Недавно в Москве прошел первый форум «Малая Родина - сила России». Он состоялся по инициативе Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления. На форум приехали 7500 муниципальных служащих со всей страны, в том числе 120 глав районов, округов и сельских поселений Кировской области.
Деятельное участие в работе форума принял Президент России Владимир Путин. Он лично приветствовал собравшихся, вручил награды, а также провел содержательный разговор с несколькими главами муниципальных образований субъектов РФ.
Шаг навстречу
Разговор между представителями федеральной власти и главами местного самоуправления получился содержательным.
- Считаю, что мы должны использовать все механизмы для более активного участия муниципалитетов в формировании общенациональной повестки развития, - сказал Владимир Путин. - И в этой связи (тоже сейчас говорили об этом, коллеги оценивают это положительно) - работа в Госсовете, привлечение на площадки подобного рода. Мы так и будем действовать дальше. А у нас работает сейчас Совет по развитию местного самоуправления... На его заседании в апреле… прошлого года мы говорили о тех сложностях, с которыми вы сталкиваетесь, и некоторые решения мы сейчас пытаемся реализовать.
Отметил Президент также необходимость развития кадрового потенциала муниципальной власти. Для этого в Президентской академии помимо «Школы губернаторов» недавно открыта «Школа мэров». А еще глава государства призвал более активно привлекать в органы местного самоуправления молодежь, в том числе тех, кто вернулся из зоны проведения СВО.
- Начал работу и так называемый Цифровой университет муниципалитетов, это по дистанционному обучению, - продолжил Путин. - Действует программа сопровождения молодых служащих «ГосСтарт».
Не мог обойти вниманием Президент и устранение разрыва между полномочиями муниципалитетов и их финансовым обеспечением.
- Проводится детальная инвентаризация всех расходных полномочий муниципалитетов, - заметил он. - Честно говоря, мы из года в год этим уже не переставая занимаемся, всё делим полномочия и источники финансирования. Но эта работа в целом всё-таки полезная. По итогам правительство должно принять решение об исключении дублирующих либо несвойственных природе местного самоуправления функций.
Таким образом, в рамках форума были обсуждены главные вопросы, которые есть в сфере местного самоуправления. Важно, что этот форум стал первым масштабным шагом государственной власти навстречу местному самоуправлению за все тридцать с лишним лет его существования.
Президент особо подчеркнул, что муниципальная власть ближе всего находится к рядовым гражданам, а потому от ее работы зависит многое. И для того чтобы такая работа была успешной, нужно правильно выстраивать диалог с региональными и федеральными органами власти.
В Кировской области, к великому сожалению, равноправный диалог между действующим губернатором и главами муниципальных образований не сложился. Есть «монолог» главы региона, который выглядит скорее как приказ. И работать в таком режиме согласны отнюдь не все, что и продемонстрировала череда отставок районных руководителей.
Хочешь жить - умей вертеться
На территории Кировской области, помимо крупных городских поселений, имеется шесть городских округов, 15 муниципальных округов и 24 муниципальных района, включая 32 городских поселения и 208 сельских поселений. В них проживает больше половины всего населения региона. На них же приходится львиная доля путей сообщения области - 21,5 тысячи километров почти из 25 тысяч.
Проблем у вятских муниципалитетов - пруд пруди. Начать хотя бы с того, что в большей их части наблюдается сокращение населения. А это значит, что собственные доходы местных бюджетов имеют тенденцию к сокращению.
Редкий районный центр может похвастаться тем, что он с советских времен сохранил свой промышленный потенциал. Скорее наоборот. Не везде растет и аграрная отрасль. А многоэтажное строительство активно развивается лишь в областном центре. Остальные территории довольствуются индивидуальным домостроением.
На этом фоне у муниципалитетов получается (да и то не всегда) лишь поддерживать населенные пункты в приемлемом состоянии. А о развитии благоустройства до недавнего времени можно было только мечтать.
