Среда,
19 ноября
Вятский край издательский дом
Вятский край издательский дом
Среда,
19 ноября

Всю свою историю Вятка деревнями да слободами прирастала

14 марта 2022

В 2024 году наш город будет отмечать своё официальное 650-летие. От 1374 года ведёт отсчёт его истории официальная наука. С небольшого острога на высоком берегу реки Вятки он вырос до полумиллионного города – областного центра, занимающего 0,8 тысячи квадратных километров. Правда, по-современному, это площадь городского округа «Город Киров», включающая в себя и сельскую местность.

Куда шагал посад

А начинался город на левом высоком берегу Вятки и занимал очень небольшую площадь от Раздерихинского (Вздерихинского) оврага до оврага Засора. Граница на западе проходила всего лишь между современными улицей Казанской и Динамовским проездом. Постепенно в направлении к западу стал застраиваться посад, к концу XVI века его граница доходили уже примерно до перекрёстка нынешних улиц Свободы и Московской.

В 1580 году за Засорой был основан мужской монастырь, а рядом с ним постепенно возникали монастырские слободки: Большая Кикиморская (за оврагом западнее улицы Казанской), Малая Кикиморская (за монастырём по берегу реки Вятки, в районе современной улицы Водопроводной), Инвалидная (южнее улицы Орловской по нечётной стороне улицы Водопроводной), Разночинная (по правому берегу оврага между современными улицами Ленина и Свободы). В них жили, в основном, монастырские служители. За ними по реке Хлыновке располагалось село Хлыновское, или слобода Хлыновка.

Западнее границ посада образовались Владимирская слободка (сегодня район бывшего кинотеатра «Октябрь»), северо-западнее ее, вдоль продолжения Московской улицы, - слобода Всехсвятская. На противоположном берегу Вятки выходцы с Великого Устюга и Северной Двины основали слободу Дымково.

Кольцом опоясывали городскую землю деревни, как монастырские, так и принадлежавшие разным владельцам. Денисовская (по речке Хлыновке, западнее монастырских слобод), Митюшинская (южнее Московской дороги), Никольская,  Петрушинская, Семёновская (на месте Семёновской пустоши, в районе современного парка Гагарина), Соловьёвская (южнее современной улицы Воровского и западнее Октябрьского проспекта), севернее Московской дороги – Ананьевская, Золотаревская, Пескишевская, Пушкарская (в северной части современного квартала между улицами К.Маркса, Энгельса, Володарского и Московской), Рублевская, Шмаковская. На севере, вдоль Луковицкого оврага, возник починок Луковицкий, позднее деревня и слобода (современный район улицы Профсоюзной).

К концу XVII века граница посада отодвинулась на запад - до современной Театральной площади.

По планам Екатерины II и Александра I

В 1780 году было образовано Вятское наместничество, его административным центром стал город Вятка (бывший Хлынов). В августе 1784-го Екатерина II утвердила принципиально новый регулярный план города с прямоугольной системой улиц. В черту города на юге были включены монастырские земли и земли ближайших слобод, она проходила чуть дальше ул. Орловской. На западе в состав территории Вятки вошли Владимирская и Всехсвятская слободы, границы доходили до современного Октябрьского проспекта, на севере граница была перенесена за Раздерихинский овраг и дошла примерно до нынешней ул. МОПРа.

В 1812 году Александром I был утверждён новый план города, в соответствии с которым произошло очередное увеличение его территории до речки Хлыновицы (Хлыновки) - на юге (район современной улицы Блюхера) и Луковицкого оврага, улицы Луковицкой (Профсоюзной). В черту города вошли Семёновская слободка, занимавшая место в районе сегодняшнего парка Гагарина между улицами Орловской и Красноармейской, а также две слободы за рекой, включая Дымковскую. С учётом земель, переданных городу позднее для выгонов и пастбищ, сформировалась городская территория, сохранившаяся до революционных событий.

В начале XX века при создании сельскохозяйственного технического училища Вятское земство купило дачу, где было организовано учебно-опытное хозяйство, позднее оно стало учхозом зовет-, а затем сельхозинститута. В примыкавших к учхозу деревнях Цыганы, Овчары, Русское, Палкины жили рабочие учхоза.

Построенный в 1899 году железнодорожный вокзал (ныне Киров-Котласский) располагался тогда за городской чертой. Еще дальше, за вокзалом, находилась духовная семинария. Её здания до недавнего времени занимало КВАТУ.

Значительные изменения границ города и поглощение сельских населенных пунктов происходили уже после революции.

Под промышленную застройку

По постановлению ВЦИК от 25 июня 1928 года в черту г. Вятки были включены слободы Стенинская и Хлыновка и еще 17 деревень. Это увеличивало городскую территорию практически вдвое.

