Закулисье Елены Авиновой. Что можно увидеть на выставке "Выход к морю"?

КУЛЬТУРА

07 февраля 2024 314 0
На печать

 

Знаете ли вы, читатель, мир театрального закулисья? Нет, вы его не знаете. Вот и я не знаю. Однако, как уверяет художница Елена Авинова, он полон очарования и волшебства. Не случайно она в своих картинах не раз обращалась к нему. Да и как ей не ведать, что происходит за сценой, ведь она почти двадцать лет проработала в театре, из которых одиннадцать лет - главным художником кировского Театра на Спасской.

 

Этот театральный мир, как можно увидеть на персональной выставке Авиновой «Выход к морю» в Выставочном зале Вятского художественного музея, оставил сильный отпечаток на всём творчестве художницы. Наверное, поэтому в её работах так или иначе присутствуют персонажи итальянской комедии дель арте и французского ярмарочного театра - Пьеро, Коломбина и Арлекин.

 

Сложно однозначно оценить творчество Елены Авиновой. Несмотря на то что она окончила кировское художественное училище имени Рылова по классу живописи, сама художница позиционирует себя как график. И в том, что это так, нетрудно убедиться: на открывшейся выставке графические работы преобладают над живописными.

 

 

Поражает и разноплановость работ художницы. Есть здесь традиционные портреты и пейзажи, но они перемежаются с картинами-символами на библейские темы («Благовещение», «Пьета» и «Красный мяч») и работами в стиле нидерландского художника-графика Маурица Эшера, самого яркого представителя течения имп-арт («Глаз» и «Пять стихий»).

 

Проходя по выставке, я ловил себя на ощущениях, что отдельные работы художницы вызывают у меня ассоциации с работами всемирно известных живописцев. Где-то - в композиции, а где-то - в манере исполнения. «Это вылазит из нас то, что заложено художественным образованием», - признаётся Елена.

 

 

Так, главное полотно выставки под названием «Красный мяч» (первоначальное название - «Выход к морю») однозначно ассоциируется с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына». Этого не отрицает и сама Авинова. Она говорит, что ей хотелось воплотить рембрандтовский сюжет в собственном прочтении.

 

Во всём многообразии работ, показанных на выставке, нетрудно обнаружить авторские блоки: «Автопортрет», «Цвет», «Графика. А4: Предчувствие апокалипсиса», «Графика. Мои миры», «Графика. Комиксы», «Графика. Путешествия». И каждый из них выполнен особыми изобразительными средствами.

 

Любит Авинова экспериментировать. Попробовала она себя в мэйл-арте. Это направление появилось сравнительно недавно, во второй половине XX века, и под ним обычно подразумевается искусство арт-коммуникации при помощи почты, интернета, мобильной связи и прямого личного общения. А если говорить проще, то это отправка почтой авторских, нарисованных художником открыток. И объектом искусства они становятся, по версии представителей мэйл-арта, после того, как на них будет поставлен почтовый штемпель.

 

Показаны на выставке и две серии работ Авиновой для комиксов по мотивам произведения Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы» (притча о Великом инквизиторе) и гоголевской «Шинели».

 

Впрочем, эта творческая неуспокоенность есть в Авиновой до сих пор. Она и сейчас ищет новые формы и методы художественного воплощения замысла. На выставке демонстрируются ее экспериментальные графические композиции: большой кусок кальки с изображением разрезается на листы формата А4, мнется, а потом нитками сшивается обратно. В результате картина приобретает вид нарисованной на ткани, а еще легко складывается до офисного формата (что удобно для ее переноски перевозки).

 

 

И всё же, познакомившись со всем разнообразием творчества Елены Авиновой, спутать её картины ни с чем нельзя. Даже если на них нет характерной для неё подписи: «ЛАВ». Всё, что выходит из-под её кисти, карандаша или пера, имеет глубокий философский смысл. В этом плане не случайно обращение Авиновой к теме апокалипсиса, а присутствие в её работах лирической, а иногда и трагической фигуры Пьеро акцентирует внимание зрителя на неустроенности сущего.

 

В этот философский круг исследуемой действительности художница включает и саму себя. Если приглядеться, во многих ее произведениях вы обнаружите автопортреты. Как говорит Елена, в таких случаях она воспринимает себя как объект исследования.

 

Нетрудно убедиться в том, что выставка «Выход к морю» - это автобиография художницы. И не только потому, что здесь представлены работы более чем за четвертьвековой период творчества Авиновой. Тематика работ свидетельствует о перипетиях ее жизни. И таких поворотов судьбы было немало. Главное же, что Елена воспринимала каждый из них как новый этап творчества, как возможность полнее проявить себя. Оттого-то экспозиция получилась такой разнообразной и разноплановой.

 

Хотя зачем я вам об этом рассказываю? Вы, читатель, и сами можете в этом убедиться, стоит только прийти в Выставочный зал Вятского художественного музея. Выставка Авиновой будет работать до 18 февраля.

 

Сергей СМОЛИН.

Фото автора.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий