Читаем "Азбуку ЖКХ". Часть 3

ЖКХ

28 сентября 2015 854 0
На печать

Подробно остановившись на основных правах и обязанностях исполнителей и потребителей коммунальных услуг, самое время сказать о размерах платы за предоставленные услуги. 

 

Размер платы  за коммунальные услуги рассчитывается достаточно просто, исходя из двух составляющих - тарифа на коммунальный ресурс и объема потребления коммунального ресурса.

 

Тариф - это цена за единицу ресурса. А сколько именно, к примеру, электричества вы потребляете в месяц - это уже объем. Из тарифа и объема и складывается в итоге размер окончательной платы за потребленный ресурс. 
При этом важно помнить: тарифы на коммунальные услуги утверждают региональные органы государственной власти. (В Кировской области это региональная служба по тарифам). Более никто - ни коммунальные службы, ни УК или ТСЖ, ни ресурсоснабжающие организации - не имеет права устанавливать тарифы на коммунальные услуги.  

 

Главное действие - умножение

 

С платежами за холодную воду, электричество, газ разобраться довольно просто. Итоговую сумму получают умножая объем потребленного ресурса на установленный тариф. Сам же объем высчитывают одним из трех способов:

- по показаниям счетчиков,

- по среднемесячному объему потребления (если показания счетчика по какой-то причине вовремя не передали),

- по нормативу (если в квартире нет счетчика или показания счетчика не передаются уже долгое время). 

 

По горячей воде есть небольшой нюанс. Если в регионе плату за горячую воду начисляют по однокомпонентному тарифу, расчет выполняют по той же системе, что и для холодной воды. Если же тариф двухкомпонентный, применяется коэффициент удельного расхода тепловой энергии на подогрев 
1 куб. метра воды.  

 

За водоотведение итоговая цифра получается путем умножения объема потребленного (в данном случае - вылитого) ресурса на тариф. Но и здесь способов начисления, как правило, два: 

- по нормативу, учитывающему количество прописанных жильцов в квартире,

- по сумме показаний счетчиков горячей и холодной воды (если нет счетчика водоотведения). 

 

Сложнее обстоят дела с начислением платы за отопление. По одним правилам (№ 354) размер платы за отопление определяют умножением тарифа на объем потребленного ресурса. Для определения объема применяют три способа:

- по нормативу (если в квартире нет счетчика на тепло),

- по пропорциональному распределению (если есть общедомовой счетчик отопления, а в квартирах счетчиков нет или они установлены не везде), 

- по показаниям квартирных приборов учета (если ими оборудованы все жилые помещения). 

 

По другому постановлению (№ 307) способов расчета объема потребленной тепловой энергии два:

- по нормативу,

- по среднемесячным показателям (если в здании есть общедомовой счетчик).

 

Всё вокруг - «колхозное»

 

Теперь поговорим об общедомовых нуждах - одном из самых больных вопросов в сфере ЖКХ. До недавнего времени строчки «ОДН» в квитанциях на оплату коммунальных услуг просто-напросто не существовало. Поэтому с ее появлением многие жильцы почувствовали себя обманутыми: им кажется, что коммунальщики «берут деньги ни за что». 

 

Между тем общедомовые нужды (ОДН) - это коммунальные услуги, которые идут на поддержание жизнедеятельности дома в целом. Например, это электроэнергия, которая позволяет работать лифтам и гореть лампочкам в подъезде. Это вода, которую берут, чтобы вымыть лестницы или полить клумбы во дворе. Это отопление, которое греет батареи в подъезде и т.п. 

 

Схема начисления платы за ОДН точно такая же, как и для индивидуальных платежей: объем общедомовых нужд, приходящийся на конкретную квартиру в доме, умножают на тариф. На вопрос: «Сколько воды (или электричества) потребил дом в этом месяце?» - ответ находят двумя способами: высчитывают объем по нормативу или по показаниям коллективного прибора учета. 

 

Даешь качество! Всегда и везде!