На севере в городскую черту вошли земли в районе деревень Богоявленская (другое название - Луковцево), Монашевская (Богословская), Монашевская (Главное Луковцево), Отрепинская (Семаки). Эта территория за Луковицким оврагом предполагалась под промышленную застройку. И в 1928 году там был построен Вятский мясокомбинат. В 1930-м началось строительство подошвенного завода, позднее – это комбинат искусственных кож («Искож»). Ещё севернее в 1931 году стали возводить фабрику учебных пособий, выросшую позднее в крупный комбинат учебно-технического и школьного оборудования («КУТШО»)

На северо-западе в городскую черту была включена деревня Карцевская (Алхидоново) – территория юго-западнее перекрестка Октябрьского проспекта и улицы Лепсе.

На западе городская черта отодвинулась до линии железной дороги между станциями Вятка-1 и Вятка-2. В черту вошли деревни Шеломовская или Крысовы (в районе улицы Маклина и Хлебозаводского проезда), Павловская (вдоль железной дороги севернее улицы Воровского в районе современного путепровода, западнее Хлебозаводского проезда). На этих землях впоследствии вырастет Кировский молочный комбинат.

Далее к юго-западу в состав городской территории вошли деревни Соловьёвская (южнее улицы Воровского и западнее Октябрьского проспекта, район «Колизея»), Жбанники или Сардаковская (район Дворца творчества юных-мемориала), Куликовы или 1-я Галилеевская (около железной дороги в районе нынешнего Мелькомбинатовского проезда), Минины или Галилеевская (в районе улиц Калинина и Попова).

Ещё южнее - ряд деревень около железнодорожного вокзала г. Кирова и близлежащих территорий: Погудины или Кауровская (в районе улиц Попова и Некрасова), Гороховская или Вшивцево (между ж/д вокзалом и автовокзалом), Бобры или Дмитриевская (севернее Комсомольской площади), Заполье или Лобановка (между железной дорогой и улицей Красина, в районе улиц Грибоедова и Пугачева), Векшинская (в районе улиц Щорса и Грибоедова), слобода Стенинская (в районе улиц Красина, Попова и Сурикова).

На юге - слобода Хлыновка (село Хлыновское), район одноимённой современной улицы.

Все эти территории стали основой для массовой жилой застройки в последующие годы.

А теперь по-кировски

Очередное расширение территории уже города Кирова произошло в 1939 году. По указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 марта в состав областного центра вошли 15 населённых пунктов и 19 земельных участков предприятий и организаций. На городской территории оказались заречные поселок Симановский Коминтерновского сельсовета, село Макарье, деревни Марковский и Талица Макарьевского сельсовета.

В связи с дальнейшим расширением на север в черту города вошли деревни Богословская (Авдеевская), Мухино (микрорайон Лепсе, рядом с ней сформировались поселки КУТШО и, позднее, шинного завода) и Малые Скопины или Филины (район завода имени Лепсе) Мухинского сельсовета.

На юге в городской черте оказались деревни Дурни или Рязанцевская за железнодорожным мостом, еще дальше и южнее - Калининцы или Исуповский, Зиновы или Кузнецовская (южнее улицы Тимирязева и западнее улицы Ленина), южнее Зиновых – Шишканы или Шаршавинская (между железной дорогой и инфекционной больницей).

Деревни Мезрины, Петелины и Томиловы Красногорского сельсовета увеличили территорию города в районе современной улицы Производственной.

С началом Великой Отечественной  войны, в связи с необходимостью иметь дополнительные площадки для размещения эвакуированных и строящихся военных предприятий, решением Кировского горисполкома № 72 от 19 июля 1941 г. в соответствии с указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июня 1941 г. в состав Кирова были включены 19 населённых пунктов Кировского района. Это село Филейка, деревни Вершининцы, Зоновы (Леонтьевская), Орловы в районе нынешнего предприятия «Авитек», Курагино (Олюнинская) – в районе проезда Шаляпина у Северной больницы, Пушкари (Петрушинская), Суханы – в районе улицы Дзержинского, Куртеевы, Петухово (Исаевское), Просвиряки (Лопатинская), Санниковы - за современной автотрассой на новый мост.  

Развитие этого района началось еще до войны. В мае 1939 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление о строительстве в г. Кирове завода-дублёра по выпуску агрегатов авиационного вооружения. Местом для него выбрали район села Филейка в 5 километрах от областного центра. Здесь рядом были небольшой аэродром и судоходная река, которая годилась для сплава леса, существовала возможность продления железнодорожной ветки, обеспечения теплом и электроэнергией, кроме того, достаточно близко имелись и городские коммуникации. В связи с эвакуацией в 1941 году завода № 32 Наркомата авиационной промышленности по изготовлению агрегатов вооружения самолетов (впоследствии завод имени XX партсъезда, в наше время - ОАО «ВМП «Авитек») развитие этих территорий активизировалось.

