Зачем превращать Кировский лицей естественных наук в школу с медицинским уклоном?

ОБЩЕСТВО

19 августа 2019 4670 0
На печать

 

Уже никого не удивляет, когда в каком-либо медицинском учреждении меняется главный врач. Есть заведения, где руководители не держатся даже одного года. Нечто подобное не так давно наблюдалось и в учреждениях культуры. Впрочем, не будем повторяться, «Вятский край» не так давно писал об этом. Как показывает практика, ни к чему хорошему это не приводит.

 

Но никто не ожидал, что подобная участь постигнет систему среднего образования. И не просто рядовых школ, а передового их звена - гимназий и лицеев.

 

Как стало известно «Вятскому краю», региональное министерство образования разорвало трехгодичный контракт с директором Кировского лицея естест­венных наук (КЛЕН) Александром Трифоновым. По имею­щимся сведениям, поводом для такого шага стало невыполнение руководителем лицея распоряжения первого заместителя председателя правительства области Дмитрия Курдюмова. Оно касалось поступления определенной части выпускников лицея в Кировский государственный медицинский университет.

 

По словам людей, знакомых с ситуацией, перед преемником Александра Юрьевича будет поставлена задача перестроить работу лицея таким образом, чтобы большинство выпускников этого среднего общеобразовательного учреждения выбрало для себя профессию медика. Если такая установка действительно будет реализована, то это будет иметь, считают специалисты, самые печальные последствия для одного из флагманов кировского среднего образования.

 

Не дали поработать

 

С 2003 по 2018 год Кировским лицеем естественных наук руководила заслуженный учитель Российской Федерации, лауреат премии Кировской области в области экологии и охраны природы Валентина Русанова. При ней лицей стал опорной площадкой по географии, библиотечному делу, опорной школой по экологическому образованию. Под ее руководством образовательное учреждение неоднократно побеждало в конкурсах по внедрению инновационных образовательных программ. И даже сейчас, уйдя на заслуженный отдых, Русанова поддерживает добрые отношения с сотрудниками лицея, делится с ними своим опытом и знаниями.

 

30 августа прошлого года Валентину Анатольевну на посту руководителя сменил Александр Трифонов. Несмотря на то, что до этого он почти десять лет отработал в Кировском физико-математическом лицее, пройдя путь от учителя географии до и.о. директора, к КЛЕНу Александр Юрьевич имел до этого непосредственное отношение.

 

- Моя карьера учителя началась с этого лицея, куда я пришел сразу после окончания педагогического института в 1995 году, - признался Трифонов. - И до 2008 года был там учителем. Так получилось, что после этого я ушел в физмат и проработал там до 2018 года. После чего снова вернулся в КЛЕН.

 

Как рассказывает сам Александр Трифонов, в 2018 году его пригласила региональный министр образования Ольга Рысева и предложила возглавить лицей естественных наук. Однако поработать в КЛЕНе новому директору не дали.

 

В середине прошедшего учебного года учреждение посетила представительная комиссия во главе с первым заместителем председателя правительства области Дмитрием Курдюмовым. В ходе осмотра лицея руководителем социального блока правительства состоялся, как выразился Александр Трифонов, «жесткий разговор». Речь шла о перепрофилировании лицея, его переориентации на подготовку будущих абитуриентов для Кировского медицинского университета. Высокопоставленному чиновнику из правительства области было непонятно, зачем заведению вообще нужен социально-экономический профиль. По его версии, оно должно готовить будущих медиков. Была даже озвучена конкретная цифра выпускников лицея, которые должны были поступать в 2019 году в медуниверситет.

 

Естественно, что выполнить такое указание Александр Трофимов не смог. И не только потому, что не захотел перечеркнуть более чем двадцатилетнюю историю и традиции учебного заведения. Просто нереально заставить нынешних выпускников и их родителей выбрать для поступления определенный вуз, если они туда не хотят идти.

 

Ко всему прочему данное указание зампреда правительства прозвучало устно и не было оформлено в виде официального приказа или поручения. Но, несмотря на это, его неисполнение послужило причиной разрыва контракта с директором лицея. 5 августа ему был вручен соответствующий приказ.

 

Упомянул Александр Трифонов и о том, что во время визита Дмитрия Курдюмова в лицей шла речь и о переименовании его в медицинскую школу. Правда, как признается сам педагог, не понятно - почему для такого эксперимента было вы­брано имеющее высокую репутацию на общероссийском уровне учебное заведение, а не создано специализированное учреждение на базе какой-либо кировской школы.

 

- Сегодня я в большей степени не за свою судьбу беспокоюсь, потому что я кое-что умею и буду продолжать это делать, - сказал экс-директор лицея. - Я переживаю за лицей. Я видел, как он становился на ноги, я видел, как он развивался, и у меня было достаточно много идей, как сделать его еще лучше. Если будет реализован план превращения лицея в медицинскую школу, каким бы хорошим ни был этот план, он просто погубит лицей в том виде, в каком КЛЕН существовал изначально.

 

Советник губернатора, депутат Законодательного собрания области Анатолий Чурин видит в скоропостижной отставке директора лицея и иные риски.

