Суббота,
22 марта
Вятский край издательский дом
Вятский край издательский дом
Суббота,
22 марта

С помойки в музей. История одного экспоната Краеведческого музея

12 февраля 2025

Помнится, на открытии какой-то выставки в Екатеринбурге один человек сказал, что будущие поколения будут узнавать о том, как мы жили, по раскопкам наших свалок. И в этом есть большая доля истины. Многие нынешние археологические находки сделаны в местах, куда древние люди бросали отходы.

Но бог с ними, с этими доисторическими свалками. Даже на нынешних порой обнаруживаются очень ценные вещи.

Так, в 2003 году в США случилась интереснейшая история. Жительница Нью-Йорка Элизабет Гибсон пошла за кофе в свой рабочий перерыв. Проходя мимо городского пустыря, она увидела груду мусора, из которой торчала красочная картина. Элизабет не поленилась и вытащила небольшое полотно, забрав его с собой. Картину она в итоге повесила дома, в гостиной.

А через несколько дней Гибсон случайно увидела телешоу, в котором рассказывали о творчестве мексиканского художника середины XX века Руфино Тамайо, и узнала в одном из показанных там полотен свою картину.

Находка Элизабет оказалась известным шедевром Тамайо под названием «Три человека», написанным художником в 1970 году. Выяснилось, что в начале 1980-х картину украли и никто не знал, где она. Как шедевр оказался на свалке, неизвестно. Но после экспертизы Элизабет продала картину за миллион долларов на аукционе.

Вот так в мусоре обнаруживаются шедевры. В Кировском областном краеведческом музее также есть экспонат, который был найден в мусорном контейнере. Речь идёт о фотоальбоме семьи известного советского поэта Николая Заболоцкого (изначально его фамилия писалась «Заболотский»).

Счастливый случай

В 2003 году шла как-то с работы научный сотрудник краеведческого музея Галина Трибунцева и увидела на углу улиц Спасской и Казанской стайку мальчишек, которые несли старинную книгу в кожаном переплёте. Будучи музейным работником, Трибунцева сразу разглядела в этой книге вещь, имеющую ценность для музея. Она расспросила мальчишек, и те объяснили, что нашли книгу возле мусорного контейнера. За небольшое вознаграждение они охотно согласились передать находку в музей.

Каково же было удивление сотрудников музея, когда, раскрыв альбом, они увидели известные фото Николая Заболоцкого в детстве, а также снимки его родителей. Сразу пришло понимание того, что в их руки попал уникальный экспонат, который способен пролить свет на историю семьи поэта. Они тут же вспомнили, что рядом с тем местом, где мальчишки нашли альбом, жила сестра поэта. Вероятно, новые хозяева квартиры попросту выбросили вещи старушки после ее смерти на помойку.

Всего в альбоме 66 групповых и индивидуальных снимков, а также две визитные карточки. Львиная доля фото относится к началу XX века (до 1917 года). При этом значительная часть фотографий оказались подписанными и датированными, что еще больше увеличило, как утверждают музейные работники, их ценность. Подписи позволяют идентифицировать лиц, изображенных на фотоснимках, а также определить круг людей, близких к семейству Заболотских в их вятский период жизни.

Из одного корня

Многие фотографии в этом альбоме демонстрируют близкое родство и тесную взаимосвязь двух семейств - Заболотских и Дьяконовых, давших Вятскому краю выдающихся представителей русской словесности - поэта Николая Заболоцкого и писателя Леонида Дьяконова.

Кстати, Леонид Дьяконов, будучи двоюродным братом Николая Заболоцкого, занимался сбором материалов о своём кузене. Как рассказывают сотрудники краеведческого музея, писателю удалось обнаружить первое издание его стихов. Во многом этому помогла встреча юного Лёни Дьяконова с молодым поэтом, которая произошла в 1920 году, когда Николай уезжал в Москву.

В ту памятную для Дьяконова встречу его двоюродный брат упомянул о первых своих публикациях в вятских журналах и даже прочел те стихи. Спустя годы, занимаясь подготовкой книги «Вятские годы Николая Заболоцкого», Леонид Владимирович решил выяснить, где и что опубликовал Николай в 1920 году. За этим он обратился в краеведческий отдел Герценки. И сотрудница библиотеки помогла Дьяконову. То стихотворение, которое писатель запомнил, так как написал на него эпиграмму, нашлось в вятском молодежном журнале «Зарево». Оно называлось «Смерть коммунара в белогвардейской тюрьме» и было подписано псевдонимом Ефрем Гайка.

