Четверг,
19 июня
Вятский край издательский дом
Вятский край издательский дом
Четверг,
19 июня

Анатолий Чурин: «Образование Кировской области на перекрёстке эпох»

29 апреля 2025
Лауреаты Премии 2023 года.

Уважаемый читатель! Скоро выйдет из печати книга, состоящая из рассказов о талантливых учителях, ставших лауреатами премии «Элита образования Кировской области», учреждённой Группой «Сельмаш». Своим примером они доказали, что успех в работе с детьми зависит не от образовательных стандартов, методов оценивания успеваемости или альтернативных программ обучения. А является результатом профессионального умения организовывать учебную деятельность детского коллектива, способности обеспечить качество преподавания и обладания незаурядной творческой личностью.

А.М. Чурин.

Быть учителем - это тяжёлый труд. Появление премии и этой книги свидетельствует о понимании значимости учителей в судьбах подрастающих поколений.

В школах области трудится много учителей, начинавших, как и наши герои, свою педагогическую деятельность в советское время. Абсолютное большинство из них - выпускники Кировского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, лично согласившегося на присвоение институту своего имени. Благодаря пединституту в школах области сформировались профессиональные педагогические коллективы, внёсшие в развитие образования нашего региона огромный вклад, выведя его на лидирующие позиции в стране. И хотя института нет уже много лет, его выпускники до сих пор являются консолидирующей силой многих педколлективов.

И пока они продолжают работать, надо бережно отнестись к их опыту, знаниям, понять, почему советскую школу в прош­лом веке признавали лучшей в мире. Почему дети считали её вторым домом, а она стремилась всех учить хорошо, вооружая современными знаниями и воспитывая любовь к своей Родине.

За последние десятилетия многое изменилось в стране. Продолжающееся реформирование образования оставило его без прежней поддержки государства. Оно растеряло многие свои преимущества. И надо признать, что сегодняшние проблемы школы во многом возникли с молчаливого согласия общества. Необходимо остановить дальнейшее разрушение образования, иначе это повлечёт за собой деградацию специалистов во всех отраслях народного хозяйства (науки, производства, обороны). А это уже преступление перед народом и государством, перед будущим наших детей и внуков. Важно обратить особое внимание на учительство, вернув ему былое уважение в обществе.

Конкурс на присуждение премии «Элита образования Кировской области» призван выявить выдающихся учителей нашего края, которые своим трудом преумножали успехи школы, став образцом для подражания и примером профессионализма для последующих поколений педагогов.

Руководитель Группы «Сельмаш» Александр Чурин, учредив премию, показал пример того, как можно поднять социальный статус и авторитет учительства. Одновременно премия - своеобразный сигнал SOS общественности и прежде всего родителям школьников. Безразличие к учителям - это наше равнодушие к собственным детям, к их будущему. И нетрудно предугадать, что ждёт страну, которая не заботится о своих юных гражданах, вступающих в самостоятельную жизнь.

Премия во многом уникальна. Никто и никогда не оценивал так высоко учительский труд - лауреат получает на руки миллион рублей. Присуждение премии не является результатом решения какого-то властного органа или чьего-то субъективного мнения. Оно зависит от итогов независимого голосования как нынешних, так и бывших участников образовательного процесса, способных объективно оценить влияние личностей своих учителей на собственные судьбы, а также граждан, имеющих представление о профессиональных и личностных качествах претендентов.

Советские традиции образования

История отечественного образования интересна и поучительна. Без сомнения, его расцвет приходится на советский период нашей истории. Временем доказана абсолютная истина: успехи в образовании дают синергетический эффект развития всех сторон жизни государства и общества.

И вовсе не случайно советская власть, начиная переустройство России, провозгласила первоочередной и важнейшей задачей ликвидацию неграмотности. Социалистическое государство особо заботилось о поддержке высокого социального статуса учителей как в городе, так и на селе. Учителей уважали и относились к их профессии как к ценному и общественно значимому труду. О школе снимали фильмы, слагали песни, представляя в них педагогов как интеллигентных, честных и высокоморальных людей, на которых нужно равняться. Быть учителем было почётно. Поддерживался достойный уровень оплаты их труда - так, после очередного повышения в 1984 году зарплата учителей в 1,5 раза превысила уровень оплаты труда инженерных кадров в промышленности.