Включение в состав города деревень Савичи (Лихотинская), Большое Скопино (Кокоринская), Черваки (Наговицинская), Тиминцы (Ашихминская) связано со строительством завода по обработке цветных металлов. В 1939 году в из-за большой потребности военной промышленности в цветных металлах было принято постановление Совнаркома СССР о строительстве в г. Кирове латунно-прокатного завода. В мае горисполком выделил на эти цели участок площадью 27,5 гектара в северной части областного центра - на территории колхоза имени Челюскинцев с упомянутыми деревнями.

По этому же решению в южной части Кирова городскими стали деревни Палкино (между улицами Потребкооперации и Ивана Попова) и Рязанцевы (за железной дорогой в районе Лосево) Хлыновского сельсовета.

По решению облисполкома № 436 от 29 июня 1956 г. и распоряжению Совета Министров СССР № 4844-р от 9 августа 1956 г.  в черту города Кирова вошли населённые пункты Егоровская или Кузьминская (южнее улиц Солнечной и Юровской) и Шамшуровы или Казаковская (западнее железной дороги на Котлас, в районе современного предприятия «Веста») Красногорского сельсовета,

Кроме того, в состав городской территории были включены деревни  Шалаевского сельсовета: Исуповы северные (Суворовская) и Исуповы южные - соответственно севернее и южнее железной дороги, западнее Советского тракта, Поскребышевы (Покидышевская 1-я) и Сергеевы (Покидышевская 2-я) – западнее Советского тракта, сразу после перекрёстка с улицей Производственной, Крючки (Огаровская), Солодки (Федорова Лобанова) – в районе современной улицы Потребкооперации, Курочкины (Терентия Сунцова), Столбики (Зоновская) – в современном микрорайоне Чистые Пруды.

В административные границы Октябрьского района решением Кировского горисполкома от 17 сентября 1957 года включен населённый пункт Пахомье (Пахомовская) Красногорского сельсовета (район парка Победы, улиц Мира и Монтажников).

Решением Кировского облисполкома № 58 от 8 февраля 1958 года в черту города вошли деревни Епишины, Лянгасы (Пещеевская), Широковская (Тиминцы) Щербининского сельсовета, расположенные западнее улицы Луганской и южнее ул. Дзержинского, на севере - Малые Ряби так же Щербиниского сельсовета (западнее автодороги на новый мост через Вятку), и Чижи Хлыновского - на юге.

По указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июня 1959 года. в черту г. Кирова включён рабочий посёлок Коминтерновский.

Из Ново-Вятского района в черту г. Кирова по указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 июля 1959 г. передана территория авторемонтного завода (в современных границах улиц Воровского, Менделеева, Московской и Производственной).

В территорию г. Кирова в соответствии с указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 февраля 1964 г. включены посёлки при Кировском комбинате строительных материалов и при Гнусинском кирпичном заводе Белохолуницкого сельского района.

Город продолжал расширяться в западном направлении. Решением облисполкома от 9 марта 1977 года в состав г. Кирова включены деревни Беляевская (район современной улицы Юровской), Большие и Малые Кочуровы, Кочуровская мельница (севернее улицы Воровского по ул. Производственной), Красногорского сельсовета. Деревня Большие Кочуровы (Первая Якушевская) была самой большой к западу от города и занимала территорию от улицы Конева до улицы Производственной, находясь южнее улицы Воровского.

По постановлению Кировской областной Думы от 22 ноября 1994 г. № 7/54 из Красногорского сельсовета в состав города Кирова вошли деревни Зубари или Жолобовская (район проспекта Строителей), Красная Горка или Любцевская (улица Андрея Упита), и Шики (Елисеиха) в современном микрорайоне Мирный, Фадино (Поскребышевская) западнее Мирного.

Нововятская история

Особая история у населённых пунктов Нововятского района. На его землях располагалось много мелких деревень, в основном, около реки вдоль тракта Вятка - Казань: Грухи, Кобелиха, Коноваловы, Крутиха, Татарка, Мареевы...

В 1915 году около деревни Коноваловы Кстининской волости был построен лесопильный завод акционерного общества "Северные заводы наследников Н.П. Пастухова". Вокруг предприятия сформировался посёлок Береговой. В марте 1918 года завод был национализирован и назван лесозавод №1. 26 февраля 1939 года населённый пункт при нём отнесён к категории рабочих посёлков, назван Лесозаводским, в его черту включены деревни Коновалово и Мясниково. Осенью 1941 года на базу лесозавода №1 были эвакуированы московский глиссерно-аэросанный завод № 41 и некоторое оборудование и специалисты с сумского завода, что находился на Украине. Позднее — это Нововятский комбинат древесных плит № 41.

