«Всё течет, всё меняется». С этой истиной никто не спорит. Меняется мир вокруг нас, а вместе с ним меняемся и мы сами. И нет ни одной сферы человеческой жизни, которой бы этот процесс изменений не коснулся. Сегодня наглядным примером тому служит открывшаяся в стенах Вятского художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых выставка «ХХ век. Искусство перемен» (0+).
Музей «стряхнул пыль» с полотен, графики и скульптуры, которые хранятся в его фондах, и показал, как развивалось изобразительное искусство с 10-х годов прошлого века по 10-е годы века нынешнего. И, нужно сказать, ретроспектива получилась выдающаяся. Представлено свыше 130 произведений живописцев, графиков и скульпторов.
Начало XX века было временем ломки старой традиционной идеологии и поиска новых идей и смыслов. Особенно ярко эти искания происходили в живописи. Именно на этот период приходится расцвет творчества таких художников, как Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Казимир Малевич, Василий Кандинский, Давид Бурлюк, Александр Родченко, Павел Филонов и других, произведения которых стали тем, что получило впоследствии название «русский авангард».
На выставке искателям новых форм в живописи отведено не так много места. Представлено порядка десяти графических работ. Но они отражают разные тенденции 1910-х годов.
Впрочем, такое «скудное» отражение авангарда вполне оправдано - ранее кировчане и гости города имели возможность познакомиться с русским авангардом максимально широко на выставке «Авангард. На телеге в XXI век». И в этой экспозиции представлены лишь реминисценции к показанной ранее панораме.
1920-е и начало 1930-х годов - время формирования нового направления в живописи, графике и ваянии, которое назвали социалистическим реализмом. Этот путь также не был прост. Реалистическому искусству ещё предстояло отвоевать своё место под солнцем у авангардистских, постимпрессионистских и экспрессионистских течений, которые прикрывали свои эксперименты революционной риторикой. Но уже в 1922 году возникают «Ассоциация художников революционной России», объединения «Общество станковистов» и «Цех живописцев».
Именно в 1920-е начинают свой триумфальный путь в живописи Александр Дейнека, Юрий Пименов, Митрофан Греков, Георгий Нисский, наш земляк Сергей Луппов и другие выдающиеся мастера советской живописи. Работы этих художников, представленные на выставке, показывают, какими разными путями формировался соцреализм.
Полная победа соцреализма происходит в 1930-е годы. Произведения того периода отличает вера в светлое будущее СССР. На выставке «ХХ век. Искусство перемен» это особенно ярко проявилось в фарфоровых статуэтках Галины Столбовой из скульптурной сюиты «Счастливое детство».
В 1940-е картины были проникнуты трагедией, которую принесла стране война. Даже в их названиях слышится эхо трагических испытаний. Так, Григорий Шегаль назвал своё полотно «Что творят изверги!». На нём изображена семья, в которую пришла похоронка.
Послевоенное творчество советских живописцев было проникнуто оптимизмом. Оно отражало непростой процесс восстановления страны. Картины мирной жизни, красоты труда и отдыха стали предметом живописания. На выставке этот период представлен картинами Юрия Пименова «Утро профессии», Валентины Сидоровой «Гроза прошла», Александра Герасимова «После дождя» и другими.
60-е годы стали периодом появления в советской живописи нового течения, которое получило название «суровый стиль». Его в экспозиции представляют полотна Виктора Иванова, Владимира Стожарова, Олега Еремеева и др.
Обращением к Ренессансу и академической живописи проникнуто творчество художников 1970-х. Картины Юрия Ракши «Моя мама» и Татьяны Фёдоровой «Гости в мастерской художника» отличают тонко прописанные фигуры людей и внимание к деталям.
Постсоветский же период стал эпохой новых исканий. В творчестве многих живописцев произошёл отход от реализма в сторону поиска новых способов передачи действительности.
Таким образом, за столетие круг замкнулся: советская живопись начиналась с исканий и закончилась ими же. А вот на вопрос, что будет дальше, ответа данная выставка не даёт. Зато здесь у зрителя складывается целостное впечатление о вековом пути, который преодолело искусство.
Сергей СМОЛИН.
Фото автора и ВХМ.