В этом году исполняется 25 лет со дня гибели российской атомной подводной лодки «Курск». Те августовские дни потрясли весь мир.
Я, как и большинство неравнодушных людей, тяжело переживал эту трагедию, унёсшую жизни 118 моряков. Вечная, светлая им память… В связи с этим на меня нахлынули горестные воспоминания, и я решил ими поделиться.
Благословенные, жизнерадостные шестидесятые годы прошлого века! Какой-то небывалый подъём энтузиазма и оптимизма чувствовался во всех сферах общественной и трудовой жизни. Советские люди строили оптимистичные планы, сбывались их надежды и сокровенные мечты.
Однако люди старшего поколения были лишены иллюзий молодёжи, в их мыслях было одно - лишь бы не случилась война. В то время особенно чувствовалось опасное противостояние двух военных блоков - НАТО и Варшавского договора.
В эти годы мне пришлось проходить срочную службу (первоначально на четыре года) на Северном флоте. Сначала, как положено, полугодовой учебный отряд, а затем я был зачислен в состав экипажа атомной подводной лодки К-27 по военному учёту на должность машиниста БЧ-5.
В то время это был первоклассный образцовый корабль, испытанный в дальних морских походах, с дружным и сплочённым экипажем. На флоте его называли «Золотая рыбка». Нас, прибывших «салаг», приняли очень радушно и каждому назначили старшего наставника. В нашем составе были представители восьми национальностей. Характерно, что и сначала, и в последующие времена службы у нас никогда не возникало каких-то конфликтов. Позорного армейского слова «дедовщина» мы не знали. Экипаж - одна семья. Питание и на берегу, и в море было отличное, а некоторые лишения и бытовые неудобства мы как-то и не замечали.
Несчастье с лодкой произошло 24 мая 1968 года при патрулировании в Баренцевом море. Лодка шла в подводном положении, а я стоял на вахте в восьмом отсеке, отсеке-«убежище». Неожиданно по внутрикорабельной трансляции услышал неуставные тревожные команды и понял, что с кораблём случилось что-то чрезвычайное.
Позднее выяснилось, что произошла серьёзная авария реактора по левому борту. По технической ситуации командир был вынужден дать приказ «Дифферент на корму!», и мы всплыли. Отдраили рубочный люк и начали вентилировать отсеки. Вся команда самоотверженно боролась за живучесть корабля. Реактором правого борта мы пришли на базу. Встретивший нас командир дивизии, заслушав доклад, объявил боевую тревогу, и все стоявшие у пирсов корабли отошли в точки рассредоточения.
С базы нас всех оперативно доставили эсминцем в Мурманск, а затем самолётом ТУ-134 отправили в госпиталь в Ленинград. Все 124 члена экипажа (из них 27 офицеров) были переоблучены.
Конечно, при лечении процедуры были жуткие, но мы были молоды, беспечны и шутили по любому поводу. Смешки закончились, когда наши товарищи стали друг за другом умирать.
Все подобные катастрофы были строго засекречены. Никто из облучённых подводников не получил соответствующих документов, компенсации за потерю здоровья и не пользовался никакими льготами. Лодку законсервировали, соорудив саркофаг, и захоронили в Карском море возле Новой Земли, где она и покоится до сих пор.
Несмотря на такие скорбные повороты судьбы, никто из моих товарищей не жалеет о проведённых на флоте годах. Вспоминают с гордостью и уважением.
День Военно-морского флота в Кирове всегда отмечается весело и корректно. Но иногда морячки-«дембеля» слишком увлекаются праздником. Гуляют в рваных джинсах, грязной обуви, а на бескозырках метровые бутафорские ленты. Разве это по-нашему? Издавна флотская форма - это щеголеватость и шик. Традиционно доминируют два цвета - чёрный с золотом. Вечный траур и вечный парад.
Справка
К-27 - единственная подлодка, построенная по проекту 645 ЖМТ - с жидким металлом в качестве теплоносителя. Её заложили 15 июня 1958 года, а спустили на воду 1 апреля 1962 года. Сдали лодку 30 октября 1963 года.
На вооружении субмарины стояли четыре носовых торпедных аппарата калибра 522 миллиметра. Впервые в мировой практике на подлодках проекта 645 для торпедных аппаратов было использовано устройство быстрого заряжания. Для каждого торпедного аппарата оно имело индивидуальные механизмы подачи торпед, которые позволяли выполнять одновременное заряжание.
Подводное водоизмещение АПЛ К-27 - 4370 тонн. Длина - 109,8 метра, ширина - 8,3, высота - 9,4 метра. Предельная глубина погружения - 300 метров, рабочая - 270. Максимальная скорость хода - 30,2 узла. Автономность плавания - 50 суток.
Владимир ВИДЯКИН,
старшина 2-й статьи запаса.