Завод «1 Мая» на грани полного банкротства

20 июля 2015 2376 6
На печать

    «Надо потерпеть и подождать…»
   О том, что на одном из старейших (основано в 1899 году) и крупнейших (около полутора тысяч работников) предприятий Кировской области дела плохи, поговаривали давно, однако его руководство такую информацию регулярно опровергало, называя ее недостоверными слухами, происками конкурентов и злопыхательством отдельных СМИ. В конце прошлого года скрывать бедственное положение «Машинки» стало уже трудно. «Вятский край» одним из первых написал об этом. Хотя о массовых сокращениях работников еще не говорили, многих из них отправили во внеплановые отпуска, зарплату в конце декабря выплатили только октябрьскую. Тогда в интервью нашей газете заместитель гендиректора Виктор Киселев заявлял: «На первый квартал 2015 года портфель заказов сформирован… завод после некоторой «передышки» работает» («Год заканчивается непросто», «ВК» за 23 декабря 2014 г.). Однако уже в феврале нынешнего года завод вновь лихорадило. Отменили бесплатное питание, перестали оплачивать сверхурочную работу, предоставлять отгулы. Сотрудники получали 2/3 заработной платы, работников пенсионного возраста «по-хорошему» попросили на выход. Появилась информация о грядущем сокращении 300 человек. Ситуация обострилась настолько, что профсоюзная организация завода решила провести 26 марта митинг протеста против массовых сокращений. К зданию областного правительства планировалось вывести до 1000 человек, то есть почти весь завод. Однако парадоксальность ситуации заключалась в том, что, получив разрешение от городских властей на проведение акции и сообщив о ней во все местные СМИ, в последний момент всё неожиданно отменили. Как неофициально рассказал тогда корреспонденту «ВК» один из работников завода, отказаться от проведения акции убедил тот же профсоюз. «Нам пояснили, что смысла в митинге нет, - поведал он. - Требования изложены и переданы в соответствующие инстанции. Надо потерпеть и подождать реакции. И вот если ее не будет, то только тогда, через месяц, выйти на митинг» («Митинг, которого не было», «ВК» за 28 марта 2015 г.). Так профсоюзные лидеры уговаривали рабочих. Какими словами руководство завода уговорило сам профсоюз, остается только догадываться, потому что задолженность перед кредиторами на тот момент уже была критическая. 

    Кто и как помогал «Машинке»
   Узнав о готовности рабочих выйти на митинг, вопрос о будущем завода «1 Мая» обсуждали на заседании комитета по экономическому развитию областного Законодательного Собрания. Пришли к выводу, что получить новые кредиты предприятию будет сложно. Зампред областного правительства Алексей Кузнецов тогда отметил: «Решения по кредитованию сейчас принимаются через Нижний, Санкт-Петербург и Москву. Я бы не хотел говорить о заводе «1 Мая», у меня есть свое мнение относительно его еще со времен моей работы в Сбербанке. Это частное предприятие, и никакому собственнику не понравится вмешательство государства в свой бизнес, только если государство не даст бесплатно денег». По мнению Кузнецова, завод мог бы получить финансовую поддержку, если собственник передаст  10 - 15% акций предприятия государству. Собственник же в лице гендиректора Сергея Голофаева основными причинами проблем завода называл отказ заказчиков от уже изготовленной продукции и трудности с заключением новых контрактов, прежде всего с РЖД (заметим, что губернатор Никита Белых до этого неоднократно вызывался оказать содействие заводу в переговорах с руководством РЖД по вопросу возможного увеличения заказов на производство специальной железнодорожной техники). Одновременно с этим в местных СМИ распространялась информация о том, что с марта «после некоторой паузы» производство возобновлено. Заводчан и жителей области убеждали: «Благодаря совместным действиям региональных и федеральных властей заводу удалось вернуть заказы… Контракты заключены благодаря бурной деятельности генерального директора».

     «Голофаев на контакт не пошел…»
    Что касается персональной роли гендиректора Сергея Голофаева в «разруливании» при его же руководстве возникших проблем, своим мнением с «Вятским краем» поделился депутат Госдумы Сергей Мамаев, к которому в марте 2015 года за помощью обратились сами рабочие «Машинки». 19 марта Сергей Павлинович направил письмо председателю  правительства Дмитрию Медведеву. Описав ситуацию на  заводе, Сергей Павлинович обратил внимание премьера на то, что «потеряв ОАО «Кировский машзавод «1 Мая» - единственного производителя в РФ и СНГ кранов на железнодорожном ходу, Россия практически лишится компетенции в области разработки и производства вышеуказанных кранов, а также в производстве значительной доли машин для строительства, ремонта и текущего содержания железнодорожных путей». Аналогичные обращения Сергей Мамаев направил в Министерство обороны, Министерство транспорта и ОАО «РЖД». Полученные депутатом ответы обнадеживали: при поддержке Минтранса ОАО «РЖД» запланировало на 2015 год приобретение трех кранов, а в 2016 - 2017 годах - еще четырех. Тогда в чем же дело? Предельную ясность внес ответ из Министерства обороны. Заместитель министра Ю. Борисов сообщил: «Руководство ОАО «КМЗ «1 Мая» необоснованно затягивает представление в Минобороны России расчетно-калькуляционных материалов для определения фиксированной цены контракта, что привело к срыву сроков заключения государственного контракта» (в рамках гособоронзаказа. - Т. А.). 
    Сам Голофаев, добавил Сергей Мамаев, на прямой контакт с депутатом Госдумы не пошел, от неоднократно предлагаемых Сергеем Павлиновичем встреч всякий раз под разными предлогами отказывался. Может быть, поэтому и бытует мнение, что нынешняя ситуация с банкротством предприятия возникла не случайно и является лишь способом не платить по долгам. Если это так, то, конечно, когда речь идет почти о 100 миллионах, судьба простых рабочих собственников обычно уже особо и не волнует. 

