Воскресенье,
20 апреля
Вятский край издательский дом
Вятский край издательский дом
Воскресенье,
20 апреля

Век перемен. Художественный музей им. Васнецовых приглашает на новую экспозицию «ХХ век. Искусство перемен» (0+)

11 апреля 2025
Г.Шегаль. "Что творят изверги".

«Всё течет, всё меняется». С этой истиной никто не спорит. Меняется мир вокруг нас, а вместе с ним меняемся и мы сами. И нет ни одной сферы человеческой жизни, которой бы этот процесс изменений не коснулся. Сегодня наглядным примером тому служит открывшаяся в стенах Вятского художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых выставка «ХХ век. Искусство перемен» (0+).

Музей «стряхнул пыль» с полотен, графики и скульптуры, которые хранятся в его фондах, и показал, как развивалось изобразительное искусство с 10-х годов прошлого века по 10-е годы века нынешнего. И, нужно сказать, ретроспектива получилась выдающаяся. Представлено свыше 130 произведений живописцев, графиков и скульпторов.

Начало XX века было временем ломки старой традиционной идеологии и поиска новых идей и смыслов. Особенно ярко эти искания происходили в живописи. Именно на этот период приходится расцвет творчества таких художников, как Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Казимир Малевич, Василий Кандинский, Давид Бурлюк, Александр Родченко, Павел Филонов и других, произведения которых стали тем, что получило впоследствии название «русский авангард».

С.Луппов. "Спорт".

На выставке искателям новых форм в живописи отведено не так много места. Представлено порядка десяти графических работ. Но они отражают разные тенденции 1910-х годов.

Впрочем, такое «скудное» отражение авангарда вполне оправдано - ранее кировчане и гости города имели возможность познакомиться с русским авангардом максимально широко на выставке «Авангард. На телеге в XXI век». И в этой экспозиции представлены лишь реминисценции к показанной ранее панораме.

1920-е и начало 1930-х годов - время формирования нового направления в живописи, графике и ваянии, которое назвали социалистическим реализмом. Этот путь также не был прост. Реалистическому искусству ещё предстояло отвоевать своё место под солнцем у авангардистских, постимпрессионистских и экспрессионистских течений, которые прикрывали свои эксперименты революционной риторикой. Но уже в 1922 году возникают «Ассоциация художников революционной России», объединения «Общество станковистов» и «Цех живописцев».

Именно в 1920-е начинают свой триумфальный путь в живописи Александр Дейнека, Юрий Пименов, Митрофан Греков, Георгий Нисский, наш земляк Сергей Луппов и другие выдающиеся мастера советской живописи. Работы этих художников, представленные на выставке, показывают, какими разными путями формировался соцреализм.

Г.Столбова. "Сталин с пионерами".

Полная победа соцреализма происходит в 1930-е годы. Произведения того периода отличает вера в светлое будущее СССР. На выставке «ХХ век. Искусство перемен» это особенно ярко проявилось в фарфоровых статуэтках Галины Столбовой из скульптурной сюиты «Счастливое детство».

В 1940-е картины были проникнуты трагедией, которую принесла стране война. Даже в их названиях слышится эхо трагических испытаний. Так, Григорий Шегаль назвал своё полотно «Что творят изверги!». На нём изображена семья, в которую пришла похоронка.

Послевоенное творчество советских живописцев было проникнуто оптимизмом. Оно отражало непростой процесс восстановления страны. Картины мирной жизни, красоты труда и отдыха стали предметом живописания. На выставке этот период представлен картинами Юрия Пименова «Утро профессии», Валентины Сидоровой «Гроза прошла», Александра Герасимова «После дождя» и другими.

60-е годы стали периодом появления в советской живописи нового течения, которое получило название «суровый стиль». Его в экспозиции представляют полотна Виктора Иванова, Владимира Стожарова, Олега Еремеева и др.

Обращением к Ренессансу и академической живописи проникнуто творчество художников 1970-х. Картины Юрия Ракши «Моя мама» и Татьяны Фёдоровой «Гости в мастерской художника» отличают тонко прописанные фигуры людей и внимание к деталям.

Т.Федорова. "Гости в мастерской художника".

Постсоветский же период стал эпохой новых исканий. В творчестве многих живописцев произошёл отход от реализма в сторону поиска новых способов передачи действительности.

Таким образом, за столетие круг замкнулся: советская живопись начиналась с исканий и закончилась ими же. А вот на вопрос, что будет дальше, ответа данная выставка не даёт. Зато здесь у зрителя складывается целостное впечатление о вековом пути, который преодолело искусство.

Сергей СМОЛИН.
Фото автора и ВХМ.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие новости

19 апреля 2025

Вятский Крутогорск

Старинный Киров богат своей историей. Сплошь и рядом на знакомых улицах среди деревьев и современных построек стоят многовековые дома, в которых некогда текла совсем другая жизнь.
18 апреля 2025

Они сражаются за Родину

Разговоры о мире на Украине, появившиеся после возобновления контактов между США и Российской Федерацией, не отменяют главной задачи СВО - обеспечения безопасности нашей страны. Наши бойцы воюют, проявляя в ходе боевых действий лучшие свои качества. Немало среди военнослужащих и выходцев из Кировской области.
18 апреля 2025

Филиал «КЧХК» подвел итоги благотворительной деятельности за 2024 год

Филиал «КЧХК» АО «ОХК «Уралхим» направил на благотворительность в 2024 году 192 млн рублей.

Теги

Вятский край издательский дом
Анастасия Максимова
менеджер по рекламе
8 (8332) 25-57-46
kray.43rek@yandex.ru
Адрес редакции
г. Киров, ул. Спасская, 39, офис 2
kray.43@yandex.ru
Материалы публикуются с разрешения. Все права защищены.
Любое воспроизведение материалов или фрагментов из них на любом языке возможно только с письменного разрешения "Издательский дом "Вятский край". Гл.редактор: Артем Смирнов.
© 2024 ООО "Издательский дом "Вятский край". Все права защищены.
magnifiercross