дома в целом. Например, это электроэнергия, которая позволяет работать лифтам и гореть лампочкам в подъезде. Это вода, которую берут, чтобы вымыть лестницы или полить клумбы во дворе. Это отопление, которое греет батареи в подъезде и т.п.
Схема начисления платы за ОДН точно такая же, как и для индивидуальных платежей: объем общедомовых нужд, приходящийся на конкретную квартиру в доме, умножают на тариф. На вопрос: «Сколько воды (или электричества) потребил дом в этом месяце?» - ответ находят двумя способами: высчитывают объем по нормативу или по показаниям коллективного прибора учета.
Даешь качество! Всегда и везде!
Настала пора сказать и о требованиях, которые предъявляются к качеству коммунальных услуг. Естественно, для каждого вида услуги они индивидуальны, поэтому остановимся на основных моментах.
Холодная вода должна быть доступна жильцам дома всегда. Да, небольшие перерывы в ее подаче возможны (в случае аварии) - но не более 8 часов в месяц в целом. Единовременное же отключение холодной воды разрешено максимум на 4 часа. Кроме того, холодная вода (по составу и давлению подачи) должна соответствовать СанПиН 2.1.41074-01.
Горячая вода тоже должна быть в кране круглосуточно. Допускается ежегодное 14-дневное отключение на профилактические и ремонтные работы. Разрешается и ее отсутствие из-за аварий, но не более 8 часов в месяц в целом и 4 часов единовременно. (Впрочем, есть оговорка: если авария произошла на тупиковой магистрали, перерыв в подаче воды может растянуться на 24 часа).
По требованию санитарных норм температура воды должна быть 60 - 75 градусов. Допустимое отклонение ночью (с 0-00 до 5-00 часов) - не более 5 градусов, днем - не более 3 градусов. Перед тем как определить температуру горячей воды, ее сливают в течение 10 минут (не более).
Водоотведение: допустимая продолжительность перерыва - не более 8 часов суммарно в месяц или 4 часов единовременно.
Электроснабжение также должно быть бесперебойным. Допустимая продолжительность перерыва - 2 часа (при наличии двух независимых источников питания) и 24 часа (при одном источнике питания). Электроэнергия по напряжению и частоте тока также должна соответствовать ГОСТу.
Газоснабжение - бесперебойное и круглосуточное. Допустимый перерыв - не более 4 часов в течение месяца. Газ должен иметь давление от 0,0012 МПа до 0,0005 МПа и соответствовать ГОСТу.
Отопление - также бесперебойное и круглосуточное в течение всего отопительного сезона. Допустимая продолжительность перерыва - не более 24 часов в течение месяца или не более 16 часов единовременно (при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 градусов). А вот отклонения давления в батареях от нормативов в принципе не допускаются.
Начинаем считать. И экономить...
В советские времена в квартирах (даже не в квартирах, а на лестничных клетках) стоял всего один прибор учета - счетчик электроэнергии. О том, что такие же приборы учета должны находиться на трубах с горячей и холодной водой, отопления, газоснабжения, мы даже подумать не могли.
Сегодня, напротив, всем ясно: чтобы платить ровно за то, что вы потребили, нужно установить счетчики. И не просто установить, но и оперативно ввести их в эксплуатацию. В обычной жизни этот процесс называется «опломбировка» - что не совсем верно. Помимо опломбирования в эту обязательную процедуру входят первичное снятие показаний и подписание соответствующего акта.
Установив счетчик, собственник помещения должен за ним постоянно следить. В частности, помнить, когда дата его следующей поверки.
Каждый месяц жильцы должны передавать показания приборов учета. Забыть сообщить показания один раз - не страшно (вам начислят платеж по вашему же среднему уровню потребления). Но если исполнитель не будет получать от вас показания в течение 6 месяцев подряд, он обязан прислать специалистов, которые проверят, действительно ли счетчик работает.
Кстати, счетчик считается сломанным в пяти случаях:
• не показывает данные,
• у него нарушены пломбы или знаки поверки,
• у него имеются механические повреждения,
• он превышает допустимую погрешность показаний,
• у него истек срок очередной поверки.
И все же, по оценкам экспертов, энергоэффективность в нашей стране отстает от европейских показателей примерно в полтора-два раза. Потенциал снижения энергетических потерь в сфере ЖКХ составляет от 30 до 40 процентов. За этими сухими цифрами скрываются реальные деньги собственников жилых и нежилых помещений. Хотя сократить расходы тепла и электроэнергии в своей квартире может практически каждый (см. врезки).
«Азбуку...» читал Сергей Святки.
Оставить свой комментарий
Читайте также
Восстановление пароля
Если Вы забыли пароль, укажите свой Электронный адрес, после чего ждите письмо.