Успехи советского образования наглядно демонстрировали всему миру возможности народа, вырвавшегося из тьмы неграмотности. За сравнительно короткий срок страна заняла ведущее место среди развитых государств того времени. Была одержана победа в Великой Отечественной войне, на основе уникальных научных достижений создана оборонная и космическая промышленность. СССР первым в мире запустил спутник, отправил в космос своего гражданина. В Советском Союзе работала лучшая в мире система подготовки инженерных кадров. Недаром в странах Востока и Африки, где советские инженерные специалисты много и успешно работали, до сих пор отзываются о них с глубочайшим уважением.

Агрессивные «реформы»

Практически синхронно с политическим развалом Советского Союза начались деструктивные реформы в экономике, образовании, культуре. Россия вступила в полосу экономического, социального, военного, демографического упадка.

Страна попала в сильную внешнюю зависимость, утратив значительную часть промышленного и технологического суверенитета. Контроль за ходом антисоциалистических реформ осуществляли более 2000 западных советников, курировавших практически все стороны жизни российского общества.

В числе приоритетов, подвергшихся разрушению, оказалась и советская школа. В 1992 году тогдашний министр Э.Д. Днепров сформулировал суть новой либеральной образовательной политики. Провозгласив полный отказ от советского прошлого, он заявил, что Россия будет двигаться к школе, которая позволила бы «обеспечить смену менталитета общества, разрушение старых, изживших себя стереотипов».

Задуманная реформа должна была привести к радикальному ослаблению позиций государства в сфере образования и к значительному сокращению возможностей школы по обучению и воспитанию детей. Поэтому её основные мероприятия были направлены на сокращение финансирования, разрушение единого образовательного пространства, ослабление позиций учительства.

Проблему с финансированием реформаторам удалось решить достаточно просто. Школы были переданы в ведение муниципальных образований, и в условиях безденежья муниципализация остановила развитие общего образования страны.

Гораздо осторожнее реформаторы вели себя, меняя содержание образования. Создавая новые программы, они не могли позволить резкого падения его уровня, чтобы не дать никому повода насторожиться, и сделали этот процесс постепенным, растянутым на десятилетия. Широкомасштабная и долгосрочная деградация российского образования началась с начальной школы. Для младших классов примерно на одну треть было сокращено учебное время, а внедрённые учебные программы предусматривали быстрый темп обучения без учёта индивидуальных особенностей детей. Работа на уроках была основана на так называемых рабочих тетрадях, т. е. книжках в мягких обложках для заполнения и подчёркивания прямо в них.

Это стало своеобразной диверсией, разрушающей смысловое модельное мышление младших школьников вместо его формирования. И только спустя несколько лет стало понятно, что обучавшиеся по этим программам дети оказались неспособными воспринимать учебный материал в старших классах.

В старшей школе шло сокращение часов математики, физики, химии, биологии и географии, из программы исчезали не только отдельные темы, но и целые разделы. Из учебного плана была исключена астрономия. Кроме этого, попытались избавиться от школьного курса геометрии, но этому воспротивились математики из РАН и представители оборонных предприятий.

Освободившиеся часы были переданы риторике, мировой художественной культуре, экономике, ОБЖ, психологии и даже философии. Нашлось место и для религиоведения, которое впоследствии сменили основы православной культуры.

В советское время в стране сложилось уникальное образовательное пространство. Все школы работали по общим образовательным программам. По каждому предмету были созданы единые учебники. Изучение учебного материала и его объёмы были синхронизированы по всей стране. Поэтому переход или переезд детей из одной школы в другую независимо от места её нахождения никаких трудностей не вызывал. Иными словами, права каждого ребёнка на качественное и доступное образование обеспечивались независимо от социальных или экономических факторов.

