
Время… Верно говорят - оно, подобно песку, утекает сквозь пальцы. Не поймать его, не замедлить, как ни старайся. А ещё говорят, будто оно ускорилось, потому что изменился какой-то «резонанс электромагнитных колебаний между поверхностью Земли и ионосферой». Но не это важно, а то, что мы даже не замечаем, как стремительно вместе с ним мчится и наша жизнь. Может, поэтому так нравится нам возвращаться мыслями в те времена, когда мы были молоды и беззаботны.
Однако не только ментально мы перемещаемся в пространстве и времени, но и реально. Судите сами: то и дело к культуре прошлого возвращаются разные поколения людей. Сегодня же мы наблюдаем возрождение стиля 1990 - 2000-х годов. Да, это скорее безобидная пародия на музыку, внешний облик и даже пристрастия в еде, несущая совершенно другой эмоциональный посыл. Но всё же нами, детьми «ельцинских реформ», при виде всего этого овладевает ностальгия.

Взять хотя бы музыку. В наши дни несколько поутихли страсти по «Миражу» и «Ласковому маю», зато переполнены зрительные залы на концертах Надежды Кадышевой, Татьяны Булановой и других звёзд эстрады 1990-х. Думали ли они, что почти на закате своей песенной карьеры на горизонте замаячит новый этап популярности? Да я и сама не ожидала, что по дороге на работу буду с удовольствием слушать в наушниках «Течёт ручей, бежит ручей…». Более того, с трудом сдерживаюсь, чтобы не начать пританцовывать!
…А в памяти всплывает морозный солнечный день Масленицы. Мне лет шесть. В разгар гуляний и разнообразных конкурсов, типа боёв мешками, перетягивания каната и тому подобной «развлекухи», мама срочно зовёт нас с папой домой, ведь с минуты на минуту начнётся трансляция, как я теперь понимаю, клипов на песни Надежды Никитичны. Запомнилось невероятное ощущение безмятежности, спокойствия, тепла и уюта, когда вся семья в сборе. Помню, мама с удовольствием подпевала исполнительнице народных хитов, а я любовалась только что купленными колечками с разноцветными камушками. Вот такой ассоциативный ряд возникает у меня в голове при прослушивании песен Кадышевой.
А сегодня ряды фанатов «Золотого кольца» пополнили молодые меломаны - представители поколения «зет» в возрасте 18 - 25 лет. Забавно. Возможно, песни тридцатилетней давности кажутся им островком подлинности в бурном море современной музыки.

Возвращается и мода 1990 - 2000-х. К примеру, в начале двухтысячных популярной стала толстая подошва или платформа, и чем массивнее и выше она была, тем было круче. Как-то я одолжила у старшей сестры именно такие туфли (высота платформы была сантиметров семнадцать). Но я прокляла всё на свете, пока дошла до дискотеки, какие уж танцы - ноги бы не подвернуть! Зато одноклассницы тогда просто обзавидовались, чему я была несказанно рада. Сегодня увидеть такие «шузы» - не редкость, как и мини-юбки и джинсы с заниженной талией, спортивные костюмы и яркие бомберы, которые тоже вновь в центре внимания.
Это же касается еды и напитков. Не знаю, реально ли найти на прилавках магазинов «юпи» или «инвайт», но они точно продаются на маркетплейсах. Там же вы без труда найдёте плёночные фотоаппараты, кассетные плееры и прочие «артефакты» поколения миллениалов. Словом, действительно происходит «реинкарнация» эстетики периода 1990 - 2000-х.

Но почему мы возвращаемся к прошлому и откуда растут ноги у ренессанса модных тенденций тридцатилетней давности?
Одна из причин кроется в отношениях между поколениями. если раньше каждое новое поколение стремилось отделиться от предыдущего, то современная молодёжь находится на одной волне со своими родителями. Сегодня родители и дети чаще настоящие друзья, а, как известно, у друзей общие интересы, потому-то нас и окружают люди от 18 до 45 лет, почти одинаково одетые и слушающие как современные хиты, так и музыку рубежа XX и XXI веков. Согласитесь, бывает трудно определить, кто перед тобой: подросток или представитель поколения постарше.
Для поколения «зет», выросшего в эпоху внедрения цифровизации и санкций, в период пандемии и геополитических потрясений, культура миллениалов, как ни странно, - символ надёжности, простоты и чего-то «настоящего» (кто бы мог подумать, что «лихие 90-е» кому-то покажутся надёжными!). Вот почему в наше время производители практически всех сегментов рынка или запускают новые, или адаптируют существующие линейки товаров под потребности зумеров.
Это ещё одна ретротенденция, ставшая популярной не только в России, но и в мире. Когда-то быть россиянином, представителем нашей большой страны, было гордостью. Но в период, выпавший на смену тысячелетий, гордость сменилась на стыд.
Теперь же случился парадокс: в 2000-е исполнители патриотического жанра были не в моде у молодёжи, ориентированной на западную культуру, а сегодня песни про «матушку-землю» бьют все рекорды по прослушиванию. Причина проста: постоянное нахождение России в информационном поле вызвало как у наших земляков, так и у иностранцев интерес к русской культуре - к музыке, к моде, даже к еде. А возвращение песен Кадышевой, Булановой, сериалов в стилистике постперестроечного периода формирует сегодня некий эмоциональный фон, в котором они становятся частью национальной и культурной идентичности.
Наконец-то мы пытаемся быть собой, а не копируем кого-то. Это ли не прекрасно? Хочется верить, что эта тенденция сохранится надолго. Так что, я думаю, возвращаться во времена, когда мы были молоды и беззаботны, не так уж плохо, даже полезно.
«Бебибумеры» (1946 1964): старались построить карьеру, рано заводили семью, отличались решительностью и патриотизмом.
Поколение Х (1965 1980): прагматики, которые во всём ищут практическую пользу. Большие индивидуалисты, чем бумеры.
Поколение Y, «миллениалы» (1981 1996): технологически подкованные, ценят самовыражение и стараются продлить свою молодость. Не хотят рано заводить семью и много внимания уделяют карьере.
Поколение Z, «зумеры» (1997 2010): почти не представляют свою жизнь без интернета, креативные и толерантные, внимательны к своему психологическому состоянию.
Поколение «альфа» (2011 2024): первое поколение, с самого детства погружённое в цифровой мир и привыкшее к почти неограниченным материальным благам.
Поколение «бета» (2025 2039): новое поколение, которое будет жить в эпоху нейросетей.
lenta.ru.
Анастасия МАКСИМОВА.