После длительного периода реставрации состоялось открытие Репинского особняка - первого, с точки зрения истории, здания Вятского художественного музея. Событие прошло без помпы, широкого участия публики и приглашения СМИ - присутствовали только первые лица областного правительства.
А сотрудники музея как раз постарались, чтобы экспозиция, которая представлена в особняке, была интересна многим кировчанам и гостям города. И это, нужно сказать, им удалось.
На первом этаже разместилась «дымка» и народные промыслы (частично они были представлены ранее в мраморном здании). А вот на втором этаже зритель увидит эксклюзив - выставку западноевропейского искусства, часть экспонатов которой до этого никогда не выставлялась.
Весь верхний этаж особняка разделён на четыре зала. В двух из них представлена постоянно действующая экспозиция западноевропейской живописи и скульптуры, начиная с античных времён. Хотя, конечно, антиков всего три. Негусто, в общем.
Зато живописные полотна открываются двумя картинами эпохи итальянского Возрождения. И обе они интересны не только временем своего создания. Привлекает внимание тот факт, что за период нахождения в Вятском художественном музее одна из них - «Святое семейство» - поменяла свою атрибуцию, то есть автора. В музей она попала, как произведение Чима де Конельяно, итальянского живописца эпохи кватроченто (конец XV - начало XVI века) венецианской школы. А потом выяснилось, что писал её не он, а некий неизвестный художник из круга Джованни Беллини (учителя Конельяно и великого представителя венецианской живописи, вершиной которой является Тициан).
Да и со вторым полотном этого периода - «Мужским портретом» кисти Джованни Морони (XVI век, современник Тициана) - тоже было не всё просто. В начале считалось, что на этой картине изображён вполне конкретный человек, но потом оказалось, что это не так, и произведение стали именовать просто «Мужской портрет».
В этом небольшом по меркам художественного музея зале представлены почти все выдающиеся европейские школы живописи - фламандская, голландская, немецкая, австрийская и французская. Фламандцы, как водится, радуют своими натюрмортами, немцы - коровами, а французы - парадными портретами сановников.
Но вот незадача - среди почти 30 работ представителей западноевропейской живописи лишь одна попала в музей как дар вятского купца. Остальные же вошли в собрание музея в результате поступлений из Москвы после постреволюционной национализации частных коллекций. И данный факт много говорит о вятском купечестве. На церкви, как мы знаем, оно не скупилось, но по части культуры и меценатства им было далеко до Третьякова, Демидовых, Строгановых и Морозовых.
Ещё один зал отведён под выставку изделий европейских производителей фарфора и стекла. На ней представлены практически все известные мануфактуры. Изюминкой собрания выступает датский фарфор, который привезла в Россию супруга императора Александра III Мария Фёдоровна, представительница датского королевского дома.
Но, конечно, особого внимания заслуживает зал, где выставлены гравюры Альбрехта Дюрера - великого немецкого художника эпохи северного Возрождения. В экспозиции представлена практически полная серия «Малых страстей», то есть евангельских сюжетов о последних днях жизни Христа. Как сообщила заведующая особняком Репина Наталья Клементьева, такой полноты коллекция гравюр этой серии есть только в Москве, Питере и у нас.
По словам Клементьевой, выставка дюреровских гравюр не является постоянной. Она провисит до лета. А вот зал, где она экспонируется, будет и дальше использоваться для показа графики, станет «гравюрным кабинетом». И зрителю в нём предстоит ещё много встреч с прекрасным, благо в фондах музея гравюр, офортов и прочей графики много.
Таким образом, открытие Репинского особняка стало значимым событием в культурной жизни Кирова, да и всей области. Жаль только, что медийный эффект от этого события получился таким слабым, хотя мог бы быть гораздо более громким. Ведь интерес у региональных медиа к теме реставрации данного здания всегда был высоким. Впрочем, иным он и не мог быть.
Это здание начало использоваться под музей ещё с дореволюционных времён. Но с течением времени оно ветшало и ветшало. И вот наступил момент, когда стало ясно, что без дальнейшего ремонта использовать особняк в качестве музея нельзя.
Дореволюционное строение имело плачевный вид: кровля текла, штукатурка осыпалась, внешний вид оставлял желать лучшего. А потому в далёком 2007 году этот памятник истории и культуры областного значения был признан аварийным. Его закрыли на ремонт. Но выполнять его региональная власть не спешила. Только закрыла фасад баннером.
Ремонтные работы стартовали только в 2016 году. Но и после этого они шли ни шатко ни валко, пока федеральная власть не выделила деньги на приведение города Кирова в порядок к его 650-летнему юбилею. И вот, наконец-то, 7 февраля 2025 года эта эпопея завершилась, и музей открыл свои двери для посетителей.
Здание не только выглядит лучше чисто внешне, но и внутри стало гораздо современнее. В открывшейся экспозиции западноевропейского искусства используются мультимедийные стойки для более детального изучения экспонатов, а также тактильные модели музейных предметов. А на первом этаже, где представлена дымковская игрушка и иные народные промыслы, установлены плазменные панели с информацией по истории промысла, технологии создания дымковской игрушки, о мастерицах.
В общем, не случайно на открытии директор Вятского художественного музея Анна Шакина с неподдельной радостью говорила об этом событии как о значимом моменте в истории музея.
- В год, когда Вятский художественный музей отмечает 115 лет со дня основания, мы открыли те коллекции, которые долгое время были у нас в запасниках, - это коллекции западноевропейской живописи, фарфора и графики, - сказала Анна Владимировна.
Сергей СМОЛИН.
Фото автора.