Наши предки верили, что скорое наступление весны зависит от качества проводов зимы, поэтому на протяжении недели крестьяне ходили друг к другу в гости, угощались блинами, водили хороводы и устраивали ярмарки.
По сей день мы с размахом отмечаем Масленицу, но уже мало кто из нас помнит, откуда берёт свои истоки этот праздник, почему главным лакомством на столе был румяный круглый блин и мелодию какого музыкального инструмента можно было чаще всего услышать на торжестве. Обо всех тонкостях древнего славянского праздника можно узнать на выставке «Масленица-блинница - весны именинница» (0+), которая открылась в Приказной избе в Кирове.
Праздничное настроение появляется от одного только вида Приказной избы. Входная зона украшена изображениями символов Масленицы: пузатых самоваров, аппетитных блинов и румяных калачей. Разноцветные ленты, развевающиеся на ветру, словно приглашают людей в дом.
Внутри избы всё так же пестрит красками. Работники музея отмечают, что изюминкой многих экспозиций считаются муляжи различных блюд. Так и на выставке, посвящённой масленичной неделе, особый интерес гостей вызвал накрытый стол. Овощи и грибы, вареники и рыба, пироги да блины стоят на нём.
Главным угощением Масленицы всегда были румяные блинчики. Своей округлой формой и ярко-жёлтым цветом они напоминают солнце. Предки считали, что чем больше съешь блинов, тем быстрее придёт весна и тем плодороднее будет урожай. Блины никогда не ели просто так, а всегда макали в варенье, топлёное масло, мёд или сметану. На Вятке к блинам подавали помакуши - их готовили как из ягод с добавлением жирных сливок и сахара, так и из яиц, смешиваемых с растопленным сливочным маслом.
С принятием христианства праздник приближающейся весны начали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом - в Сырную седмицу. Такое название связано с тем, что верующим нельзя было употреблять в пищу мясные продукты, но разрешались рыба, яйца, масло и сыр. Каждый из семи праздничных дней Масленицы имеет своё название и обычаи.
Понедельник - «Встреча». В этот день принято встречать Масленицу, ставить на стол самые вкусные яства и, конечно же, печь блины. Кроме того, на Руси в понедельник невестки, проживающие с мужем и его родителями, должны были прийти в родной дом к матери и отцу, помочь матери с домашними хлопотами и напечь целую гору блинов. Всю первую партию отдавали нищим и больным. Последующие блины оставляли для самых дорогих гостей - родителей мужа.
Вторник - «Заигрыш». День начинался с веселья. Молодёжь каталась с горок, ходила на ярмарки, покупая друг другу подарки. Взрослые люди в этот день устраивали смотрины. Парни знакомились с девушками в надежде найти себе будущую жену. Свадьбу можно было сыграть не раньше первого воскресенья после Пасхи.
Среда - «Лакомка». Третий день масленичной недели был известен своими походами в гости. В этот день тёща приглашала зятя к себе и угощала блинами.
Четверг - «Разгуляй». Генеральной уборкой, стиркой и остальными хлопотами занимались в первые три дня масленичной недели, чтобы освободить её конец для празднования, ведь начиная с четверга заниматься обыденными делами считалось дурным тоном. В четверг народ устремлялся в места всеобщих гуляний. Устраивались различные поединки, кулачные бои, взятие снежных крепостей и, конечно же, всеобщее поедание блинов.
Пятница - «Тёщины вечёрки». В этот день тёща наведывалась к своему зятю. В большинстве случаев приходила она не одна, а в сопровождении своих подруг. Щедрый и гостеприимный зять должен был накрыть стол для любимой тёщи и угостить её подруг. За праздничным столом женщина давала советы по сохранению семейного очага и не забывала нахваливать зятя.
Суббота - «Золовкины посиделки». В этот день жёны звали в гости родственников мужа. Главной гостьей была сестра мужа - золовка. В этот день всех угощали блинами, а золовке полагался ценный подарок.
И, наконец, «Прощёное воскресенье». Перед началом Великого поста люди просили у всех прощения. «Бог простит, и я прощаю», - слышалось в ответ. Все собирались на площади и провожали зиму, сжигая её чучело. Доедали всё приготовленное на неделю. С понедельника начинался Великий пост. Остатки угощений раздавали нищим.
Масленицу, как и любой другой русский праздник, невозможно представить без музыки. Под мелодию гармони люди пускались в пляс и пели песни.
Русскую гармошку называют «душой народа». В каждом регионе страны гармонь звучала по-своему. На Вятке удивительный музыкальный инструмент появился в 1840-х годах. Гармонный промысел здесь основал крестьянин из села Истобенска Орловского уезда Данила Нелюбин. На нижегородской ярмарке в 1839 году он приобрёл тульскую гармонию, а уже к 1842 году сам научился мастерить такие же инструменты. Взлёт производства гармоней приходится на конец XIX - начало ХХ века. Тогда Вятская губерния заняла второе после Тулы место по количеству выпущенных инструментов. С 1856 года вятские гармоники начали изготовлять мастера Вараксины, которые модифицировали инструмент специально для исполнения татарских мелодий.
В 1900 году на первой Парижской выставке вятские гармоники получили признание специалистов Европы. После революции кустарное производство «вяточек» было реорганизовано в промысловые артели.
На открытии выставки «Масленица-блинница - весны именинница» музыка тоже витала в воздухе. Студент Кировского колледжа музыкального искусства им. И.В. Казенина Григорий Елькин исполнил несколько русских народных песен. Гармонист очень понравился самым маленьким посетителям выставки - ученикам творческой студии «Художка». Малыши не могли оторвать взгляда от музыканта, а в конце выступления отблагодарили Григория громкими аплодисментами.
Как правило, Масленицу отмечали на улице. Потому торжество не обходилось без кипящих самоваров.
На выставке в Приказной избе впервые представлены изделия братьев Поповых - основателей самоварного промысла на Вятке. В 1864 году слобожанин Егор Михайлович Попов с братьями Иваном, Николаем и Гаврилой открыл мастерскую избу. Со временем производство расширилось, поповские самовары завоевали вятский рынок и вышли за его пределы. Их можно было купить на Макарьевской и Ирбитской ярмарках, а в 1896 году самовары братьев Поповых были отмечены серебряной медалью на нижегородской выставке.
На выставке в Приказной избе можно подробнее познакомиться и с другими, не менее интересными экспонатами.
Посетить выставку «Масленица-блинница» можно до 20 марта. Действует Пушкинская карта.
Ксения АФАНАСЬЕВА.
Фото автора.