 

- Это очень опасно тем, что коллектив, который в течение двух лет меняет двух директоров, не способен нормально работать.

 

И это, не считая того, что КЛЕНу придется начинать новый учебный год в отсутствие четких представлений о будущем. По словам советника губернатора, людям уже намекнули, что в связи с изменением главного профиля лицея на медицинский нового руководителя ищут среди врачей.

 

КЛЕН ведут к уничтожению

 

Как считает Анатолий Чурин (и не только он), КЛЕН до последнего времени показывал отличные результаты.

 

- По оценке наших специалистов, в этом году лицей успешно закончил год, - заметил Анатолий Михайлович. - Многие его выпускники поступили в самые престижные вузы страны. Никаких проблем там нет, качество образования хорошее.

 

Учащиеся КЛЕНа активно участвуют в олимпиадном движении. В этом году двое из них - Мария Кривошеина и Евгений Маренин - стали призерами по химии и географии заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. А ведь победа на всероссийском уровне дает возможность выпускникам поступить в самые престижные вузы страны (к каковым при всех его достоинствах Киров­ский медицинский университет никак не относится).

 

Но не только в олимпиадах побеждают КЛЕНовцы. Они принимают участие во многих других конкурсах российского уровня и становятся там если не победителями, то призерами.

 

- Конечно, если будет заявлен ярко выраженный медицинский профиль учреждения, то это не ограничит количество биологов и химиков, которые будут учиться в лицее, проявлять себя и в олимпиадах, и в других научно-исследовательских мероприятиях, - заметил Александр Трифонов. - Но это полностью убьет социально-экономический профиль, поставит крест на географии как на предмете, который сегодня тоже востребован. Тот, кто сегодня этот профиль выбирает, рассчитывает в будущем связать себя и с со­цио­логией, и с политологией, и с юриспруденцией, и с военным делом. Он очень многое дает, и если его не будет, то дети перекочуют, например, в тот же Кировский экономико-правовой лицей (КЭПЛ).

 

Иначе говоря, количество родителей и детей, которые в случае перепрофилирования лицея будут выбирать его для обучения, существенно сократится.

 

- Надо еще по всей области поискать людей, которые пойдут в такую школу с последующей перспективой получения медицинского образования, - со скепсисом отметил Анатолий Чурин. - А главное - зачем ломать то, что уже показало свою успешность.

 

И здесь с Анатолием Михайловичем нельзя не согласиться. Популярность КЛЕНа среди желающих получить в общеобразовательном учреждении знания выше средних подтверждает это.

 

- Нужно понимать, что главным заказчиком выступает не регион, а родители, - подчеркнул Александр Трифонов. - И если мы посмотрим на статистику того, куда поступали в прошедшие годы дети, то примерно только 15% из них так или иначе выбирали медицину. Причем они поступали не только в Кировский медуниверситет, но и в Пермь, Москву, Санкт-Петербург, то есть в лучшие медицинские вузы. А остальные 85% выбирали совершенно другие профили. Тут были и география, и химия, и биология, и многие другие дисциплины, которые даже не относятся к профилю лицея. Сведя все к медицинской подготовке, чиновники уменьшат количество потоков, куда уходят наши выпускники.

 

Как следствие, КЛЕН потеряет авторитет как поставщик хорошо подготовленных выпускников для ведущих вузов страны. А от этого недалеко и до деградации самого образовательного процесса в лицее. Она добьёт ранее успешное учебное заведение. Она сделает из него заштатную специализированную школу, выпускники которой не будут хватать «звезд» с небес, а потому лучшей, а, может, и единственной перспективой для них станет поступление в Кировский медуниверситет.

 

Решать без ломки

 

Напоследок стоит задаться вопросом: а зачем все это нужно руководителям социального блока в региональной власти?

 

Казалось бы, ответ лежит на поверхности. В вятской медицине огромный дефицит кадров, а их подготовкой занимаются всего два учебных заведения - мед­университет и медколледж. Направление в них потоков выпускников кировских школ, гимназий и лицеев будет, по замыслу чиновников, способствовать приросту специалистов, которые, окончив вуз или ссуз, останутся работать в Кировской области.

 

Вот только практика говорит, что подобные надежды не имеют под собой объективных оснований. На одном из медицинских совещаний как-то прозвучало, что только 30% всех выпускников кировского меда идут в профессию. Но даже те, кто остается верен диплому, не очень-то хотят работать именно в вятской бюджетной медицине.

 

Конечно, не в столь давние времена в правительстве области был способ закрепления специалистов в области - им платили так называемую «губернаторскую стипендию». По словам Анатолия Чурина, который был одним из организаторов такой поддержки, за несколько лет действия этой программы число желающих в ней участвовать кратно возросло. К сожалению, до сих пор «губернаторские стипендии» не возобновлены. Хотя именно они могли бы способствовать решению проблемы кадрового дефицита, а не силовые меры с «выкручиванием рук» и не­оправданной ломкой традиций успешных лицеев.

 

Сергей СМОЛИН.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также