В конце прошлой недели начала свою работу выставка «Вятка в цвете. Суть вещей» (0+). Она открылась в Выставочном зале Вятского художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых и стала своеобразным отчётом о деятельности вятского отделения Союза художников России за год.
В экспозиции представлено около 200 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства авторства кировских художников.
Выставка под названием «Вятка в цвете» проходит в Кирове уже третий год подряд. Прошлогодний её вариант с подзаголовком «Код традиций» имел несомненный успех и успел поколесить по стране, побывав в Москве и иных городах.
Нынешняя экспозиция имеет второе название «Суть вещей» и поделена на пять разделов: «Вещь как мир рукотворный», «Вещь как проводник исторической памяти», «Вещь как предметный мир среды обитания», «Вещь как медиатор: расширяя границы» и «Вещь vs Пустота».
Пройдя по залам, нетрудно убедиться, что такое деление экспозиции носит условный характер. По большому счёту, оно ничего не даёт зрителю для восприятия картин кировских художников и целиком является результатом умствования искусствоведов музея. А потому на все эти разделы можно смело не обращать внимания и рассматривать выставленные произведения в комплексе, как итог работы вятского Союза художников. А в этом плане есть на что посмотреть и над чем задуматься.
«Вятка в цвете» - своеобразный смотр войск, только в специфической области и на региональном уровне. А ещё эту экспозицию можно сравнить с ВДНХ советского времени (с теми же поправками, что и выше).
Как отметил заместитель председателя Вятского отделения Союза художников России, директор Вятского художественного училища им. А.А. Рылова Максим Наумов, отбор работ на выставку «Вятка в цвете - 2025» производился выставочным комитетом из 18 человек, среди которых были представители руководства Союза и именитые мастера.
- Уже сам состав комитета указывает на высокий профессиональный ценз, - отметил Наумов. - Выбирать также было из чего. Редко когда художник предлагал на выставку одно-два произведения. Все хотели показать, чего они добились за год работы, а потому у зрителя есть шанс увидеть, как развивается тот или иной мастер, по какому пути идёт.
Среди выставленных полотен есть работы «старейшин» вятского живописного цеха: Виктора Харлова, Веры Ушаковой, Александра Мочалова, Александра Веприкова и других художников. Нашли своё место на стенах зала и картины «молодёжи»: Вадима Русских, Сергея Перминова, Константина Мошкина. И, конечно же, здесь очень много работ художников среднего возраста.
Всего же в выставке принимают участие более 90 кировских художников.
В этой экспозиции представлены практически все виды изобразительного искусства: масляная живопись, графика, акварель, скульптура, керамика, изделия декоративно-прикладного искусства и даже дымковская игрушка. Поражают также богатство стилей и направления, в которых работают мастера: от реализма до абстракционизма.
Но больше всего радует, что среди вятских художников появляется всё больше мастеров, чей творческий почерк носит индивидуальный характер и чьи картины узнаваемы по этому почерку.
Так, например, Вадим Русских подготовил для этой выставки триптих «Крылья». В нём сошлись и пейзаж, и анималистика, и портретная живопись. И всё это в неподражаемой манере этого молодого ещё автора.
И, конечно же, вполне узнаваемы для зрителя будут картины Александра Мочалова, Татьяны Тимкиной, Максима Наумова и Игоря Сметанина. Впрочем, этим перечислением количество наших самобытных мастеров далеко не исчерпывается.
Среди множества молодёжи, которая от выставки к выставке стремится показать себя и своё растущее мастерство, выделяются работы старшего поколения кировских живописцев. Наличие полотен этих мастеров показывает, что они не «почивают на лаврах», а активно продолжают творческую деятельность, создавая образцы, на которые может ориентироваться подрастающее поколение.
Двумя новыми картинами порадовал зрителей «старейшина» вятской живописи Виктор Харлов. Он представил два городских пейзажа «Начало зимы» и «Солнечный день в Вятке». Мастер в своей традиционной и узнаваемой манере запечатлел уже много раз писаные Спасский собор и колокольню Трифонова монастыря. Но это не стало набившим оскомину повторением данных сюжетов. Виктор Георгиевич в очередной раз продемонстрировал, что у именитого мастера по-прежнему есть свой взгляд даже на то, что уже было писано не раз.
Мастерски исполнены и полотна другого кировского художника старшего поколения - Александра Веприкова. Его натюрморт «Краски осени» и пейзаж «Под русским небом» являются примерами классики реалистической живописи, в которых композиция и цветовое решение отсылают к лучшим образцам русской школы.
Отрадно видеть, что очередное признание заслуг в виде присвоения звания «Почётный гражданин города Кирова» не отбило охоту к творчеству у народного художника РФ Веры Ушаковой. Новые работы художницы, которые представлены на выставке «Вятка в цвете», говорят об этом лучше всяких слов. А если вспомнишь, сколько уже лет прошагала по жизни Вера Ивановна, то её творческой энергии может позавидовать и современная молодёжь.
Многие авторы на эту выставку представили сразу несколько работ, которые образуют как бы именные зоны того или иного живописца. Так, Игорь Сметанин выступил с четырьмя своими полотнами, Максим Наумов - также с четырьмя, а Елена Авинова и Ольга Колчанова - аж с восемью работами каждая.
Впрочем, наличие на выставке всего одного или двух произведений того или иного художника совсем не говорит о лености автора.
- Свою работу «Остров сновидений», которую вы могли видеть, я писала в течение полугода, - призналась Татьяна Тимкина. - Я всегда говорила, что та техника, в которой я работаю, не допускает спешки, а требует тщательности и кропотливого труда.
В общем, на стенах Выставочного зала любой сможет найти для себя что-то новое и интересное. «Вятка в цвете», без сомнения, привлечёт внимание широкой публики. А для студентов Вятского художественного училища она станет ещё одним учебным классом.
Сергей СМОЛИН.
Фото автора и ВХМ.