
В последние дни июля Киров столкнулся с очередной проблемой общественного транспорта: в связи с повреждением линии электропередачи встали троллейбусы. Неделя потребовалась ремонтникам, чтобы восстановить движение этого вида транспорта в полном объёме.
Столь длительный период восстановительных работ связан с тем, что подземная силовая линия была повреждена в четырёх (!) местах. Кто и когда успел это сотворить, городская администрация не сообщает. Хотя догадаться не так сложно: все кировчане знают, кто активно раскапывает улицы каждое лето. Вот только догадки к делу не подошьёшь.
Как бы то ни было, данный случай - лишь ещё одно свидетельство бедственного состояния общественного транспорта в областном центре (что уж там говорить про районы области). Но пока городские чиновники вместе с руководством муниципального АО «Автотранспортное предприятие» (АТП) не спешат радовать нас позитивными новостями.

Если ни городская, ни региональная власть не спешат что-то менять в сфере городских перевозок, если они даже не задумываются о переменах, то в Правительстве РФ об этой проблеме знают и стремятся её решить. Так, на днях Минфин и Минтранс России начали работу над дополнительным финансированием, выделяемым на обновление общественного транспорта в федеральном бюджете на 2026 - 2028 годы. Данный шаг стал следствием поручения, которое дал двум этим ведомствам премьер-министр Михаил Мишустин по итогам стратегической сессии об опережающем развитии транспортной инфраструктуры. Результаты работы будут доложены премьер-министру не позднее 1 сентября.
Кроме того, по поручению главы Правительства РФ к 1 декабря 2026 года в России планируют актуализировать транспортную стратегию до 2030 года. В документ включат задачи по развитию беспилотных технологий на разных видах транспорта, улучшению транспортной инфраструктуры в регионах, расширению использования внутреннего водного транспорта. В результате к 2030 году по производительности труда транспорт должен занимать не ниже пятого места в рейтинге отраслей.
Как отметили эксперты «Российской газеты», территориальное планирование города невозможно в отрыве от транспортного планирования, иначе произойдет транспортный коллапс. Качество планирования маршрутной сети, достоверный прогноз пассажиропотока и выбор на основе этих параметров приоритетов - это залог эффективного развития общественного транспорта в регионах и городах нашей страны.
И планирование - только часть проблемы. Вторая ее часть - нормативное состояние машинного парка. Отмечается, что в 2025 году, с учетом успешной реализации всех планов по обновлению парка транспортных средств в регионах, оно едва достигнет 62 процентов. Это, как говорят московские эксперты, крайне низкая цифра.
Сейчас в регионах средний возраст автобусов достигает 15 - 17 лет, и было бы неплохо, чтобы парк обновлялся каждые пять - семь лет.
Отсутствие нормально работающего общественного транспорта может иметь негативные последствия для всей городской жизни, напоминают специалисты. Главная задача городских перевозок - доставлять людей к месту работы. Если же транспортники с этим не справляются, люди вынуждены пересаживаться на личные автомобили, что приводит к остановкам движения на улицах из-за пробок. Пропускная способность трасс в большинстве городов (в том числе и в Кирове) не рассчитана на значительный поток автомобилей. Да и стоянок для последних не хватает.
Таким образом, забота о развитии общественного транспорта - чуть ли не главная задача городской власти. В Москве, кстати, после правления Лужкова это быстро осознали. Да и не только в Москве. Однако в Кировской области чиновники ведут себя пассивно: на уровне региона нет даже отдельной стратегии развития общественного транспорта.

Сегодня для города Кирова актуальны два направления в деле развития общественного транспорта: первое - совершенствование маршрутной сети, второе - обновление автопарка.
Над тем, что нужно создать оптимальную и удобную для пассажиров маршрутную сеть, городская администрация задумалась уже давно. Особенно примечательна попытка формирования новой схемы, предпринятая бывшим главой кировской горадминистрации Ильёй Шульгиным.
Решение о формировании новой схемы движения общественного транспорта было принято в 2019 году, а ее разработкой занимались Институт развития транспортных систем из Рязани и Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта из Москвы. За работу им было уплачено 15 млн рублей. Но этот документ был встречен в штыки депутатами городской думы, которые назвали его «нарисованным на коленке», и потому проект не был реализован.
Сегодня администрация во главе с Вячеславом Симаковым вновь хочет поменять движение троллейбусов и автобусов.
Как сообщает официальный сайт городской власти, представлен новый вариант реестра маршрутов общественного транспорта, которые должны начать действовать с 1 января следующего года. Однако это не окончательная редакция документа. В нём возможны изменения, связанные с поступающими предложениями, в том числе от граждан.
На данный момент, в связи с дублированием на 85 процентов, рассматривается возможность отказа от троллейбусного маршрута № 5 в пользу автобусного № 51. Вместо улиц Сурикова и Некрасова автобус будет следовать с ул. Воровского до ул. Щорса через ул. Попова. Предполагается, что на маршруте будут работать автобусы большой и средней вместимости и это позволит распределить пассажиропоток. Также предлагается увеличить количество автобусов, что позволит сократить интервал ожидания на пять минут. Сейчас, согласно статистике Центральной диспетчерской службы, 51-м маршрутом кировчане пользуются в два раза чаще, чем троллейбусом маршрута № 5.
Сокращение других маршрутов в новом документе не рассматривается. Проработать изменения реестра с учетом всех мнений администрация планирует в течение трех месяцев. Сейчас в списке чуть более 40 автобусных и пять троллейбусных маршрутов.
Ранее Симаков уже пытался кардинально изменить маршрутную сеть общественного транспорта, но его проект был встречен валом критики. И глава горадминистрации… отступил. Всё потому, что кировчане не верят в добрые намерения чиновников. Впрочем, последние и сами не скрывают, что оптимизация маршрутов нужна для того, чтобы сэкономить деньги АТП и городского бюджета, а не для удобства горожан.

В последние два года ускорился процесс обновления машинного парка транспортных предприятий, которые работают на улицах Кирова.
Для справки: на городских маршрутах в основном движется техника муниципального АО «АТП» и областного АО «КПАТ» («Кировпассажиравтотранс»).
В 2024 году региональной властью за счет казначейских кредитов было приобретено 111 автобусов, а в этом, опять же за федеральный счет, в рамках федерального нацпроекта «Инфраструктура для жизни», ожидается покупка 125 машин. Весь этот транспорт, как сообщили в правительстве региона, будет обслуживать пассажиров по всей области, а не только в Кирове.
Муниципальная власть областного центра в свою очередь также планирует закупить в лизинг от 30 до 50 новых автобусов. А еще, сказал Вячеслав Симаков, город будет бороться за передачу в Киров десяти - пятнадцати троллейбусов из Санкт-Петербурга. До этого Киров уже получил от Питера в подарок десять троллейбусов.
Как отчиталось АТП, по итогам прошлого года в автопарке предприятия было 62 новых автобуса.
Однако, несмотря на такие ударные темпы обновления подвижного состава, горожане продолжают жаловаться на работу общественного транспорта. Это говорит о том, что использование новой техники и ее распределение по маршрутам оставляют желать лучшего.
Таким образом, проблема общественного транспорта в Кирове пока еще далека от своего решения. И просто залить ее деньгами и машинами не получится. Чиновникам нужно кардинально изменить свой подход к городским перевозкам и рассматривать их не как платную услугу, а как жизненно важный компонент функционирования города.
Иван ТРОФИМОВ.