Среда,
25 июня
Вятский край издательский дом
Вятский край издательский дом
Среда,
25 июня

В мастерской живописца. Виктор Кирпиков: из учителей в художники

28 мая 2025

Это только кажется, что культурная жизнь бьёт ключом исключительно в больших городах да областных центрах, а в провинции есть лишь слабые её отголоски. На самом же деле творческие люди, да ещё какие, есть и в глубинке. И их немало.

«Вятский край» уже писал о талантливых учителях, которые работают в районных и сельских школах. О тех, кто стал лауреатами премии «Элита образования Кировской области». Пришла пора рассказать о художниках, которые своим творчеством славят вятскую глубинку, но чьи произведения кировчане видят не так часто. Хотя эти люди достойны внимания ничуть не меньше, чем живописцы, являющиеся членами Вятского регионального отделения Союза художников России, обладающие статусом «народных» и «заслуженных», имеющие академический статус.

Недавно в Кировской областной библиотеке для детей и юношества им. А.С. Грина открылась выставка работ «Наедине с кистью» (0+) художника из Белохолуницкого района Виктора Кирпикова. Имя это кировской публике знакомо мало, хотя мастер и продвигает своё творчество через социальные сети. Но личность живописца представляет интерес как в плане непростого жизненного пути, так и в разрезе творческих поисков.

Два крутых поворота в судьбе

Виктор Кирпиков родился в посёлке Подрезчиха белохолуницкого района. Было это в далёком 1967 году.

Трудовая семья, деревенское детство и увлечение рисованием с малых лет - так начиналась жизнь художника. Но после школы Виктор поступает не в художественное училище, а на естественно-географический факультет Кировского педагогического института им. В.И. Ленина.

Впрочем, в таком поступке не было ничего необычного. Многие родители советского времени видели своих отпрысков с дипломом об окончании вуза, и дети чаще всего стремились оправдать чаяния близких. Так было и с Виктором Кирпиковым. Вот только желания учиться в пединституте хватило у молодого человека ненадолго. Проучившись два года, он бросает вуз и поступает в Кировское художественное училище. И это событие стало первым крутым поворотом в жизни художника.

Решение изменить жизненный вектор Виктор объясняет тем, что осознал своё призвание - быть художником, а не педагогом. А толчком к этому стал один эпизод из студенческой жизни. В общежитии, где жил Виктор, в соседней с ним комнате обитал художник из Косино Зуевского района Вячеслав Ивонин. Он подарил студенту детский набор красок и кисть. А тот взялся сразу же писать копию картины Айвазовского. Но, как говорится, замах был на рубль, а удар на копейку. И Кирпиков понял, что без профессиональной подготовки за такое дело браться нельзя. Вот и созрело у него решение, которое определило всю его последующую жизнь.

Учёбу в училище Кирпиков вспоминает как один из самых светлых эпизодов в жизни. Он говорит, что ему довелось учиться, когда руководил училищем известный кировский живописец Александр Плотников. И за время учёбы довелось ему познакомиться со многими художниками, которые впоследствии стали достаточно известными. Среди своих хороших знакомых Кирпиков называет Анатолия Шабурова и Вячеслава Чернова. Знаком он и с более молодыми живописцами - Максимом Наумовым и Игорем Сметаниным.

Но после окончания училища Виктор в Кирове не остался - вернулся в свою родную Подрезчиху, где устроился преподавателем в школу искусств (художественное отделение). И до 2007 года жил и работал на своей малой родине.

Вторым поворотом, существенно изменившим жизнь Виктора Кирпикова, стала инвалидность. От своих предков он унаследовал заболевание сосудов, которое сначала сделало его ограниченно трудоспособным, а потом привело к ампутации ноги.

Кстати, именно состояние здоровья заставило художника покинуть свою малую родину и перебраться в 2007 году в Киров. С тех пор он живёт и работает в областном центре.

На вопрос же, считает он себя человеком городским или сельским, Виктор отвечает, что уже городским. Но тут, как в той песне 80-х, что пел Сергей Беликов: «Сам себя считаю городским теперь я…» Так и Кирпиков признаётся, что городская жизнь не изменила его кардинально.

- В душе я сельский житель, только переформировался в горожанина, - признаётся художник.

В городской квартире, которая одновременно является для Виктора мастерской, он продолжает писать сельские пейзажи и натюрморты, сцены из деревенской жизни. Художник, по его собственным словам, скучает по выездам на пленэр и заряжается энергией во время своих нечастых визитов в Подрезчиху.

