Ветераны - это живая история завода. Их воспоминания - это не просто рассказы о прошлом, а ценные уроки для новых поколений.
Мы побеседовали с человеком, который пришёл на «Первомайку» в 1945-м ещё подростком и проработал здесь до 1989 года. Он видел, как создавались первые железнодорожные краны, как кипела жизнь в цехах, как завод рос и развивался. Это уникальный взгляд на становление Машзавода глазами человека, который ковал историю предприятия.
- В 1945 году, когда война уже шла к концу, в деревнях искали подростков для работы на заводе, - вспоминает ветеран. - Мне было всего 15 лет, когда я пришёл сюда учеником. Тогда завод выпускал военную технику, в том числе знаменитые «катюши». Позже перешли на мирные заказы - железнодорожные краны.
Работать приходилось с военнопленными немцами.
- Да, они работали рядом с нами. Те, у кого была техническая специальность, - у станков, остальные грузили металл. Они были хорошими специалистами, - рассказывает ветеран. - Один из них, машинист, научил меня слесарному делу. А когда я спрашивал, хотел ли он воевать, он только вздыхал: «Разве мы хотели?» А я сейчас смотрю на украинские события - и кажется, что переживаю войну снова...
Работали круглосуточно, в три смены. Бывало, к концу месяца по 40 кранов выпускали. По словам Анатолия Петровича, работать приходилось в тяжёлых условиях: оборудование трофейное, техника изношенная, но план был законом. Первые краны собирали почти вручную - зубчатые передачи, примитивные механизмы.
Сначала молодой заводчанин был учеником, потом слесарем, фрезеровщиком, токарем - освоил почти все профессии. А позже стал машинистом по испытанию кранов.
- Испытывали всё: от первых примитивных моделей до мощных многотонных гигантов. Бывало, по два крана в день проверяли, особенно в конце месяца, когда план горел. Однажды во время испытаний стрела крана не выдержала нагрузки и согнулась. Оказалось, сталь была слишком мягкой. После этого технологию пересмотрели, начали делать стрелы из труб. У нас план был закон, но и брак не спускали. Если кран не проходил испытания, его не сдавали, даже если это грозило срывом сроков. Раньше станки стояли на века, а люди - на десятилетия.
- Я ни разу не уходил с завода, - с гордостью говорит ветеран. - Здесь и жил, в заводском доме, пешком на работу ходил. Жена тоже работала на предприятии машинистом мостового крана. Так что семья вся тут, в этих стенах. Завод жил насыщенной жизнью: спартакиады, футбольные матчи между цехами, самодеятельность. Я в тире стрелял - ещё с армии привык. Служил под Владивостоком, там оружие пристреливал. А однажды с майором водку пил - он сначала удивился, что сержант с ним за одним столом сидит, а потом махнул рукой: «Не на службе же!» - улыбается Анатолий Петрович. - Была у нас на «Первомайке» сильная футбольная команда. А ещё я участвовал в рационализаторских предложениях - всегда хотелось быть первым. И если бы снова начинать, выбрал бы тот же путь.
- Из тех, с кем я начинал, почти никого не осталось, - вздыхает ветеран. - Вот Шабалина Августа - мы с ней в одном цехе работали. Да и Марин Александрович, который в прошлом году ушёл… Хорошие люди были. Раньше нас, пенсионеров, в столовой ветеранов собирали, концерты устраивали. В 2015-м у «катюши» фотографировались - хорошее время. Сейчас таких встреч мало.
Особенно тепло Анатолий Петрович вспоминает Виктора Ивановича Солодянкина - бывшего директора завода, который прошёл путь от простого электросварщика до руководителя. Он убеждён, что именно его барельеф надо установить на административном здании завода.
- Но сейчас дело за молодыми. Главное - не бояться работы, - уверен ветеран. - Раньше мы всё делали руками - и краны собирали, и технику испытывали. Сейчас, наверное, проще, но ответственность никто не отменял.
И добавляет: «Цените завод - это не просто стены. Это люди, которые здесь работают. Если они будут болеть за дело, всё будет в порядке. Наша «катюша», первые краны, которые по всей стране работали, - это наши руки. Пусть и сейчас завод крепко стоит - как те самые первые машины, что мы собирали».
Л. СЕМЁНОВА.