Семья поэта в лицах

Как отмечают сотрудники краеведческого музея, некоторые снимки из данного фотоальбома были известны историкам и до его обнаружения. Но исследователи нашли большое число уникальных изображений, которые ранее не были известны. Например, фотографию родителей вместе с годовалым Коленькой (именно так назвала поэта в подписи к фото его сестра) Заболотским.

Фото датировано 1904 годом. По нему, в частности, можно установить, как выглядела ферма под Казанью, на которой работал отец будущего поэта.

Есть и более ранние фотографии, относящиеся к концу XIX века, на которых представлены отец и мать поэта в молодости. Уникален и снимок, сделанный на свадьбе Лидии Андреевны и Алексея Агафоновича Заболотских, которая состоялась в 1902 году.

В своих воспоминаниях «Ранние годы» Заболоцкий писал: «Отцу были свойственны многие черты старозаветной патриархальности, которые каким-то странным образом уживались в нём с его наукой и с его борьбой против земледельческой косности крестьянства. Высокий, видный собою, с красивой чёрной шевелюрой, он носил свою светло-рыжую бороду на два клина, ходил в поддёвке и русских сапогах, был умеренно религиозен, науки почитал, в высокие дела мира сего предпочитал не вмешиваться и жил интересами своей непосредственной работы и заботами своего многочисленного семейства.

Женился он поздно, в сорокалетнем возрасте, и взял себе в жёны школьную учительницу из уездного города Нолинска, мою будущую мать, - девушку, сочувствующую революционным настроениям своего времени. Трудно представить себе, что толк­нуло друг к другу этих людей, столь различных по воспитанию и складу характера. Семейные раздоры были обычными картинами моего детства».

Специалисты краеведческого музея сделали особый акцент на фотографии ориентировочно 1906 года, запечатлевшей бабушку поэта по отцовской линии с внуками - Николаем и Верой. Ранее было неизвестно, как выглядела эта женщина. В воспоминаниях о детстве у Заболоцкого есть только краткое упоминание о ней: «Сам я деда своего не помню, но зато хорошо помню его жену, мою бабку, тихую, безропотную старушку, которую дед держал в страхе божием».

В общем, этот фотоальбом - живая иллюстрация жизни семейства Заболотских - Дьяконовых, а также детских лет поэта. Поэтому случай, который привел данный раритет в музей, можно назвать по-настоящему счастливым. И есть немалые основания полагать, что этот случай еще поможет исследователям творчества поэта Николая Заболоцкого.

Сергей СМОЛИН.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие новости

22 марта 2025

Сбор бойцов «Снежного десанта»

Кировская область стала площадкой для проведения окружного слёта волонтёров ПФО «Снежный десант». Мероприятие собрало 130 человек из 14 регионов Приволжского федерального округа.
21 марта 2025

Парни закусились напоследок

Возвращение «Олимпии» в Высшую хоккейную лигу вызвало разные реакции у соперников. Судя по старту сезона, большинство не восприняло дебютантов всерьёз, что и дало команде возможность лихо стартовать с победами над заметными соперниками.
21 марта 2025

Наложен самозапрет. На портале «Госуслуги» начал работать самозапрет на кредиты с 1 марта

Как сообщают в Минцифры РФ, за первые десять дней работы сервиса им уже воспользовались пять ммллионов человек, которые поставили самозапрет на получение кредита дистанционно. Самому старшему заявителю исполнилось 103 года, отметили в министерстве.

Теги

Вятский край издательский дом
Анастасия Максимова
менеджер по рекламе
8 (8332) 25-57-46
kray.43rek@yandex.ru
Адрес редакции
г. Киров, ул. Спасская, 39, офис 2
kray.43@yandex.ru
Материалы публикуются с разрешения. Все права защищены.
Любое воспроизведение материалов или фрагментов из них на любом языке возможно только с письменного разрешения "Издательский дом "Вятский край". Гл.редактор: Артем Смирнов.
© 2024 ООО "Издательский дом "Вятский край". Все права защищены.
magnifiercross