«Заиграли наши «катюши»... Воспоминания фронтовика
ОБЩЕСТВО
Вспоминает кировчанин Алексей Халявин. Победу он встретил в пути на Дальний Восток. Впереди была не менее жестокая схватка с японцами
Неумолимо бегут годы. Когда-то фронтовики мечтали дожить до 50-летия Победы, потом до 60- и 70-летия, а сегодня лишь единицы в строю ветеранов. Кто-то у телевизора встречает праздник в кругу родных, а кто-то и в больничной палате.
Алексею Федоровичу недавно исполнился 91 год, но он все отлично помнит, особенно врезалось в память начало войны.
- Мы с ребятами были на ночной рыбалке. Рано утром возвращаемся домой через Вересники - и чувствуем: что-то случилось. Мужчины озабочены, спешат куда-то, женщины плачут. Расслышали слово «война»... Прибегаю домой, мама подтвердила: «Да, Алеша, война». Вместе с ней мы побежали на Театральную площадь, где по громкоговорителю передавали сообщение о вероломном нападении немцев... Прощай, детство!
К 1942 году я окончил только 6 классов и пошел на обучение к сапожнику. А вечерами нас, подростков, учили военному делу в ДОСААФ. В октябре 1944 года призвали в армию и отправили в Пермскую область в учебный стрелковый полк до апреля 1945 года. А потом - и на Дальний Восток. И наша 215-я стрелковая орденов Суворова и Кутузова дивизия вышла на исходные рубежи в Маньчжурии.
Выдержав экзамен на находчивость, умение ориентироваться на местности, метко стрелять, Алексей стал разведчиком. За 12 часов до начала военной операции он в числе семи разведчиков первым перешел границу с Маньчжурией.
- Вброд, через речушку, но она разлилась после дождя, важно было не замочить автомат. И тут залаяла овчарка, японцы в одном белье выбежали из казармы, увидели, что русские, и обратно, за оружием. А нам по рации приказ: бежать до 2-й линии обороны, но только по тропинке, где сами японцы ходили: по сторонам все заминировано. Слышим грохот позади - это наши знаменитые «катюши» заиграли...
Добежали до траншеи, окопались. А рядом дзот, и замечаю, что из одной амбразуры стреляет снайпер. Схватил гранату, отогнул усики, приготовился бросить. Но старшина Бойко решил, что я не доброшу. Взял гранату из моих рук, и только высунулся из окопа - снайперская пуля попала ему в голову... Тут и наши танки подоспели, а позади - машина с минами в ящиках. Сгрузили их на дзот и взорвали... Враги еще дальше в свою Маньчжурию побежали. Техники у них практически не было, все на лошадях. А танки быстроходные - вдогонку. Как их остановить? Решили они с минами под броню кидаться... А мы на танке как раз сидели с солдатами. Вдруг он резко остановился, я упал, да ещё своим же автоматом по затылку ударило, потерял сознание... А когда очухался, смотрю - вытаскивают из-под танка японца, на которого он чуть не наехал. На спине у того ящик с противотанковыми минами... Ну, взорвали их в овраге, а самурая расстреляли на месте. И таких случаев немало было.
Где труднее, туда и посылали разведчиков. Не зря у Алексея Федоровича Халявина среди орденов и медалей есть скромный, но дорогой для него значок: «Отличный разведчик». Он все привык делать на «отлично»: и воевать, и трудиться.
Вернулся домой только в 1951-м: некому было обучать молодых необстрелянных солдат. Устроился шофером на автопредприятие. По вечерам учился. Сначала окончил вечернюю школу, затем - лесотехникум, политехнический институт. Также с отличием! В «Кировавтотрансе» он прошел путь от водителя до руководителя.
- Когда организовывался новый микрорайон, - вспоминает Алексей Федорович, - по вечерам я ездил по домам, советовался с жильцами, где удобнее сделать остановку. И потом докладывал на сессии горсовета, депутатом которого был 10 лет.
Сорок лет он отработал на одном предприятии, отстроил заново четыре автохозяйства. Его имя занесено в «Золотую книгу автомобильного транспорта России». Среди многочисленных наград - ордена Сталина и Трудового Красного Знамени, два ордена Ленина, орден Великой Отечественной войны. А также - медали: Жукова, «За боевые заслуги», «За победу над Японией»... В его трудовой книжке - 91 благодарность, по количеству прожитых лет.
С будущей женой познакомился в дороге. В то время Алексей работал водителем автобуса маршрута № 3, а Ниночка - в троллейбусном парке. Однажды их маршруты и судьбы пересеклись... А потом появились дочь и сын. Кстати, у Алексея Федоровича - два внука, внучка и два правнука. Старшего внука в честь дедушки назвали Алёшей - в надежде на то, что все самое хорошее от воина-защитника передастся потомкам. И конечно, его доброта, любовь к людям и ко всему живому. Недаром держал он когда-то на садовом участке кур, гусей, собаку, кошку... И голубей.
- Был первый голубятник на деревне, - с радостью рассказывает он. - Какие сизари были! Как приеду в Москву в командировку, все дела сделаю - и на птичий базар загляну. Как-то увозили моих голубей в Одессу, все обратно вернулись, один только не прилетел: ястреб по дороге напал.
И, наверно, очень хочется фронтовику, чтобы небо над Россией всегда было мирным, чтобы в нем спокойно парили голуби и никогда его правнуки не услышали, как он в детстве, это страшное слово «война».
Записала Вера Ануфриева.
Оставить свой комментарий
Восстановление пароля
Если Вы забыли пароль, укажите свой Электронный адрес, после чего ждите письмо.