Субсидии облправительства не помогают увеличить пассажиропоток аэропорта "Победилово"

ЭКОНОМИКА

06 августа 2018 580 0
На печать

В первом полугодии 2018 года показатель пассажиропотока аэропорта Победилово снизился на 24,6%. Эта новость для многих не стала неожиданной, так как кировская воздушная гавань потеряла главного перевозчика - «Саратовские авиалинии». Но, несмотря на всю очевидность этого факта, он не объясняет, почему с 2016 года идет постоянное уменьшение количества пассажиров, летающих из Победилова. Более того, непонятно, сможет ли аэропорт выбраться из финансовой ямы, в которую он проваливался в последние два года?

 

Во многом ответы на эти вопросы кроются в ближайшей истории Победилова.

 

Пылесос для бюджета

АО «Аэропорт Победилово» как юридическое лицо появилось в августе 2012 года. До этого оно именовалось ОАО «Кировское авиапредприятие» («Кировавиа»), которое было создано еще в январе 2005 года на базе активов одноименного госпредприятия. В собственность АО «Кировавиа» перешли тогда здание аэропорта Победилово, воздушные суда Ан-24, Ан-26, Ан-2, вертолеты Ми-2 и инфраструктура аэропорта, не вошедшая в федеральную собственность.

 

За последний десяток лет кировский аэропорт не раз стоял на грани финансовой пропасти. Достаточно вспомнить период до 2013 года, когда воздушной гаванью руководил Александр Андрейчук.

 

По итогам 2011 года чистый убыток «Кировавиа» вырос по сравнению с 2010 годом с 59,6 млн. рублей до 135,0 млн., то есть почти в 2,3 раза.

 

Менеджмент «Кировавиа» объяснял тогда растущую убыточность своего бизнеса продолжающимся «дотированием пассажирских перевозок за счет средств предприятия», а также применением ставок аэропортовых сборов ниже фактической себестоимости услуг. При этом сам руководитель аэропорта твердо стоял на позиции дотирования деятельности воздушной гавани из областного бюджета. А оно и без того было немалым. Общие объемы финансовых вливаний в Победилово («Кировавиа») озвучила на одном из заседаний Законодательного собрания области аудитор региональной Контрольно-счетной палаты Ольга Чернядьева.

 

- Более 500 млн. рублей было перечислено на счета кировского авиапредприятия из областного бюджета за последние несколько лет, - сообщила она депутатам. - В 2009 году субсидия на возмещение затрат этого предприятия составила 165 млн. руб., в 2010 году на эти же цели ушли 159 миллионов, 140 миллионов потрачено на дополнительную эмиссию акций. И вот результат: убыток авиапредприятия в 2011 году перевалил за 161 млн. рублей, а в 1-м полугодии 2012-го составил 78,5 миллиона. Основные фонды предприятия общей стоимостью 356,9 млн. руб. заложены в качестве обеспечения кредита «Вятка-банка», срок кредита истекает, а возвращать его нечем…

 

В общем, как выразился тогда экс-председатель Контрольно-счетной палаты Алексей Помаскин: «Бюджетные деньги в «Кировавиа» мы валим впустую».

 

- Там была проверка год назад, обнаружилась масса нарушений, там непрофессиональный руководитель, который не пользуется ни авторитетом, ни уважением, - сказал глава КСП.

 

Однако, несмотря на такую оценку, сам Александр Андрейчук оказался «парнем не промах». Он умудрился сдавать в аренду руководимому им предприятию собственный автомобиль Toyota Land Cruiser и получать соответствующее вознаграждение за пользование им. Да и к расходованию им выделяемых бюджетных средств были вопросы.

 

Когда все эти «шалости» стали известны депутатам, горе-руководителю аэропорта пришлось в январе 2013 года подать в отставку. Шлейф долгов предприятия пришлось гасить бюджету и новой команде менеджеров под руководством Андрея Жданова. Только на первых порах нужно было вложить в Победилово дополнительно 250 млн. рублей.

 

Уверенным шагом к самоокупаемости

С приходом на пост генерального директора АО «Аэропорт Победилово» Андрея Жданова управленцам пришлось кардинально изменить подход к функ­ционированию предприятия. Были приняты бизнес-план на 2013 год и Стратегия развития аэропорта до 2020 года.

 

В отличие от своего предшественника Жданов с командой не стал полагаться на бюджетные вливания. Его главной задачей стало достижение безубыточной работы аэропортового хозяйства. Для того чтобы ее достичь, было выделено несколько приоритетов. Во-первых, наращивание пассажиропотока, который приносил бы доход, в том числе за счет использования неавиационных услуг. По оценкам специалистов, аэропорт Победилово смог бы работать с прибылью, если в течение года стал бы перевозить более 190 тысяч человек. Такой цифры воздушная гавань должна была достичь к началу 2018 года. Во-вторых, расширение маршрутной сети авиаперевозок. В-третьих, масштабная реконструкция аэропорта и введение в строй новой взлетно-посадочной полосы, на которую были выделены средства из федерального бюджета.