Усилиями «реформаторов» единое образовательное пространство Российской Федерации было разрушено. В различных школах страны детей стали учить разному и по-разному. Даже в границах одного муниципалитета школы работали по разным программам. Официально было утверждено около десятка программ начального образования. Написаны сотни учебников. В недавние времена число рекомендуемых учебников и пособий по каждому предмету могло достигать 25 - 30 единиц, а в отдельных случаях доходило и до 100. Так, например, до недавнего времени история преподавалась по 86 принципиально различным учебникам!

В 2021 году Президент РФ обратил внимание на необходимость создания единого учебника истории, рассматривающего XX век. Но появился он лишь через три года.

Плоды перемен

Образование намеренно превращали в сферу обслуживания, а учительство из главного участника образовательного процесса низводилось до уровня обслуживающего персонала. По отношению к учителям был нарушен важнейший принцип справедливости: равная оплата за труд равной ценности. Принятое решение о доведении средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе привело к резкому расслоению учительства по материальному обеспечению. Ни в одной стране мира, нигде и никогда не оценивали и не оценивают работу учителя по такому принципу. Авторитету педагогов был нанесён огромный урон. Школы покинуло целое поколение молодых талантливых педагогов, ушедших в поисках лучшей доли в другие отрасли народного хозяйства.

Следствием образовательной реформы стало быстрое снижение способности школ поддерживать качество образования, появились сотни тысяч детей, переставших учиться. По данным Министерства образования РФ, их число составляло от 1,9 до 3,7 миллиона человек.

В обществе нарастало массовое недовольство, и это заставило правительство пойти на частичное признание собственной несостоятельности. Сложившееся положение было зафиксировано в официальном докладе рабочей группы президиуму Государственного совета Российской Федерации 29 августа 2001 года. В нём было заявлено, что «комплексное обновление системы образования не было осуществлено, в связи с чем нынешнее состояние образования не соответствует современным потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства». Этот вывод свидетельствовал о полном провале прозападной образовательной политики государства. Министра-реформатора Э.Д. Днепрова уволили.

Разрушить полностью советскую школьную систему в течение 90-х годов все же не удалось. Учительство, познав прелести свободного рынка, сравнивая своё советское прошлое с положением, в котором оно оказалось, вовсе не торопилось «брать под козырёк». Сопротивление с его стороны нарастало.

И тем не менее тогдашние усилия реформаторов не пропали даром - уровень образования упал. Российские школьники стали менее конкурентоспособными в сравнении со своими сверстниками в развитых странах и гораздо более восприимчивыми к пропаганде ценностей западного образа жизни. Примечательно и то, что СМИ полны сообщений об арестах в разных районах страны молодых людей, совершивших государственную измену, пойдя на сотрудничество со спецслужбами Украины.

Талантливые учителя, талантливые дети

Осенью 1996 года в российских школах начались регулярные задержки зарплаты. В Кировской области они сохранялись в течение восьми лет, достигая в отдельные периоды от 4 до 6 месяцев. Учителя требовали регулярной выдачи зарплаты. Забастовки педагогических коллективов становились всё более организованными и длительными.

Сегодня трудно представить, как в условиях полного обнищания, формирования в обществе негативного отношения к школе учителя не опустили руки, продолжая работать. Объяснить это можно только одним. Сформировавшись в советское время, они просто не представляли, как можно изменить своему профессиональному долгу. И именно профессионализм учительства, выражающийся в ответственном отношении к детям, увлечённости преподаваемой дисциплиной, творческом подходе к обучению и высоком уровне нравственности, во многом повлиял на сохранение работоспособности педагогических коллективов и поддержание высокого уровня качества образования.

Более того, в этот период в учительской среде появилось множество педагогических нововведений, разумных предложений, направленных на совершенствование обучения. И задачей органов управления образованием стала поддержка этих образовательных технологий и продвижение инновационного опыта.

Успешность его внедрения в повседневную работу педагогических коллективов была подтверждена появлением во второй половине 90-х годов централизованного тестирования выпускников школ. Именно тогда стал понятен уровень работы не только отдельных школ области, но и всей сети образовательных учреждений. А высокий профессиональный потенциал учительства заявил о себе с особой силой.

В прессе появились сообщения о том, что кировские дети показывают лучшие знания по русскому языку, физике, химии, обществознанию и т. д. Причём высокое качество преподавания демонстрировали коллективы не только продвинутых городских школ, лицеев и гимназий, но и обычных и, что особенно важно, сельских школ.

В 2003 году вся страна узнала историю выпускников лицея в г. Советске, одном из районных центров нашей области. Сам лицей был открыт в середине 90-х в здании бывшей женской гимназии, и учились в нём дети из обычных сельских школ. 28 учащихся выпускного класса, проучившись в лицее два года, решили принять участие в централизованном тестировании по физике. Результат превзошёл все ожидания. Из 80 тысяч школьников России, участвовавших в тестировании, они оказались лучшими.

В московском Центре тестирования в результате усомнились, полагая, что в сельской глубинке целый класс не мог продемонстрировать знания по физике на уровне 80 - 90 баллов. Результат был аннулирован. История дошла до министра образования и науки РФ, и было принято решение повторить испытание, но уже не в стенах родного лицея, а в аудитории университета г. Кирова. Всех ребят рассадили за столы по одному, чтобы ни у кого не возникло сомнений в самостоятельном выполнении ими всех заданий. И снова результаты тестирования всех удивили. Средний результат вырос на пять баллов, а один из лицеистов выполнил работу на 100 баллов. Все участники этой истории в том же году стали студентами вузов.

В конце 90-х годов область заявила о себе в олимпиадном движении. По итогам российских и международных предметных олимпиад, а также по общему уровню образования Кировская область вошла в «золотую дюжину» лучших российских регионов (статья «Золотая дюжина» за партой»,  издание «Экономика и жизнь», 25.01.2008, № 03 (9217), 2008 г.).

Более того, эти результаты стали своего рода сенсацией. В 2011 году Аналитики компании Begin Group, изучив результаты школьных олимпиад за восемь лет, пришли к неожиданному выводу: по количеству победителей олимпиад на душу населения Кировская область вышла на первое место в стране. И если по абсолютному количеству победителей всероссийских олимпиад малонаселённая область соревноваться с Москвой и Санкт-Петербургом по понятным причинам не могла, то в пересчёте на 100 тысяч населения, а это, по мнению аналитиков компании, было более объективным показателем, она оставила позади все российские регионы, включая столицу. Это поразительно, если учесть финансовые и прочие возможности, которыми область похвастаться уж точно не могла. Согласно данным исследования, в среднем за восемь лет на 100 тысяч кировчан ежегодно приходилось 14,51 победителя олимпиад. В Санкт-Петербурге - 12,8, в Москве - 10,76. Мало того, даже если брать абсолютные показатели, то, например, Кировский лицей естественных наук (КЛЕН) в тот период оказался вообще вне конкуренции. Победителями всероссийских олимпиад по биологии стали 20 лицеистов. Больше не было ни у кого в стране.

Не умаляя успехов педагогических коллективов области в олимпиадном движении, надо отметить и правильность управленческого решения департамента образования, создавшего областной центр дополнительного образования «Одарённый школьник», чтобы координировать работу с талантливыми детьми. По его подобию такие центры стали создаваться и в других регионах. Целенаправленная работа с одарёнными детьми оказала большое влияние на общий уровень образования в школах области.

Расходы и результаты

В 2015 году система образования области получила ещё одно очень важное подтверждение своей успешности и высокого уровня педагогического мастерства учительства области. Рособрнадзор провёл исследование качества образования по всем территориям страны с 2005 года. В тройке лидеров оказались Москва, Санкт-Петербург и Кировская область. Руководитель Рособрнадзора С.С. Кравцов (ныне министр просвещения РФ) специально приехал на встречу с губернатором и озвучил эту информацию. Зная об успехах области в предметных олимпиадах, было понятно, что это неслучайный результат.