В мае 1932 года в 10 километрах от города на левом берегу Вятки по Казанскому тракту, у деревень Грухи, Крутиха и Кобелиха, началось строительство деревообрабатывающего комбината, получившего название ДОК-1. В 1941-м на комбинат было частично эвакуировано оборудование Петрозаводской лыжной фабрики. Древкомбинат № 1, кроме основной продукции, должен был выпускать лыжи.  В ноябре 1945 года населённый пункт при комбинате был отнесён к категории рабочих посёлков и стал именоваться Вятский. А предприятие мы сегодня знаем как Нововятский лыжный комбинат.

В октябре 1941-го Государственным комитетом обороны было принято решение эвакуировать Московский снаряжательный завод в деревню Пенгино, расположенную на крутом берегу Вятки в 10 км от областного центра, на пересечении железной дороги и Казанского тракта. Так было положено начало заводу № 608 – Нововятскому механическому.

В марте 1955 года рабочие посёлки Вятский и Лесозаводский объединены в один, а он преобразован в город районного подчинения, получивший название Нововятск.

Начало посёлку Радужный дала деревня Афанасьевская, с 1945 года за ней закрепилось название деревня Губино. В августе 1977-го в Кирово-Чепецком районе зарегистрирован вновь возникший населённый пункт при Нововятском сельском строительном комбинате - рабочий посёлок Радужный. Деревня Губино снята с учета и включена в состав Радужного.

По решениям Кировского облисполкома от 9 марта 1987 г. № 137 и от 23 июня 1989 г. № 313, указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 октября 1989 г. № 12755-XI  в состав города Кирова вместе с городом Нововятском вошли деревни Корчемкино и Лосево, и ещё 18 населённых пунктов Красносельского сельсовета Кирово-Чепецкого района, включая село Красное и поселок Сошени.

В числе деревень: Вахрино (Малое Кирдяпино) и Луговые (Большое Кирдяпино) - за железной дорогой в районе Корчемкино, Кокуй и Леваши - так же за железной дорогой, но в районе села Красное, Варсеги (Аносовская), Заполица (Семена Лямина), Огородники (Петровская), Орлы (Белобородовская) и Савинцы (Голяшки) -  на объезде посёлка Радужный и севернее его, Соломинцы (Ермолинская) и Соломинцы (Грухины, Печенки) - по обе стороны железной дороги в районе Нововятск - Радужный, Шельпяки (Ляминская)  -  между трассой на Радужный и железной дорогой, Лянгасы (Палтусовы) и Решетники (Лянгасовская 2-я)  - за дендропарком, Трушинцы (Подгоряне) - в районе станции Поздино, а также Подкорчемкино, дача Лосевская на берегу Вятки в районе Лосево, жилой дом Красносельского железнодорожного разъезда.

В состав Нововятского района города Кирова 1 января 2000 года включён посёлок Радужный. Так сформировалась современная городская черта Кирова.

В состав муниципального образования «Город Киров» и в настоящее время входят населённые пункты, относящиеся к сельским. По итогам Всероссийской переписи 2010 года в составе муниципального образования «Город Киров» их было 134, в том числе посёлки Костино, Садаковский, Чистые Пруды, села Бахта, Порошино, Русское.

Владимир ЗЫРИН.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие новости

18 ноября 2025

Туристы не доедут. Кировская область не вошла в каталог туристических автомаршрутов

Министерство экономического развития РФ и Центр стратегических разработок (ЦСР) выпустили каталог туристических автомаршрутов по стране.
17 ноября 2025

Когда лишний шум – помеха. Ждать ли нарушений в использовании новых автобусов?

Любит наше родное вятское правительство устраивать шоу. Ему только повод дай. Вот так на прошлой неделе оно нагнало на Театральную площадь новые, приобретённые по нацпроекту «Инфраструктура для жизни» автобусы и устроило там торжественную церемонию вручения ключей водителям этих транспортных средств.
16 ноября 2025

На паровозе в Новый год

Недавно министерство транспорта Кировской области порадовало кировчан и гостей областного центра новостью о том, что с 27 декабря по 11 января (за вычетом 31 декабря и 1 января) из Кирова в Слободской будет ходить новогодний туристический поезд.

Теги

Вятский край издательский дом
Анастасия Максимова
менеджер по рекламе
8 (8332) 25-57-46
kray.43rek@yandex.ru
Адрес редакции
г. Киров, ул. Спасская, 39, офис 2
kray.43@yandex.ru
Материалы публикуются с разрешения. Все права защищены.
Любое воспроизведение материалов или фрагментов из них на любом языке возможно только с письменного разрешения "Издательский дом "Вятский край". Гл.редактор: Артем Смирнов.
© 2024 ООО "Издательский дом "Вятский край". Все права защищены.
magnifiercross