Воскресенье,
16 марта
Вятский край издательский дом
Вятский край издательский дом
Воскресенье,
16 марта

Закулисье Елены Авиновой. Что можно увидеть на выставке "Выход к морю"?

07 февраля 2024

Знаете ли вы, читатель, мир театрального закулисья? Нет, вы его не знаете. Вот и я не знаю. Однако, как уверяет художница Елена Авинова, он полон очарования и волшебства. Не случайно она в своих картинах не раз обращалась к нему. Да и как ей не ведать, что происходит за сценой, ведь она почти двадцать лет проработала в театре, из которых одиннадцать лет - главным художником кировского Театра на Спасской.

Этот театральный мир, как можно увидеть на персональной выставке Авиновой «Выход к морю» в Выставочном зале Вятского художественного музея, оставил сильный отпечаток на всём творчестве художницы. Наверное, поэтому в её работах так или иначе присутствуют персонажи итальянской комедии дель арте и французского ярмарочного театра - Пьеро, Коломбина и Арлекин.

Сложно однозначно оценить творчество Елены Авиновой. Несмотря на то что она окончила кировское художественное училище имени Рылова по классу живописи, сама художница позиционирует себя как график. И в том, что это так, нетрудно убедиться: на открывшейся выставке графические работы преобладают над живописными.

Поражает и разноплановость работ художницы. Есть здесь традиционные портреты и пейзажи, но они перемежаются с картинами-символами на библейские темы («Благовещение», «Пьета» и «Красный мяч») и работами в стиле нидерландского художника-графика Маурица Эшера, самого яркого представителя течения имп-арт («Глаз» и «Пять стихий»).

Проходя по выставке, я ловил себя на ощущениях, что отдельные работы художницы вызывают у меня ассоциации с работами всемирно известных живописцев. Где-то - в композиции, а где-то - в манере исполнения. «Это вылазит из нас то, что заложено художественным образованием», - признаётся Елена.

Так, главное полотно выставки под названием «Красный мяч» (первоначальное название - «Выход к морю») однозначно ассоциируется с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына». Этого не отрицает и сама Авинова. Она говорит, что ей хотелось воплотить рембрандтовский сюжет в собственном прочтении.

Во всём многообразии работ, показанных на выставке, нетрудно обнаружить авторские блоки: «Автопортрет», «Цвет», «Графика. А4: Предчувствие апокалипсиса», «Графика. Мои миры», «Графика. Комиксы», «Графика. Путешествия». И каждый из них выполнен особыми изобразительными средствами.

Любит Авинова экспериментировать. Попробовала она себя в мэйл-арте. Это направление появилось сравнительно недавно, во второй половине XX века, и под ним обычно подразумевается искусство арт-коммуникации при помощи почты, интернета, мобильной связи и прямого личного общения. А если говорить проще, то это отправка почтой авторских, нарисованных художником открыток. И объектом искусства они становятся, по версии представителей мэйл-арта, после того, как на них будет поставлен почтовый штемпель.

Показаны на выставке и две серии работ Авиновой для комиксов по мотивам произведения Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы» (притча о Великом инквизиторе) и гоголевской «Шинели».

Впрочем, эта творческая неуспокоенность есть в Авиновой до сих пор. Она и сейчас ищет новые формы и методы художественного воплощения замысла. На выставке демонстрируются ее экспериментальные графические композиции: большой кусок кальки с изображением разрезается на листы формата А4, мнется, а потом нитками сшивается обратно. В результате картина приобретает вид нарисованной на ткани, а еще легко складывается до офисного формата (что удобно для ее переноски перевозки).

И всё же, познакомившись со всем разнообразием творчества Елены Авиновой, спутать её картины ни с чем нельзя. Даже если на них нет характерной для неё подписи: «ЛАВ». Всё, что выходит из-под её кисти, карандаша или пера, имеет глубокий философский смысл. В этом плане не случайно обращение Авиновой к теме апокалипсиса, а присутствие в её работах лирической, а иногда и трагической фигуры Пьеро акцентирует внимание зрителя на неустроенности сущего.

В этот философский круг исследуемой действительности художница включает и саму себя. Если приглядеться, во многих ее произведениях вы обнаружите автопортреты. Как говорит Елена, в таких случаях она воспринимает себя как объект исследования.

Нетрудно убедиться в том, что выставка «Выход к морю» - это автобиография художницы. И не только потому, что здесь представлены работы более чем за четвертьвековой период творчества Авиновой. Тематика работ свидетельствует о перипетиях ее жизни. И таких поворотов судьбы было немало. Главное же, что Елена воспринимала каждый из них как новый этап творчества, как возможность полнее проявить себя. Оттого-то экспозиция получилась такой разнообразной и разноплановой.

Хотя зачем я вам об этом рассказываю? Вы, читатель, и сами можете в этом убедиться, стоит только прийти в Выставочный зал Вятского художественного музея. Выставка Авиновой будет работать до 18 февраля.

Сергей СМОЛИН.

Фото автора.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие новости

15 марта 2025

Сказочник из Вятки

В Вятском художественном музее имени А.М. и В.М. Васнецовых в рамках выставки «Время зимних чудес» прошла арт-пауза, посвящённая нашему земляку, известному российскому художнику Юрию Алексеевичу Васнецову.
14 марта 2025

Вятские герои СВО

В феврале кировские бойцы отлично проявили себя в ходе специальной военной операции. Многие из них получили государственные и ведомственные награды. А отдельные случаи героизма вятских ребят стали достоянием общественности.
13 марта 2025

Агрессивен. В ошейнике

26 февраля 2025 года в Яранске собака напала на школьника. Агрессивный хаски искусал восьмилетнему Арсению лицо. Прохожим с трудом удалось освободить ребёнка из зубов пса

Теги

Вятский край издательский дом
Анастасия Максимова
менеджер по рекламе
8 (8332) 25-57-46
kray.43rek@yandex.ru
Адрес редакции
г. Киров, ул. Спасская, 39, офис 2
kray.43@yandex.ru
Материалы публикуются с разрешения. Все права защищены.
Любое воспроизведение материалов или фрагментов из них на любом языке возможно только с письменного разрешения "Издательский дом "Вятский край". Гл.редактор: Артем Смирнов.
© 2024 ООО "Издательский дом "Вятский край". Все права защищены.
magnifiercross