Особенно Кравцова пора­зил тот факт, что лидерство в стране было достигнуто при минимальном уровне финансирования общего образования. По его данным, озвученным на встрече с губернатором, бюджетные расходы в Москве и Петербурге на одного ученика в год составляли соответственно 613 тысяч и 460 тысяч рублей, в большинстве регионов они превышали 100 тысяч рублей, а у нас в области на учащегося приходилась только 51 тысяча руб­лей. Сергей Сергеевич просил пояснить, за счёт чего мы добились таких результатов, чей опыт изучали. По его словам, многие продвинутые регионы в тот период активно изучали зарубежный опыт.

На встрече губернатору было предложено силами специалистов федерального уровня изучить опыт нашей системы образования и распространить его на территории страны. К сожалению, руководство области не приняло данное предложение. Причина неизвестна, но я почему-то думаю, что ею стало стремление не допустить распространения информации о вопиющей бедности в нашем образовании и нищете учительства.

Эти успехи стали своеобразным ответом учительства на реформирование школы, выражением его гражданской позиции. Они подтверждали выдающийся вклад учительских коллективов в сохранение доступности качественного образования для большинства школьников нашей области. Ещё раз самой жизнью был доказан подвижнический характер учительского труда.

И, как мы понимаем, они были достигнуты не благодаря поддержке усилий учительства области со стороны государства, а вопреки предпринимаемым попыткам разрушить сложившуюся систему образования и подорвать авторитет учителей в обществе.

Профессия дальнего действия

Лауреаты Премии 2024 года.

В тот период в области стали систематически проводиться замеры среди населения на предмет удовлетворённости качеством образования. Они показывали, что более 90% жителей были удовлетворены работой школ. Это подтверждало способность педагогических коллективов влиять на будущее молодёжи и после окончания школы.

Поэт Роберт Рождественский называл труд учителей «профессией дальнего действия» и считал главным в их работе не столько успехи школьников в текущей учебе, сколько отсроченные результаты - выбор учеником профессии, воспитание уже собственных детей на примере любимого учителя и многое другое. Поэтому и запоминаются навсегда учителя, повлиявшие на судьбы своих воспитанников.

Может, это прозвучит банально, но за школьной партой сидит наше будущее, и то, каким оно будет, зависит от учителей. И чем богаче и одарённее личность учителя, тем выше его авторитет, тем интереснее с ним детям. И всё, что он думает, что делает вне школы, что читает, какие фильмы смотрит, им небезразлично. А всё это и есть воспитание.

И то, что лауреаты премии «Элита образования Кировской области» получили в ходе голосования по нескольку тысяч голосов, видимо, как раз и говорит, о том, что они запомнились чем-то важным своим выпускникам, коллегам или просто знакомым. Их захотелось поддержать и тем самым выразить свою признательность и благодарность. И это закономерно. Вряд ли найдётся человек, не осознающий значимость труда учительства, его огромного влияния на будущее нашего общества.

Согласно с этим и государство. Ведь не случайно Президент дважды - в 2010 (Год учителя) и в 2023 году (Год педагога и наставника) - обращал внимание страны на необходимость поддержки педагогов.

Но в связи с этим невольно возникает вопрос: «Тогда почему учительство обижено и не имеет социального статуса, достойного значимости его роли в обществе?» По-прежнему в отрасли самая несправедливая система оплаты труда, самые маленькие пенсии, учительство загружено бессмысленной работой. Растёт эксплуатация учителей. Сегодня мало кто из них работает на одну ставку. Чтобы поддерживать необходимый уровень жизни, приходится работать со значительно большей нагрузкой. А зарабатывают они все равно на 30% меньше, чем средняя заработная плата по стране. Никогда ещё за последние 15 лет профессия учителя не ценилась столь низко.

Закономерен и результат. В стране не хватает по разным подсчётам от 200 до 500 тысяч учителей. Но если учитывать быстро растущее количество работающих пенсионеров, то речь может идти о ещё большем количестве вакансий.