Инвалидность - не помеха

Жизнь инвалида - не сахар. А для художника инвалидность часто становится препятствием для профессионального роста. Но есть масса примеров, которые опровергают данное утверждение. Например, французский живописец Нарцисс де ла Пенья, лишившись в детстве ноги, стал выдаю­щимся мас­тером романтического пейзажа, близкого к школе Барбизона. Знаменитый импрессионист Клод Моне страдал прогрессирующим ухудшением зрения с 27 лет. Анри Тулуз-Лотрек страдал редким генетическим заболеванием, обезобразившим его внешность. Мексиканская художница Фрида Кало хромала вследствие перенесённого в детстве полио­миелита, а в автомобильной аварии получила повреждение позвоночника. Русский художник Виктор Борисов-Мусатов после детской травмы стал горбатым и всю жизнь имел проблемы со здоровьем. Но инвалидность не помешала всем этим людям стать выдающимися художниками. Главное - не терять веры в себя и усердно трудиться.

Вот и Виктор Кирпиков не впадает в уныние из-за своего здоровья. Физический изъян он компенсирует ежедневным кропотливым трудом.

В пейзажах Кирпикова нет места мрачности и печали. Они наполнены светом и бодростью. Лишь кое-где проглядывает лёгкая грусть. Да и в портретах кисти художника люди не выглядят суровыми или озабоченными. Мастер предпочитает передавать на холсте положительные эмоции, которые переживают его натурщики. И такой заряд внутреннего оптимизма делает его работы интересными и привлекательными.

Конечно, продуктивность работы этого художника уступает тем, кто не имеет ограничений по здоровью. Вот и на выставке, которая проходит в кировской библиотеке имени А. С. Грина, художник представил немногим более 30 своих картин. А в целом, по словам Виктора, в его «загашнике» всего порядка 200 полотен.

Не претендует Кирпиков и на звания и статусы, которые говорят о признании заслуг живописцев в профессиональной среде. Он даже не член Вятского регионального отделения Союза художников России.

- Я вообще не публичный человек, - говорит художник о себе, оправдывая отсутствие на различных творческих «тусовках». Хотя, как мне кажется, Виктор просто не хочет чувствовать себя неловко в окружении людей, которые не ограничены в своих возможностях.

Вот и выставки его проходят не на центральных выставочных площадках Кирова, а в Белой Холунице, Подрезчихе или, как в этот раз, в кировской детской библиотеке.

Впрочем, такая непубличность компенсируется тем, что Виктор активно продвигает свою живопись в интернете, через социальную сеть «ВКонтакте».

Творчество для Кирпикова - окно в большой, яркий, живой и динамичный мир. Оно помогает художнику чувствовать ритм жизни, свою сопричастность к тому, что происходит за окном. Ну а если живопись приносит ещё и какой-то доход, то и он не лишний для инвалида, живущего на отнюдь не депутатскую пенсию. Одно только в связи с этим огорчает художника - далеко не все люди способны по достоинству оценить тот труд и те движения души, которые мастер вкладывает в свои произведения.

Сергей СМОЛИН.
Фото автора.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие новости

24 июня 2025

Что нынче празднуем? 12 июня в Кирове впервые не отмечали День города

День города Кирова, традиционно отмечавшийся 12 июня, в этом году отменили. Губернатор решил порадовать жителей областного центра и растянул ожидание до 22 сентября. Пока многие размышляют, почему «официальная» дата стала именно такой, расскажем, как кировчане праздновали День России.
23 июня 2025

А мы едем за туманом… Кировская область так и не стала туристической меккой

Туризм, в том числе внутренний, на фоне закрытия многих западных маршрутов считается одним из драйверов развития экономики. Правда, после начала СВО значение этого фактора для экономического роста было пересмотрено, но всё ещё остаётся в числе важных.
21 июня 2025

«Уралхим» подписал соглашение о сотрудничестве с Кировской областью

АО «ОХК «Уралхим» и правительство Кировской области подписали соглашение о социально-экономическом сотрудничестве.

Теги

Вятский край издательский дом
Анастасия Максимова
менеджер по рекламе
8 (8332) 25-57-46
kray.43rek@yandex.ru
Адрес редакции
г. Киров, ул. Спасская, 39, офис 2
kray.43@yandex.ru
Материалы публикуются с разрешения. Все права защищены.
Любое воспроизведение материалов или фрагментов из них на любом языке возможно только с письменного разрешения "Издательский дом "Вятский край". Гл.редактор: Артем Смирнов.
© 2024 ООО "Издательский дом "Вятский край". Все права защищены.
magnifiercross