Помнится, на открытии какой-то выставки в Екатеринбурге один человек сказал, что будущие поколения будут узнавать о том, как мы жили, по раскопкам наших свалок. И в этом есть большая доля истины. Многие нынешние археологические находки сделаны в местах, куда древние люди бросали отходы.
Но бог с ними, с этими доисторическими свалками. Даже на нынешних порой обнаруживаются очень ценные вещи.
Так, в 2003 году в США случилась интереснейшая история. Жительница Нью-Йорка Элизабет Гибсон пошла за кофе в свой рабочий перерыв. Проходя мимо городского пустыря, она увидела груду мусора, из которой торчала красочная картина. Элизабет не поленилась и вытащила небольшое полотно, забрав его с собой. Картину она в итоге повесила дома, в гостиной.
А через несколько дней Гибсон случайно увидела телешоу, в котором рассказывали о творчестве мексиканского художника середины XX века Руфино Тамайо, и узнала в одном из показанных там полотен свою картину.
Находка Элизабет оказалась известным шедевром Тамайо под названием «Три человека», написанным художником в 1970 году. Выяснилось, что в начале 1980-х картину украли и никто не знал, где она. Как шедевр оказался на свалке, неизвестно. Но после экспертизы Элизабет продала картину за миллион долларов на аукционе.
Вот так в мусоре обнаруживаются шедевры. В Кировском областном краеведческом музее также есть экспонат, который был найден в мусорном контейнере. Речь идёт о фотоальбоме семьи известного советского поэта Николая Заболоцкого (изначально его фамилия писалась «Заболотский»).
В 2003 году шла как-то с работы научный сотрудник краеведческого музея Галина Трибунцева и увидела на углу улиц Спасской и Казанской стайку мальчишек, которые несли старинную книгу в кожаном переплёте. Будучи музейным работником, Трибунцева сразу разглядела в этой книге вещь, имеющую ценность для музея. Она расспросила мальчишек, и те объяснили, что нашли книгу возле мусорного контейнера. За небольшое вознаграждение они охотно согласились передать находку в музей.
Каково же было удивление сотрудников музея, когда, раскрыв альбом, они увидели известные фото Николая Заболоцкого в детстве, а также снимки его родителей. Сразу пришло понимание того, что в их руки попал уникальный экспонат, который способен пролить свет на историю семьи поэта. Они тут же вспомнили, что рядом с тем местом, где мальчишки нашли альбом, жила сестра поэта. Вероятно, новые хозяева квартиры попросту выбросили вещи старушки после ее смерти на помойку.
Всего в альбоме 66 групповых и индивидуальных снимков, а также две визитные карточки. Львиная доля фото относится к началу XX века (до 1917 года). При этом значительная часть фотографий оказались подписанными и датированными, что еще больше увеличило, как утверждают музейные работники, их ценность. Подписи позволяют идентифицировать лиц, изображенных на фотоснимках, а также определить круг людей, близких к семейству Заболотских в их вятский период жизни.
Многие фотографии в этом альбоме демонстрируют близкое родство и тесную взаимосвязь двух семейств - Заболотских и Дьяконовых, давших Вятскому краю выдающихся представителей русской словесности - поэта Николая Заболоцкого и писателя Леонида Дьяконова.
Кстати, Леонид Дьяконов, будучи двоюродным братом Николая Заболоцкого, занимался сбором материалов о своём кузене. Как рассказывают сотрудники краеведческого музея, писателю удалось обнаружить первое издание его стихов. Во многом этому помогла встреча юного Лёни Дьяконова с молодым поэтом, которая произошла в 1920 году, когда Николай уезжал в Москву.
В ту памятную для Дьяконова встречу его двоюродный брат упомянул о первых своих публикациях в вятских журналах и даже прочел те стихи. Спустя годы, занимаясь подготовкой книги «Вятские годы Николая Заболоцкого», Леонид Владимирович решил выяснить, где и что опубликовал Николай в 1920 году. За этим он обратился в краеведческий отдел Герценки. И сотрудница библиотеки помогла Дьяконову. То стихотворение, которое писатель запомнил, так как написал на него эпиграмму, нашлось в вятском молодежном журнале «Зарево». Оно называлось «Смерть коммунара в белогвардейской тюрьме» и было подписано псевдонимом Ефрем Гайка.
Как отмечают сотрудники краеведческого музея, некоторые снимки из данного фотоальбома были известны историкам и до его обнаружения. Но исследователи нашли большое число уникальных изображений, которые ранее не были известны. Например, фотографию родителей вместе с годовалым Коленькой (именно так назвала поэта в подписи к фото его сестра) Заболотским.
Фото датировано 1904 годом. По нему, в частности, можно установить, как выглядела ферма под Казанью, на которой работал отец будущего поэта.
Есть и более ранние фотографии, относящиеся к концу XIX века, на которых представлены отец и мать поэта в молодости. Уникален и снимок, сделанный на свадьбе Лидии Андреевны и Алексея Агафоновича Заболотских, которая состоялась в 1902 году.
В своих воспоминаниях «Ранние годы» Заболоцкий писал: «Отцу были свойственны многие черты старозаветной патриархальности, которые каким-то странным образом уживались в нём с его наукой и с его борьбой против земледельческой косности крестьянства. Высокий, видный собою, с красивой чёрной шевелюрой, он носил свою светло-рыжую бороду на два клина, ходил в поддёвке и русских сапогах, был умеренно религиозен, науки почитал, в высокие дела мира сего предпочитал не вмешиваться и жил интересами своей непосредственной работы и заботами своего многочисленного семейства.
Женился он поздно, в сорокалетнем возрасте, и взял себе в жёны школьную учительницу из уездного города Нолинска, мою будущую мать, - девушку, сочувствующую революционным настроениям своего времени. Трудно представить себе, что толкнуло друг к другу этих людей, столь различных по воспитанию и складу характера. Семейные раздоры были обычными картинами моего детства».
Специалисты краеведческого музея сделали особый акцент на фотографии ориентировочно 1906 года, запечатлевшей бабушку поэта по отцовской линии с внуками - Николаем и Верой. Ранее было неизвестно, как выглядела эта женщина. В воспоминаниях о детстве у Заболоцкого есть только краткое упоминание о ней: «Сам я деда своего не помню, но зато хорошо помню его жену, мою бабку, тихую, безропотную старушку, которую дед держал в страхе божием».
В общем, этот фотоальбом - живая иллюстрация жизни семейства Заболотских - Дьяконовых, а также детских лет поэта. Поэтому случай, который привел данный раритет в музей, можно назвать по-настоящему счастливым. И есть немалые основания полагать, что этот случай еще поможет исследователям творчества поэта Николая Заболоцкого.
Сергей СМОЛИН.