 

Многое из запланированного к моменту своей отставки в октябре 2016 года Андрею Жданову удалось реализовать.

 

В 2014 году после реконструкции была сдана обновленная взлетно-посадочная полоса (ВПП), работы над которой велись с 2006 года. На нее только из федерального бюджета было потрачено почти 1,5 млрд. рублей. Проблемы с реконструкцией приходилось решать не только менеджерам аэропорта, но и областному правительству. Помимо писем в федеральное министерство транспорта губернатор области не один раз по этому поводу встречался с высшими чиновниками российского правительства.

 

После получения всех необходимых сертификатов на обновленную ВПП аэропорт Победилово получил возможность принимать воздушные суда типа «Боинг-737» всех модификаций, аэробус А-319, А-320, Sukhoi Superjet 100, Ил-76, Ту-154, Ту-204, Ту-204-100, Ту-214 и других самолетов подобного класса. Следующим шагом, по замыслу Андрея Жданова и Ко, должно было стать получение аэропортом статуса международного. Для этого планировалось построить новый международный терминал.

 

Удалось новой команде управленцев и расширить маршрутную сеть. Большую роль при этом сыграло удачное вхождение Кировской области в федеральную программу субсидирования межрегиональных перевозок. За счет этого открылось сразу несколько новых направлений, в частности на Нарьян-Мар, Пермь, Нижний Новгород, Уфу, Ижевск, Казань, Самару. К концу 2016 года перелеты из Победилова обеспечивали 8 авиакомпаний по 13 направлениям. И, бесспорно, большой удачей стало привлечение к пассажирским перевозкам лоукостера «Победа». Последний в начале 2017 года обслуживал до 70% пассажиропотока.

 

За неполных четыре года ждановского руководства воздушной гавани удалось пересадить немало жителей области с поездов на самолеты. Ежегодно рос пассажиропоток.

 

Заслуги нового руководства были замечены и на федеральном уровне. Так, по итогам 2014 года ОАО «Аэропорт Победилово» получило премию «Лучший аэропорт-2014».

 

Всё это в целом положительно сказалось и на финансовых результатах работы аэропорта. Только за последний, 2016, год выручка выросла с почти 80 млн. рублей в начале года до 106 млн. в конце. Чистая прибыль увеличилась с 7,5 млн. рублей до 58,6 млн. А убыток за четыре года снизился со 146 млн. рублей до 35 млн. И это с учетом того, что в 2016 году аэропорт не получил ни копейки из областного бюджета.

 

Несмотря на вышесказанное, нельзя сказать, что работа Андрея Жданова шла «без сучка без задоринки». Были и проблемы, и нереализованные планы. И всё же отставка его с поста генерального директора выглядела, мягко выражаясь, неожиданной. Ведь в 2017 год аэропорт Победилово входил уверенно, с неплохими перспективами привести акционерное общество к самоокупаемости уже в этом году. Но планам этим так и не дано было осуществиться.

 

Выход не найден

Осенью 2016 года Андрея Жданова на посту генерального директора ОАО «Аэропорт Победилово» сменил Алексей Легконравов. Личность для подавляющего большинства жителей области неизвестная. Попытки прояснить послужной список нового руководителя принесли крайне скудные сведения. Так, одному из региональных порталов удалось найти сведения, что полный тезка Алексея Легко-нравова «занимался предпринимательской деятельностью и участвовал в управлении предприятиями, находящимися в банкротстве. Так, согласно данным kartoteka.ru, Алексей Витальевич входил в состав учредителей «ВяткаЭнергоМонтаж», а также значился ликвидатором ООО «Кировэлектро».

 

Свою работу новый топ-менеджер начал с того, что рассорился с авиакомпанией «Победа». Он посчитал избыточными предоставленные лоукостеру скидки на аэропортовое обслуживание. По его словам, сказанным на январском, 2017 года, заседании правительства области, размер недополученных доходов Победилова равнялся 55 млн. рублей, что сопоставимо с общим фондом оплаты труда работников аэропорта. Поэтому под предлогом предоставления равных конкурентных условий скидки были аннулированы. Ставку сделали на другого авиаперевозчика - «Саратовские авиалинии».

 

- Мы за равные условия для бизнеса и здоровую конкуренцию, - выразил свою позицию новый генеральный директор.

 

С таким подходом не согласились представители «Победы» и с февраля 2017 года прекратили свою работу в Победилове.

