Среда,
19 ноября
Вятский край издательский дом
Вятский край издательский дом
Среда,
19 ноября

Пединституты вернутся? Отмена Болонской системы может решить проблему нехватки учителей

18 ноября 2019

На прошлой неделе Президент РФ Владимир Путин провел в Кремле заседание Совета по русскому языку. В зале присутствовали чиновники, ректоры и преподаватели вузов, филологи, лингвисты, представители учительского сообщества, историки русской литературы, руководители литературных музеев, писатели и издатели.

Разговор главы государства с собравшимися получился доверительным и оживленным. Но по ходу дискуссии он вышел на основную проблему - старение и дефицит преподавателей русского языка и литературы.

В октябре «Вятский край» уже писал о том, что в школах не хватает учителей. На этот раз проблема была поставлена на федеральном уровне.

Учителя сильно постарели

Совет при Президенте РФ по русскому языку был создан в 2014 году в целях совершенствования государственной политики в области развития, защиты и поддержки языка.

В 1990-е годы русский язык активно вытеснялся на всем постсоветском пространстве. Но и сегодня он испытывает сильное давление, особенно в Прибалтике, а в последнее время - и на Украине. Его распространение и даже сохранение в локальных рамках воспринимается как акт агрессии со стороны России. Поэтому на этих территориях использование русского языка всячески купируется и  ограничивается. А его изучение выведено за рамки образовательного процесса.

Но такое пренебрежительное отношение к русскому языку наблюдается не только за границами Российской Федерации. И внутри страны не все с ним в порядке. Об этом свидетельствует растущая безграмотность молодого поколения россиян. Посмотрите, что и как они пишут в интернете, и вы обнаружите такое количество ошибок, которое при советском образовании (несмотря на его несовершенство) просто не было бы возможным. Неумение связно излагать собственные мысли, большое количество стилистических, орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок перестало даже удивлять, а зря. Об этом, собственно, и рассказали Владимиру Путину члены совета.

Писатель Борис Екимов (Волгоградская область): «Я возьму район - не «медвежий угол», а южный район, асфальтовый, до областного центра 1,5 - 2 часа - и доедешь. 24 школы, 400 учителей, из них 40 - русского языка. Из 400 учителей средний возраст - 53 года. В некоторых больших школах, достаточно больших, десятилетках, - 60 - 65 [лет] средний возраст. Ещё три или четыре года назад я брал справки - 43 года был средний возраст учителя по району, сейчас - 53. Я удивился и говорю: «Проверьте. Почему? Куда?» Она говорит: «Всё очень просто: те, которые помоложе, они уходят».

А далее писатель поведал и о запредельных нагрузках на одного педагога, и о зарплатах, которые таким нагрузкам не соответствуют, и о привлечении к преподаванию языка людей, не имеющих достаточной для этого подготовки. Не обошел он стороной и вопрос доплат за классное руководство, за проверку тетрадей, за категории. Они мизерны и не соответствуют затратам умственных и физических усилий. Посетовал Борис Екимов и на отсутствие жилья для молодых педагогов, прибывающих на работу в сельскую местность.

Ольга Васильева (министр просвещения РФ): «Уважаемый Борис Петрович, я хотела просто вам сказать цифру, чтобы было понятно. Последние несколько лет, Михаил Михайлович (Котюков, министр науки и высшего образования РФ. - Авт.) подтвердит, мы принимаем на бюджетные места в педагогические вузы 73 тысячи 647 человек. Доходят до окончания вузов 60 процентов, и от общего числа идут в школу ещё 30 процентов, то есть у нас 30 процентов выпускников, обучающихся доходят до школы. На сегодняшний день вы правы только в том, что у нас 5,8 процента тех, кому до 35 лет, работают в школах».

Министр уверена, что писатель строит свои критические замечания на неверных основаниях.

«Я хочу, чтобы был разбит определённый миф, который вы сейчас озвучиваете, - сказала она. - Меньше всего в школе нехватка (коллеги, сидящие здесь, мне подскажут и подтвердят) учителей русского языка и литературы, больше всего - учителей математики, физики, информатики и английского языка. Словесники у нас сейчас есть в школе».