     Траектория падения
  Первоначально инициатором банкротства «Машинки» стал один из кредиторов завода - компания «Алтай-Сервис», подавшая соответствующее заявление в арбитражный суд в феврале 2015 года. Кстати, «Алтай-Сервис» еще в декабре прошлого года через суд добился взыскания с завода «1 Мая» более двух миллионов рублей долга за поставленную ранее продукцию. Одновременно в арбитражный суд с требованием взыскать с «Первомайки» долг в 2,5 миллиона рублей обращался «Вятский Сервисный Металло-Центр». К процессу признания завода «1 Мая» банкротом присоединился и его крупнейший кредитор - ОАО «Сбербанк России». 
   Какая-то надежда забрезжила для должника после того, как «Алтай-Сервис» отозвал свое исковое заявление, однако Сбербанк на подобный шаг не пошел. Известно, что еще в 2012 и 2013 годах заводу «1 Мая» в этом банке были открыты две многомиллионные кредитные линии: первая, для приобретения оборудования и модернизации действующего производства, и вторая - для пополнения оборотных средств. К 22 декабря 2014 года платежи по обеим линиям оказались просроченными. Часть долга, включая проценты и неустойку, была взыскана с должника и поручителей (одним из них являлся лично С. Голофаев) в судебном порядке. Несмотря на это, по состоянию на 30 марта 2015 года задолженность только по оборотным средствам составляла почти 45 миллионов рублей. На что же тогда рассчитывало руководство завода, уговаривая рабочих не выходить на митинг 26 марта и подождать еще месяц?

     И всё же пока не полный банкрот... Пока?
   Вопреки заявлениям многих местных СМИ, ОАО «Кировский машзавод 1 Мая» окончательно банкротом еще не признан. Учитывая наличие признаков банкротства, в отношении его введена одна из процедур, установленных в таком случае - наблюдение. Именно такое разъяснение получил «ВК» в Арбитражном суде Кировской области, который 3 июля и принял это решение. Требования ОАО «Сбербанк России» к должнику в сумме 99 миллионов 603 тысяч 672 рублей 18 копеек признаны обоснованными. Назначен временный управляющий, который должен будет оценить экономическое состояние предприятия и подготовить предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. Новое заседание арбитражного суда по делу завода «1 Мая» назначено на 24 декабря 2015 года. Если ситуация не изменится, окончательное решение о признании кировской «Машинки» банкротом может быть принято уже в этом году. 

Т. Андреев."Вятский край"

   Справка «ВК»
  Генеральный директор ОАО «Кировский машзавод «1 Мая» Сергей Голофаев в 1994 году окончил Пермский факультет Юридического института МВД России. До 2001 года служил в милиции. Удачно женился - на дочери бывшего тогда руководителем и крупнейшим акционером завода «1 Мая» В.В. Синцова. Став его зятем, с 2002 года сделал блестящую карьеру на предприятии. В 2009 году после неожиданной смерти В.В. Синцова занял пост генерального директора.  С марта 2012 года - депутат Кировской городской думы, член партии «Единая Россия».    

 

Фото plus8-db.com.

ТЕГИ

Комментарии

6 комментариев
  • сторонний наблюдатель

    24 июля 2015 19:08

    Почему не заводят уголовное дело в отношении конкретных лиц в руководстве предприятия? Только слепой не заметит как все деньги оседают в карманах этой группы "" товарищей". Почему молчат рядовые работники,спились что ли все? Завод спасет только национализация и обновление личного состава,в первую очередь руководителей всех уровней.
    Ответить
  • СССР

    20 ноября 2015 09:40

    боимся репрессий !
    Ответить
  • Гость

    24 июля 2015 20:37

    Да! Почему народ молчит!!!!
    Ответить
  • СССР

    20 ноября 2015 09:50

    боимся репрессий, у них один ответ - Не нравится ! Увольняйся!!!
    Ответить
  • СССР

    20 ноября 2015 09:41

    кстати уже 2 месяца на заводе нет зарплаты
    Ответить
  • Сергей

    17 февраля 2016 11:40

    Вся проблема это Голофаев. Судите сами: футболист, работник милиции,и управлять заводом. Человек беспринципный,скользкий и недоговороспособный. Завод получил на халяву. Как пришло так и ушло. Думаю денежки уже вывел ......
    Ответить

Оставить свой комментарий

Читайте также