
Вятская земля издавна славится народными промыслами, в которых отражается необыкновенная история нашего самобытного края. Изделия вятских мастеров были востребованы по всей стране и за её рубежом. Традицию и культуру региона можно разглядеть, например, в таких промыслах, как плетение из лозы и соломы, изготовление кружев. Этим и другим формам народного художественного творчества посвящена новая выставка в музее города Кирова «Приказная изба» - «Губерния мастеровая» (0+).
Куратор выставки Галина Савкова отмечает, что новая экспозиция появилась благодаря посетителям. «Гости, впервые посетившие нашу область и её столицу, хотят видеть то, чем славился вятский край: дымковскую игрушку, кружева и изделия из капа. В этих творениях и есть наша история», - подчёркивает Галина Николаевна.
На выставке «Губерния мастеровая» показаны уникальные изделия вятских ремесленников конца XIX - первой половины XX века. «Посетители впервые увидят самые яркие образцы из музейного собрания народных промыслов, многие из которых ранее не демонстрировались, - всего около 200 экспонатов», - говорят работники музея.

Экскурсию по новой выставке Галина Николаевна начала с исторического рассказа. С давних времён Вятская губерния была крупным центром различных промыслов и ремёсел, а в ХХ веке по некоторым показателям стала занимать лидирующие места во всей стране по ремесленному производству. К началу прошлого столетия на Вятке существовало около 70 видов промыслов, многие из которых впоследствии стали декоративно-прикладным искусством.
Излюбленным материалом у вятских мастеров было дерево - около 40 процентов всех промыслов основано именно на этом сырье. На Вятке впервые стали использовать для плетения изделий сосновый корень. Самобытный промысел зародился в селе Бобино Вятского уезда. Здесь мастера научились обрабатывать сосновый корень. Каждое новое изделие было краше предыдущего. если поначалу мастера плели так называемые чаруши - чаши круглой формы, то в дальнейшем начали появляться утончённые вазы, корзины для дамских шляпок.
Несложность промысла, отсутствие необходимости в крупных приспособлениях и большом количестве инструментов давали возможность работать в жилых помещениях, не требуя отдельных мастерских. Сосновые и еловые корни кустари всегда заготавливали сами.
Хорошим корнем считается такой, который при очистке получается длинным, тонким, ровным по всей длине и гибким, как бумажный шнур. Добытый корень сначала очищали от коры, расщепляли на несколько частей. Затем эти широкие и узкие «ленты» замачивали и только после этого приступали к плетению. Плетёные изделия вятских кустарей всегда отличались прочностью. С годами они не теряли своего вида, лишь слегка темнели, приобретая приятный охристо-коричневый оттенок. Крепость и долговечность материала объясняются наличием в корнях сосны смолы, способной отталкивать воду, в результате чего изделия не поддаются гниению. Поэтому неудивительно, что в крестьянских хозяйствах часто встречались изделия, сохранившиеся от дедов и прадедов.
В наши дни плетение из соснового корня сохранилось и укрепилось благодаря кировскому мастеру Евгению Початкову. Евгений Иванович перенял навыки плетения у своего отца. Любопытно, что Иван Початков начал свою деятельность в промысле с того, что, найдя однажды корзину из соснового корня, расплёл её и самостоятельно изучил технику плетения. Изготовление плетёных предметов носило для Ивана Початкова и членов его семьи любительский характер. И только для его сына - Евгения - плетение постепенно переросло из увлечения в профессиональное дело.
Характерной особенностью авторского стиля Евгения Початкова считается сочетание традиционного плотного плетения с элементами ажура. Работы Евгения Ивановича хранятся в Вятском художественном музее, а также в частных коллекциях, в том числе за рубежом.

Гордость Вятки - дымковская игрушка. Более ста игрушек и композиций, в том числе изделия старейших мастериц промысла - Анны Мезриной, Елизаветы Кошкиной, Елизаветы Пенкиной, а также работы известных мастериц середины XX века показаны на выставке. Особое внимание при создании экспозиции уделили дымковской игрушке, изготовленной с XIX по XX век, так как именно в этот период промысел конкурировал с гипсовыми изделиями, которые тоже изготавливали в слободе Дымково.
История популярной дымковской игрушки восходит к XV веку. В слободе Дымково, на низком берегу реки Вятки, сложилась традиция изготовления глиняной игрушки. Мастерство передавалось по женской линии - от матери к дочери.
Постепенно складывались династии мастериц, каждая из которых имела свой творческий почерк. Игрушки изготавливали к местному празднику - Свистопляске, который проводился в мае. В этот день из слободы Дымково отправлялись лодки, груженные игрушкой, и устраивалась ярмарка, на которой дымковская игрушка была основным товаром.
В начале ХХ века древний промысел почти угас из-за невостребованности. Многие мастерицы уходили из промысла, но благодаря Анне Мезриной, одной из тех, кто был верен своему делу, дымковская игрушка продолжала жить. Мезрина не только не переставала создавать прекрасные игрушки, но и передала все знания и умения своим дочерям.
Но всё же решающую роль в судьбе всего промысла сыграл вятский художник-пейзажист и знаток дымковского ремесла Алексей Деньшин. В 15 лет он увлёкся творчеством мастериц, зарисовывал их игрушки, изучал процесс работы, сумел разглядеть в изделиях настоящее искусство. Особую любовь он питал к творчеству Анны Мезриной. Деньшин вернул популярность промыслу и открыл его для всего мира. В 1950-х годах Союз художников взял под опеку оставшихся мастериц, сумел сохранить и приумножить творческий коллектив, а игрушки начали уходить на экспорт в 20 стран мира.

Вятские мастера - умельцы на все руки. Творили они из всего, что только встречали на своём пути. Тому пример - изделия из капокорня. Взглянешь на них - и удивишься красоте. Кажется, что шкатулка каменная, а на самом деле она деревянная.
Кап - это нарост на дереве. Его называют лесным порфиром и деревянным малахитом. В Вятской губернии был наиболее распространён берёзовый кап, самый красивый по рисунку и цвету.
Родоначальником каповых дел на вятской земле считается столяр из уездного города Слободского Григорий Макаров, живший в первой четверти XIX века. Из тонких пластин капа он изготавливал шкатулки и табакерки строгих геометрических форм и правильных пропорций, соответствовавших популярному тогда стилю классицизма. Но главной его заслугой стало добавление в изделия деревянных шарниров, которые он перенял из «занятной вещицы» - шотландской табакерки, случайно попавшей ему в руки. Точное изготовление зубцов и соответствующих им углублений механизма, а также сверление тонкой проволокой надолго вошли в арсенал следующих поколений мастеров-каповщиков.
Удивительна наша земля своими людьми, которые на протяжении столетий прославляют Вятку, её просторы и красоты. Узнать об этом и о других вятских промыслах можно на выставке «Губерния мастеровая». Посещение её доступно по «Пушкинской карте».
Ксения АФАНАСЬЕВА.
Фото автора.