«Но если преподавателей русского языка хватает, то откуда же берется безграмотность молодежи? Плохие учителя?» - так и хотелось спросить во время трансляции заседания у Ольги Васильевой. Однако тема не получила дальнейшего развития. Впрочем, Владимир Путин пообещал к ней «вернуться».

Вернуть педагогическое образование

Учитывая вышесказанное, вполне логичной стала постановка второго важного вопроса - о вузовской подготовке учителей.

Людмила Кольцова (заведующая кафедрой русского языка Воронежского госуниверситета): «Речь идёт о том процессе ликвидации кафедр русского языка, который приобрёл, как сказал Владимир Ильич (Толстой, руководитель Совета по русскому языку. - Авт.), поистине угрожающие масштабы. Хочу сказать, что этот процесс близок к своему завершению, то есть к ликвидации классического филологического образования…»

По словам профессора университета, сокращается количество бюджетных мест, выделяемых на подготовку учителей русского языка. В её вузе оно не позволяет даже сформировать группу для магистратуры. Согласно требованиям Миннауки, минимально для этого нужно 12 студентов, в наличии же только шесть.

Не обошла Людмила Михайловна и чехарду с образовательными стандартами. По ее мнению, проблема здесь в том, что педагогов стали учить не знаниям, умениям и навыкам работы, а «компетенциям». Вследствие этого произошло сужение профессиональной подготовки до знания чистого предмета без обучения студентов основам педагогической профессии как таковой. Способствовал этому (а может быть, и стал его причиной) переход на Болонскую систему.

Людмила Кольцова: «Со мной согласна тоже большая часть научно-педагогического сообщества в том, что переход на двухступенчатую систему образования - бакалавриат и магистратуру - это неразумное решение для педагогических специальностей, потому что в результате неполного четырёхлетнего образования мы получаем недопедобразование. И директора школ не хотят брать в школу этих недопедобразованных людей… Поэтому возвращение специалитета в университетское образование и специальности, которая была у нас когда-то, - филолог, преподаватель русского языка и литературы, - это насущная необходимость».

Предложение поддержал и Владимир Путин: «Вы знаете, у меня нет окончательного мнения, но бакалавриат, магистратура - вообще, неплохой способ подготовки специалистов. Вы знаете, когда готовят в области кибернетики, чего-то ещё, технические, до элиты какого-то уровня, эти знания могут быть применены на практике в жизни: на предприятиях, в крупных наших компаниях. Потом следующий шаг - магистратура, там ещё больше знаний. Понимаете, это всё возникло за рубежом из потребностей жизни, потребностей экономики. По таким специальностям, как русский язык, это эффективно - делить на бакалавриат, магистратуру? Что это даёт? Бакалавриат преподаёт только в младших классах, что ли? Или что? А магистратура даёт право преподавать до 10-го и 11-го? В чём смысл?»

Попутно с тем, что говорил президент, он «возил лицом по столу» (если так можно выразиться) министра науки и высшего образования Михаила Котюкова, у которого, как выяснилось, нет не только своего мнения по вопросу о применимости Болонской системы при подготовке учителей, но и умения отвечать на вопросы главы государства конкретно и по существу. Поэтому за него ответила Ольга Васильева: «Моё мнение известно, я его озвучивала. Я считаю, моё мнение, может быть, вы меня поддержите, что на педагогические специальности нужно возвращать специалитет (то есть подготовку именно учителей, а не бакалавров (магистров) по определённому предмету. - Авт.), на педагогические специальности особенно гуманитарного цикла».

Школам нужны учителя, а не бакалавры

Кировская область не осталась в стороне от тех экспериментов, которые проводили либералы в области высшего образования. По словам советника губернатора и депутата Законодательного собрания области Анатолия Чурина, на его памяти было несколько волн этого процесса. Первая из них - в 1996 году, когда количество вузов в стране сократилось на 20 процентов. Потом в 1999 году начался переход на Болонскую систему. И, наконец, в 2012 году экс-министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов затеял очередную оптимизацию высшего образования.

- Тогда страху нагнали на всех, - вспоминает Анатолий Чурин, который в тот период возглавлял региональный департамент образования. - Мы с ректорами вузов ездили в Москву и доказывали, что нам нельзя терять ни одного нашего вуза. И, в принципе, нам это удалось. Все четыре высших учебных заведения остались, хотя по стране их количество было резко сокращено. В нашей области пострадало только несколько негосударственных вузов.

Но если говорить о педагогическом образовании, то его начали «реформировать» еще в 1995 году, когда Кировский педагогический институт им. В.И. Ленина был преобразован в университет. Уже на этом этапе начался пересмотр программ подготовки учителей. А с принятием четырьмя годами позже Болонской системы этот процесс значительно ускорился. Поэтому, когда в 2016 году Вятский государственный гуманитарный университет был присоединен к ВятГУ, советская система подготовки педагогов была там уже полностью уничтожена.

- Раньше, чтобы подготовить специалиста, нужно было дать ему знания не только по предмету, - пояснил Анатолий Чурин. - Нужно было научить его тому, как учить. Он должен был знать, как сделать предмет понятным для ребенка. А это - методика преподавания, построенная с учетом детской психологии, возрастной психологии, физиологии детской и прочего. Для этого студенту нужно было дать целый комплекс наук. А сегодня все это выхолостили, оставив только сам предмет. А кому сегодня нужен «чистый» специалист? У нас ведь не академический институт. Нам нужны люди, которые будут работать в школах.

С внедрением Болонской  системы произошло и снижение качества подготовки будущих педагогов. По мнению Анатолия Михайловича, бакалавр сегодня по уровню знаний равняется выпускнику техникума советского времени. Но в отличие от последнего, который был все же практико-ориентированным, бакалавр не обладает необходимыми навыками по применению полученных знаний в работе. Может быть, потому, как сказала президенту Людмила Кольцова из Воронежского госуниверситета, директора школ и не торопятся брать таких недоучек на работу.

По словам советника губернатора, он уже предлагал главе региона Игорю Васильеву вернуться к прежней, проверенной методике подготовки школьных учителей и создать в ВятГУ специализированный педагогический институт. Тот воспринял эту инициативу положительно.

А вот ректор опорного вуза отнесся к ней «прохладно». Свою позицию он пояснил отрицательной реакцией на это со стороны педагогического состава университета.

- Теперь, чтобы создавать этот институт, нужно вводить дополнительные ставки преподавателей, увеличивать фонд оплаты труда. А если последнего не сделать, то платить новым людям придется за счет старых. Понятно, что коллектив ВятГУ возмущается, - пояснил точку зрения ректора ВятГУ Анатолий Чурин.

И все же он считает, что восстановление специалитета при подготовке учителей, о котором было сказано на заседании Совета по русскому языку, станет правильным шагом. Для этого нужна только политическая воля. Поэтому пока нужно подождать и посмотреть, какие поручения президента будут даны после прошедшего в Кремле мероприятия.

Сергей СМОЛИН.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие новости

18 ноября 2025

Туристы не доедут. Кировская область не вошла в каталог туристических автомаршрутов

Министерство экономического развития РФ и Центр стратегических разработок (ЦСР) выпустили каталог туристических автомаршрутов по стране.
17 ноября 2025

Когда лишний шум – помеха. Ждать ли нарушений в использовании новых автобусов?

Любит наше родное вятское правительство устраивать шоу. Ему только повод дай. Вот так на прошлой неделе оно нагнало на Театральную площадь новые, приобретённые по нацпроекту «Инфраструктура для жизни» автобусы и устроило там торжественную церемонию вручения ключей водителям этих транспортных средств.
16 ноября 2025

На паровозе в Новый год

Недавно министерство транспорта Кировской области порадовало кировчан и гостей областного центра новостью о том, что с 27 декабря по 11 января (за вычетом 31 декабря и 1 января) из Кирова в Слободской будет ходить новогодний туристический поезд.

Теги

Вятский край издательский дом
Анастасия Максимова
менеджер по рекламе
8 (8332) 25-57-46
kray.43rek@yandex.ru
Адрес редакции
г. Киров, ул. Спасская, 39, офис 2
kray.43@yandex.ru
Материалы публикуются с разрешения. Все права защищены.
Любое воспроизведение материалов или фрагментов из них на любом языке возможно только с письменного разрешения "Издательский дом "Вятский край". Гл.редактор: Артем Смирнов.
© 2024 ООО "Издательский дом "Вятский край". Все права защищены.
magnifiercross