Лишь десятилетие назад стали появляться проекты и программы, направленные на улучшение жизни в вятской провинции. В числе первых можно отметить, например, проект поддержки местных инициатив и программу «Служебное жильё», запущенные во времена губернаторства Никиты Белых. А в числе более поздних можно назвать конкурс малых городов и исторических поселений, который является частью федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда».
Кстати, в его рамках уже завершены крупные проекты по благоустройству в Советске, Омутнинске и Кирово-Чепецке.
Большую роль в обновлении уличной дорожной сети в Кировской городской агломерации (а это три города - Киров, Кирово-Чепецк и Слободской) сыграл федеральный проект «Безопасные качественные дороги», стартовавший в пилотном варианте в 2018 году. А в числе последних начинаний, которые помогают муниципалитетам решить «дорожную проблему», можно назвать региональный проект «Дорожный миллиард», запущенный в прошлом году.
Впрочем, сегодня есть много программ и проектов федерального и регионального уровней, в которых муниципалитеты могут принять участие. Всё зависит от расторопности и настойчивости муниципального руководителя, от его способности находить общий язык с региональной властью, а также от уровня подготовки специалистов местной администрации.
Контрольно-счетная палата Кировской области, например, не раз отмечала низкую квалификацию муниципальных служащих в районах области.
Кто в области хозяин?
Работать в условиях, когда нужно ужом вертеться, чтобы из ничего сделать что-то, дано не каждому. Не случайно найти кандидата на пост главы района в отдельных муниципалитетах отнюдь не просто. Так было, в частности, на недавних выборах в Советске, Котельниче и Орлове. Но сегодня ситуация, ко всему прочему, осложняется стилем руководства, который с первых своих шагов по вятской земле стал внедрять губернатор Кировской области.
Одним из первых, кто поплатился своим местом в угоду ложно понимаемой главой региона принципиальности, стал глава города Советска Владимир Порубов. Он, при отсутствии подрядчиков для реализации муниципальных контрактов, привлек к работам строительную фирму своего сына. Возник скандал, раздутый уроженцем Советска - депутатом Законодательного собрания области от КПРФ Сергеем Мамаевым (об этом в своё время писал «Вятский край»). А в то время и. о. губернатора решил показать себя непримиримым борцом с коррупцией и, не разобравшись, кто прав, кто виноват, поддержал отставку проштрафившегося мэра.
Зимой 2023 года под удар попал глава Подосиновского района Сергей Синицын. Губернатор поставил ему в вину неработающую систему отопления в Демьяновской средней школе («Вятский край» и об этом писал). Несмотря на то что школа находится в ведении министерства образования Кировской области, глава региона обвинил в случившемся Синицына, а не министра образования Ольгу Рысеву, и заставил его уйти с занимаемой должности.
В условиях, когда неминуемая кара следует за малейшие упущения, многие руководители муниципалитетов Кировской области покинули свои посты, не дожидаясь, как говорилось в «Покровских воротах», перитонита. Кто-то ушел по-тихому, кто-то после «публичной порки» на одной из губернаторских оперативок.
Еще в 2022 году, поняв, откуда ветер дует, ушел с поста главы администрации города Кирова Дмитрий Осипов. Потом без широкой огласки покинули свои кабинеты руководители: Верхнекамского района Андрей Олин, Кильмезского - Алексей Стяжкин, Оричевского - Алексей Лысков, Афанасьевского - Дмитрий Буторин и Зуевского - Анатолий Кощеев. А не так давно не стал дожидаться начальственного гнева и подал в отставку глава Опаринского района Андрей Макаров.
Со скандалом ушли главы Орловского района, городов Кирово-Чепецка, Котельнича и Сосновки (Вятскополянский район).
За короткий срок чуть ли не в половине муниципальных образований сменились руководители. А всё потому, что кое-кому приспичило показать, «кто в области хозяин». И такое отношение к органам местного самоуправления слабо соотносится с задаваемой Президентом РФ федеральной политикой, направленной на сохранение муниципальных кадров и на повышение качества их работы, на выстраивание с ними уважительного диалога.
Артём ОБЛОМОВ.