В Кировской области в 1988 году в школах области работали 22 тысячи учителей. Сейчас осталось менее половины. И хотя правительство отрицает наличие кадрового кризиса в образовании, статистические данные говорят об обратном. Каждый пятый учитель-предметник, работающий в школах области, - пенсионер. Из оставшихся половина - учителя предпенсионного возраста. И, как это ни скрывай, нехватка учителей растёт. Неслучайно область вынуждена ввести в образовательный процесс резерв из нескольких сотен студентов.

Конечно, у нас нет школ, которые остались без учителей. Многие из них слишком совестливые люди, думающие о детях. Они соглашаются на дополнительную нагрузку, берут по 30 - 40 часов. Поэтому сегодня, если не будут приняты срочные меры, можно с уверенностью предположить, что учителей будет становиться всё меньше, работать они неизбежно будут всё хуже, а их возраст будет всё больше. Тем более что подготовка молодых специалистов деградировала как по качеству, так и по количеству, а те из них, что хотят попробовать себя в школе, обычно через два-три года, разочаровавшись, уходят.

Не признавая серьёзности кадровой проблемы, правительство РФ тем не менее утвердило Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года.

Среди мер, которые якобы позволят привлечь в школы большее число выпускников, названо целевое обучение. Студентов будут учить современным цифровым технологиям, причём не менее половины времени учёбы в вузе студенты-педагоги посвятят изучению предмета, который планируют преподавать. И как заявил министр просвещения Сергей Кравцов: «Работа уже началась. Со всеми заинтересованными сторонами готовим план реализации концепции и представим его в течение полугода».

Однако глупо писать очередной документ, замалчивая главную причину сокращения учительства. И, похоже, в очередной раз все планы останутся на бумаге, а вопрос оплаты труда учителей так и не будет решён. А ведь в стране есть блестящий пример решения кадровой проблемы, связанной с пополнением численности войск в зоне СВО. Стоило сделать достойной зарплату бойцам, участвующим в боевых действиях, как сотни тысяч мужчин добровольно вступили в ряды российской армии. Более того, вся страна участвует в их поддержке. Почему бы не воспользоваться этим опытом и в образовании? ведь учительство, как и бойцы СВО, обеспечивает суверенитет нашей страны. Тем более что найдутся и люди, готовые своими средствами вложиться в развитие системы образования.

Уважаемый читатель! Эта статья была написана не только для того, чтобы раскрыть причины и смысл появления премии, но прежде всего чтобы отдать должное учителю - труженику бесконечному и неоценённому. Хочется, чтобы простые люди понимали, что благополучие школы - это благополучие всей страны.

Анатолий Чурин, заслуженный учитель Российской Федерации.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие новости

17 июня 2025

Выбирайте вуз по рейтингу

Правительством РФ утверждены правила формирования и публикации национальных рейтингов учреждений высшего и среднего специального образования по уровню трудоустройства и зарплатам выпускников. Перспективы трудоустройства после получения диплома - один из ключевых факторов при выборе вуза или колледжа, и национальные рейтинги помогут школьникам и абитуриентам сориентироваться при принятии решения о поступлении.
16 июня 2025

Летняя прогулка по царству растений

С наступлением лета улочки Кирова расцветают. Огромные территории в городе занимают парки, скверы, аллеи, которые каждый год радуют жителей красотами своих многовековых деревьев.
15 июня 2025

Лидеры студенчества Кировской области

23 мая в большом актовом зале Федерации профсоюзных организаций Кировской области состоялся областной этап XXIII Всероссийского конкурса «Студенческий лидер - 2025».

Теги

Вятский край издательский дом
Анастасия Максимова
менеджер по рекламе
8 (8332) 25-57-46
kray.43rek@yandex.ru
Адрес редакции
г. Киров, ул. Спасская, 39, офис 2
kray.43@yandex.ru
Материалы публикуются с разрешения. Все права защищены.
Любое воспроизведение материалов или фрагментов из них на любом языке возможно только с письменного разрешения "Издательский дом "Вятский край". Гл.редактор: Артем Смирнов.
© 2024 ООО "Издательский дом "Вятский край". Все права защищены.
magnifiercross