 

Настала пора сказать и о требованиях, которые предъявляются к качеству коммунальных услуг. Естественно, для каждого вида услуги они индивидуальны, поэтому остановимся на основных моментах. 

 

Холодная вода должна быть доступна жильцам дома всегда. Да, небольшие перерывы в ее подаче возможны (в случае аварии) - но не более 8 часов в месяц в целом. Единовременное же отключение холодной воды разрешено максимум на 4 часа. Кроме того, холодная вода (по составу и давлению подачи)  должна соответствовать СанПиН 2.1.41074-01.

 

Горячая вода тоже должна быть в кране круглосуточно. Допускается ежегодное 14-дневное  отключение на профилактические и ремонтные работы. Разрешается и ее отсутствие из-за аварий, но  не более 8 часов в месяц в целом и 4 часов единовременно. (Впрочем, есть оговорка: если авария произошла на тупиковой магистрали, перерыв в подаче воды может растянуться на 24 часа). 

 

По требованию санитарных норм температура воды должна быть 60 - 75 градусов. Допустимое отклонение ночью (с 0-00 до 5-00 часов) - не более 5 градусов, днем - не более 3 градусов. Перед тем как  определить температуру горячей воды, ее сливают в течение 10 минут (не более). 

 

Водоотведение: допустимая продолжительность перерыва - не более 8 часов суммарно в месяц или 4 часов единовременно. 

 

Электроснабжение также должно быть бесперебойным. Допустимая продолжительность перерыва - 2 часа (при наличии двух независимых источников питания) и 24 часа (при одном источнике питания). Электроэнергия по напряжению и частоте тока также должна соответствовать ГОСТу. 

 

Газоснабжение - бесперебойное и круглосуточное. Допустимый перерыв - не более 4 часов в течение месяца. Газ должен иметь давление от 0,0012 МПа до 0,0005 МПа и соответствовать ГОСТу. 

 

Отопление - также бесперебойное и круглосуточное в течение всего отопительного сезона. Допустимая продолжительность перерыва - не более 24 часов в течение месяца или не более 16 часов единовременно (при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 градусов). А вот отклонения давления в батареях от нормативов в принципе не допускаются.  

 

Начинаем считать. И экономить...  

 

В советские времена в квартирах (даже не в квартирах, а на лестничных клетках) стоял всего один прибор учета - счетчик электроэнергии. О том, что такие же приборы учета должны находиться на трубах с горячей и холодной водой, отопления, газоснабжения, мы даже подумать не могли. 
Сегодня, напротив, всем ясно: чтобы платить ровно за то, что вы потребили, нужно установить счетчики.  И не просто установить, но и оперативно ввести их в эксплуатацию. В обычной жизни этот процесс называется «опломбировка» - что не совсем верно. Помимо опломбирования в эту обязательную процедуру входят первичное снятие показаний и подписание соответствующего акта. 

 

Установив счетчик, собственник помещения должен за ним постоянно следить. В частности, помнить, когда дата его следующей поверки. 
Каждый месяц жильцы должны передавать показания приборов учета. Забыть сообщить показания один раз - не страшно (вам начислят платеж по вашему же среднему уровню потребления). Но если исполнитель не будет получать от вас показания в течение 6 месяцев подряд, он обязан прислать специалистов, которые проверят, действительно ли счетчик работает. 

 

Кстати, счетчик считается сломанным в пяти случаях:

• не показывает данные,

• у него нарушены пломбы или знаки поверки,

• у него имеются механические повреждения,

• он превышает допустимую погрешность показаний,

• у него истек срок очередной поверки. 

 

И все же, по оценкам экспертов, энергоэффективность в нашей стране отстает от европейских показателей примерно в полтора-два раза. Потенциал снижения энергетических потерь в сфере ЖКХ составляет от 30 до 40 процентов. За этими сухими цифрами скрываются реальные деньги собственников жилых и нежилых помещений. Хотя сократить расходы тепла и электроэнергии в своей квартире может практически каждый (см. врезки). 

«Азбуку...» читал Сергей Святки.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также