Закулисье Елены Авиновой. Что можно увидеть на выставке "Выход к морю"?
КУЛЬТУРА
Знаете ли вы, читатель, мир театрального закулисья? Нет, вы его не знаете. Вот и я не знаю. Однако, как уверяет художница Елена Авинова, он полон очарования и волшебства. Не случайно она в своих картинах не раз обращалась к нему. Да и как ей не ведать, что происходит за сценой, ведь она почти двадцать лет проработала в театре, из которых одиннадцать лет - главным художником кировского Театра на Спасской.
Этот театральный мир, как можно увидеть на персональной выставке Авиновой «Выход к морю» в Выставочном зале Вятского художественного музея, оставил сильный отпечаток на всём творчестве художницы. Наверное, поэтому в её работах так или иначе присутствуют персонажи итальянской комедии дель арте и французского ярмарочного театра - Пьеро, Коломбина и Арлекин.
Сложно однозначно оценить творчество Елены Авиновой. Несмотря на то что она окончила кировское художественное училище имени Рылова по классу живописи, сама художница позиционирует себя как график. И в том, что это так, нетрудно убедиться: на открывшейся выставке графические работы преобладают над живописными.
Поражает и разноплановость работ художницы. Есть здесь традиционные портреты и пейзажи, но они перемежаются с картинами-символами на библейские темы («Благовещение», «Пьета» и «Красный мяч») и работами в стиле нидерландского художника-графика Маурица Эшера, самого яркого представителя течения имп-арт («Глаз» и «Пять стихий»).
Проходя по выставке, я ловил себя на ощущениях, что отдельные работы художницы вызывают у меня ассоциации с работами всемирно известных живописцев. Где-то - в композиции, а где-то - в манере исполнения. «Это вылазит из нас то, что заложено художественным образованием», - признаётся Елена.
Так, главное полотно выставки под названием «Красный мяч» (первоначальное название - «Выход к морю») однозначно ассоциируется с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына». Этого не отрицает и сама Авинова. Она говорит, что ей хотелось воплотить рембрандтовский сюжет в собственном прочтении.
Во всём многообразии работ, показанных на выставке, нетрудно обнаружить авторские блоки: «Автопортрет», «Цвет», «Графика. А4: Предчувствие апокалипсиса», «Графика. Мои миры», «Графика. Комиксы», «Графика. Путешествия». И каждый из них выполнен особыми изобразительными средствами.
Любит Авинова экспериментировать. Попробовала она себя в мэйл-арте. Это направление появилось сравнительно недавно, во второй половине XX века, и под ним обычно подразумевается искусство арт-коммуникации при помощи почты, интернета, мобильной связи и прямого личного общения. А если говорить проще, то это отправка почтой авторских, нарисованных художником открыток. И объектом искусства они становятся, по версии представителей мэйл-арта, после того, как на них будет поставлен почтовый штемпель.
Показаны на выставке и две серии работ Авиновой для комиксов по мотивам произведения Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы» (притча о Великом инквизиторе) и гоголевской «Шинели».
Впрочем, эта творческая неуспокоенность есть в Авиновой до сих пор. Она и сейчас ищет новые формы и методы художественного воплощения замысла. На выставке демонстрируются ее экспериментальные графические композиции: большой кусок кальки с изображением разрезается на листы формата А4, мнется, а потом нитками сшивается обратно. В результате картина приобретает вид нарисованной на ткани, а еще легко складывается до офисного формата (что удобно для ее переноски перевозки).
И всё же, познакомившись со всем разнообразием творчества Елены Авиновой, спутать её картины ни с чем нельзя. Даже если на них нет характерной для неё подписи: «ЛАВ». Всё, что выходит из-под её кисти, карандаша или пера, имеет глубокий философский смысл. В этом плане не случайно обращение Авиновой к теме апокалипсиса, а присутствие в её работах лирической, а иногда и трагической фигуры Пьеро акцентирует внимание зрителя на неустроенности сущего.
В этот философский круг исследуемой действительности художница включает и саму себя. Если приглядеться, во многих ее произведениях вы обнаружите автопортреты. Как говорит Елена, в таких случаях она воспринимает себя как объект исследования.
Нетрудно убедиться в том, что выставка «Выход к морю» - это автобиография художницы. И не только потому, что здесь представлены работы более чем за четвертьвековой период творчества Авиновой. Тематика работ свидетельствует о перипетиях ее жизни. И таких поворотов судьбы было немало. Главное же, что Елена воспринимала каждый из них как новый этап творчества, как возможность полнее проявить себя. Оттого-то экспозиция получилась такой разнообразной и разноплановой.
Хотя зачем я вам об этом рассказываю? Вы, читатель, и сами можете в этом убедиться, стоит только прийти в Выставочный зал Вятского художественного музея. Выставка Авиновой будет работать до 18 февраля.
Сергей СМОЛИН.
Фото автора.
Оставить свой комментарий
Восстановление пароля
Если Вы забыли пароль, укажите свой Электронный адрес, после чего ждите письмо.