
Распространенным ремеслом вятских мастериц издавна было ткачество. Женщины и девушки изготавливали повседневную и праздничную одежду, половики, скатерти, покрывала и полотенца из льна, хлопка и шерсти. В переплетении цветных нитей, создававших узор, таился глубокий смысл.
Так, например, для вятских изделий характерны ромбические мотивы, угловатые зигзагообразные полосы, звёздчатые и острозубчатые формы. С момента зарождения этого вятского промысла прошло уже не одно столетие, но ткацкое дело всё так же актуально.
В Народной галерее ОДНТ с начала сентября работает выставка «Тканая дорожка» (6+), демонстрирующая искусство ткачества и славящая мастеров, стоявших у истоков возрождения этой удивительной технологии.
В этом году выставка проводится в третий раз. Экспозиция включает работы более 30 мастеров из Кирова, Нижнего Новгорода и Алтайского края, которые используют как классические техники, передающиеся из поколения в поколение, так и современные подходы к ремеслу. «Каждое изделие на выставке рассказывает свою историю через узоры и цвета», - отмечают работники галереи. Здесь и народные костюмы, и мягкие игрушки, предметы быта и декора, одежда и дамские сумочки. Изделия, сделанные руками тех, кто предан своему делу, отражают национальный колорит народов нашей страны.

Ирина Михалицына, заведующая сектором декоративно-прикладного творчества ОДНТ, рассказывает, что выставка условно поделена на три части, каждая из которых знакомит посетителя с творчеством определенной мастерицы.
Первый раздел посвящен Светлане Жаворнковой. Светлана Сергеевна родилась в Московской области, но большую часть своей жизни прожила в Кирове. В 1964 году окончила Московское театрально-художественное училище, а спустя 30 лет получила в столице высшее образование по ручному ткачеству. «Она профессиональный художник, о котором мы почему-то мало знаем, возможно, потому, что свои работы широкой публике Светлана Сергеевна показывает не так часто», - говорит Ирина Владиславовна.
На живописных гобеленах Жаворнковой ожили её детские воспоминания. Одно из центральных её полотен называется «Заросший пруд». «Перед усадьбой был и есть большой пруд с зарослями, старыми ивами, утками и даже цаплями... Вокруг этого пруда я даже бегала в школу напрямки... Конечно, я его рисовала, а потом и соткала гобелен», - вспоминает мастерица. Тепло рук Светланы Жаворонковой сохранилось и в гобелене «Вятская карусель». История его создания весьма интересна. Дело в том, что искусница подготовила эскиз гобелена ещё будучи студенткой московского института, но предполагаемая дипломная работа не была оценена членами комиссии. Спустя много лет, выйдя на пенсию, Светлана Сергеевна доделала начатое, вдохнув жизнь в набросок на бумаге. Перед зрителем разворачивается полотно, на котором оживают знакомые образы народных празднеств, дышащие весельем, торжественностью, отражающее безграничный простор, присущий вятскому краю.

Второй подраздел выставки рассказывает о творчестве Авроры Махневой. Совместно со своим супругом Николаем Алексеевичем Аврора Гавриловна возобновила ткацкое производство в Кирове. Созданная благодаря стараниям супругов Махневых ковровая фабрика выпускала чистошерстяные ковры ручной работы по их же эскизам.
В конце 1960-х годов в Кирове Махневыми были разработаны экспериментальные станки для узорного ткачества. На таких станках Аврора Гавриловна создала своеобразную коллекцию работ: коврики, дорожки, накидки на кресла - с применением отходов текстиля в ковровой и ткацкой технике. Спустя 16 лет Махнева пришла работать в объединение «Умелец». В этот период появились ее образцы с применением ржаной соломки, которые до Авроры Гавриловны никто не изготовлял. Это был оригинальный ассортимент декоративного значения.
Рядом творил Николай Алексеевич. Он также создавал образцы, участвовал в реконструкции настольных ткацких станков для мастеров-надомников.
Уже в 1979 году Аврора Гавриловна начала делать нарядные шторы, скатерти, салфетки, полотенца тонкого ремизного ткачества с применением в основе хлопчатобумажной и льняной нити.
Секретами своего мастерства Аврора Махнева делилась с ученицами в объединении «Умелец», ЗАО «Вятка-текс», студии ремесел «Возрождение» Кировского областного Дома народного творчества. Но все же главной помощницей мастерицы была ее старшая дочь - Елена. Вместе с дочерью Аврора Гавриловна создавала ковры, гобелены, одежду для кукол. Так возникла художественная мастерская «Алёна», в которой работали все члены семьи.
В 1989 году состоялась первая персональная выставка Авроры Гавриловны. Это стало стартом к активному участию в городских, областных, всероссийских выставках, фестивалях, конкурсах. В 2007 году на областном конкурсе «Мастеровые Вятки» Махневой присвоено звание «Народный мастер Кировской области».
На протяжении всего своего пути Аврора Гавриловна любила экспериментировать. Её работам свойственно необычное исполнение. Вместо нитей она вплетала лоскуты, сушеные травы, рогоз и соломку. «Посмотрите, какая чудесная ширма. Мы поставили её против света, чтобы видеть, как красиво и графично изображен зимний узор» - обратила наше внимание Ирина Михалицына на ширму, стоящую у окна.

В третьей секции выставки продемонстрированы работы всех участников. «В нашей экспозиции есть и детские работы - ткачеством интересуются люди любого возраста», - отмечает Ирина Владиславовна.
По словам Михалицыной, выставка вызывает ностальгию у старшего поколения, а для школьников и студентов она становится источником новых знаний. «Ткачество не забыто. Оно живет в нашей жизни, и причем очень активно. Им занимаются самые маленькие творцы. Они познают что-то новое, учатся трудиться, доводить начатое до конца. Через детей мы сохраняем наши традиции. Спасибо педагогам, которые передают свои знания, а вместе с тем и нашу историю», - подытожила сказанное Ирина Михалицына.
Посетить выставку «Тканая дорожка» можно до 24 октября в Кировском областном доме народного творчества. Возможно посещение по «Пушкинской карте».
Ксения АФАНАСЬЕВА.
Фото автора.