 

- Руководство Победилова заявило о том, что аэропорт предоставлял «Победе» скидку 80% и теперь делать этого не намерен, чтобы условия обслуживания были равными для всех авиакомпаний, - прокомментировали свой уход в авиакомпании. - Мы полностью поддерживаем идею равных условий для компаний, но в таком случае тарифы должны быть одинаково низкими для всех, но не «космическими». Руководство Победилова умалчивает, что стоимость обслуживания в соседних аэропортах региона на 60% ниже, чем в Кирове.

 

Уход «Победы» сказался и на пассажиропотоке. По опубликованным данным, за первое полугодие 2017 года он снизился почти на 21% и составил всего 68,78 тыс. человек. В 2018 году количество перевезенных пассажиров продолжило снижение. В сопоставимом периоде показатель упал еще на 24,6%, составив всего 51,877 тыс. человек. Таким образом, за последние два года пассажиропоток снизился почти в два раза. И это не могло не отразиться на финансовых результатах деятельности воздушной гавани.

 

В мае 2017 года депутаты Законодательного собрания области были вынуждены одобрить выделение аэропорту денег из областного бюджета в размере 30 млн. рублей. В марте 2018 года они согласились на субсидирование предприятия в текущем году еще на 13 млн. рублей. А в июне региональный министр финансов Лариса Маковеева заявила о предоставлении аэропорту субсидии в размере 10 млн. рублей.

 

В региональном министерстве транспорта не видят выхода из финансового тупика. По словам регионального министра транспорта Михаила Поршнева, учитывая накопленную за несколько лет кредиторскую задолженность, текущие расходы и разработанный инвестиционный план, аэропорт в настоящее время нуждается в субсидии в размере 168 млн. рублей.

 

По информации министра, озвученной в апреле этого года на заседании профильного комитета Законодательного собрания области, убыток от деятельности аэропорта составляет порядка 25 млн. рублей. Кредиторская задолженность достигла отметки в 120 млн. рублей. И она не уменьшается.

 

- До июля мы взяли коммерческий кредит в размере 25 миллионов рублей, чтобы как-то выровнять ситуацию, - сообщил Михаил Поршнев депутатам.

 

Поэтому Победилово, считает министр, нуждается в дополнительных бюджетных вливаниях. Более того, он изначально не мыслил безубыточной работы аэропортового хозяйства.

 

- Я сразу же скажу: безубыточная работа аэропорта Победилово невозможна. Это – социальная нагрузка, - говорил он в конце 2017 года. - Но нам не дадут закрыть аэропорт - в него вложено 1,5 млрд. рублей федеральных средств. Никто из инвесторов не готов его купить. Поэтому предприятие нужно субсидировать. Оно такая же нагрузка, как медучреждения, учебные заведения.

 

Финансовые трудности отразились и на работниках аэропорта. Так, в мае 2017 года транспортная прокуратура возбудила административное производство в отношении топ-менеджеров аэропорта за несвоевременную выплату заработной платы. С февраля по май 203 человека трудились в Победилове, не получая соответствующей платы за свой труд. В апреле текущего года, и вновь с подачи транспортной прокуратуры, разразился аналогичный скандал. В феврале без должного вознаграждения за труд осталось 125 работников, а в марте - 239.

 

Работе кировской воздушной гавани не смогла помочь даже отставка с поста ее руководителя Алексея Легконравова, которая произошла в конце 2017 года. До последнего времени его обязанности исполняет бывший заместитель генерального директора Павел Коновалов. Но пока ни им, ни региональным правительством не представлена внятная программа развития аэропорта Победилово, в которой был бы прописан механизм оздоровления предприятия. И есть все основания считать, что падение аэропорта в штопор продолжится.

 

Сергей СМОЛИН.

Фото: nabludatel.ru

 

Кстати

1 июня губернатор Игорь Васильев сообщил кировским журналистам, что завершены переговоры с лоукостером «Победа». «Мы нашли взаимоприемлемые условия. Самолеты могут начать летать в самое ближайшее время, - сказал Васильев. - Я бы не стал называть сроки и направления один. Это нужно делать вместе с «Победой», поскольку они являются перевозчиком. Мы предоставляем аэропортовое обслуживание. (…) Другое дело - состояние аэропорта. Ранее в его здании за гигантские деньги была проведена так называемая модернизация. Крышу подбили горбылём, а ремонт провели только на первом этаже (я такое в первый раз в жизни видел). Ежегодно - дотации до ста тысяч. Тяжёлая ситуация. Люди меняются. Приходят и уходят. Но абсолютный постулат: аэропорт должен работать, транспортная доступность должна быть».

 

По сообщениям СМИ, первые рейсы состоятся в конце октября. Вопреки прежним заявлениям о невыгодности сотрудничества с «Победой» правительство области пошло на серьезные уступки.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также