Туристический поезд впервые пущен по маршруту Москва - Киров - Ростов Великий - Переславль-Залесский - Москва.
В состав поезда входят купейный и плацкартные вагоны с душем, а также СВ и вагон-ресторан. Всё путешествие проходит в формате туристического поезда - «поезд-отель». В ночное время путешественники перемещаются в комфортабельных вагонах от локации к локации, а днём участвуют в экскурсионных программах.
Во время тура порядка 200 пассажиров погружаются в культуру и традиции регионов, могут увидеть знаковые памятники архитектуры, побывать в музеях, познакомиться с народными ремёслами и попробовать местную кухню.
В Кирове, который участвует в национальном проекте «Туризм и гостеприимство», для пассажиров поезда прошли экскурсионные программы на выбор: прогулка по городской набережной, посещение Музея истории Хлынова, мастер-класс по росписи дымковской свистульки, посещение космического центра и планетария, «сладких» музеев города, «Море-парка», а также дегустация вятских блюд.
Туристы провели в Кирове весь день и вечером отправились на поезде дальше.
Между тем в России стремительно растёт популярность железнодорожного туризма. В этом году «Российские железные дороги» планируют перевезти более 1,3 млн туристов, и это на 20 процентов больше, чем в прошлом году.
Первый туристический поезд РЖД запустили в 2019 году. Это был карельский ретропоезд на паровозной тяге из Сортавалы в горный парк «Рускеала». Сейчас туристические поезда ходят почти по всей стране, и популярность железнодорожных путешествий стала ещё выше.
«В 2024 году количество пассажиров турпоездов по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 17 процентов - до 1,1 млн человек. В этом году планируется перевезти более 1,3 млн железнодорожных путешественников - на 20 процентов больше, чем в прошлом году. Только в январе-феврале текущего года туристские железнодорожные перевозки выросли примерно на 20 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», - рассказали в пресс-службе РЖД.
Турпоезда курсируют по территории 48 регионов, самый длинный маршрут проходит почти через всю страну - от Москвы до Байкала.
Если в начале прошлого года по российским железным дорогам курсировал 81 туристический поезд и маршрутная сеть охватывала 68 городов в 46 регионах, то сейчас число маршрутов выросло до 100, они проходят по территории 48 регионов и 70 городов.
Для таких туристических железнодорожных перевозок принят отдельный закон и разработаны специальные правила.
Закон, отделяющий туристические перевозки по железной дороге от пассажирских, вступит в силу 1 сентября 2025 года, сообщает «Российская газета». К закону Минтранс РФ разработал Правила туристских железнодорожных перевозок, они сейчас проходят общественное обсуждение и вступить в силу должны тоже с сентября. Так, например, планируется, что перевозчик будет вправе ввести ограничение по минимальному возрасту ребёнка в зависимости от экскурсионной программы и сложности её выполнения, а также запретить провоз домашних животных при отсутствии технической возможности. Согласно проекту, не допускается также перевозка больных пассажиров, требующих изоляции. При этом в турпоездах планируют разрешить играть на музыкальных инструментах, если это не препятствует отдыху других пассажиров, а вот на остановках, перронах и вокзалах петь и музицировать запретят.
Многие уже почувствовали преимущества железнодорожных путешествий, когда в состав тура включены не только комфортабельный проезд до места назначения, но и экскурсии, питание, ночные переезды к другим достопримечательностям. Вагоны в турпоездах преимущественно купейные и СВ, имеется душ, почти во все составы включён вагон-ресторан, а в некоторых есть даже инфракрасная сауна.
«Все туристские железнодорожные маршруты, как выходного дня, так и большие круизные программы на 5 - 7 дней, очень популярны у туристов - заполняемость турпоездов составляет не менее 80 - 90 процентов, - уточнили в РЖД. - Самым популярным является «Жемчужина Кавказа» - с 2021 года поездки на этом поезде совершили более 12,5 тысячи человек. Также большим спросом пользуются маршруты «В Карелию», «В Сибирь», «По Золотому кольцу», «К виноградникам у моря», «Переславский экспресс».
Помимо двух-семидневных путешествий большой интерес у жителей регионов вызывают пригородные турпоезда. Например, «Чайковский экспресс» сообщением Ижевск - Воткинск - к месту рождения знаменитого композитора, или «Байкальский ветер» - из Иркутска до Слюдянки и далее по Кругобайкальской железной дороге.
Железнодорожный туризм активно развивался в СССР. Центральным советом по туризму и экскурсиям вместе с Министерством путей сообщения в 1960х годах было сформировано пять турпоездов, которые обслуживали более 2000 человек. Содержание, виды и формы поездок были различными.
Самым популярным и знаменитым считался маршрут «Транссоюзное железнодорожное путешествие», бравший своё начало во Владивостоке и проходивший через Сибирь, Москву, Ленинград, Ригу, Таллинн, Вильнюс, Киев и Крым. Имели спрос и маршруты по древнерусским, крупнейшим украинским, кавказским городам и городам Прибалтики, а также маршрут по Кругобайкальской железной дороге.
К 1983 году имелось уже порядка 1600 туристских рейсов, услугами которых пользовались более 650 тысяч человек. При этом продолжительность путешествий варьировалась от одного до 30 дней. К 1985 году было освоено более 400 тысяч километров дорог, по которым ходило 80 туристских поездов. В исторических малых городах были обустроены специальные стоянки. Поезда делились на два основных вида: сформированные из вагонов поездов пригородного сообщения, не предусматривающие ночёвки, и экспрессы, рассчитанные на дальние поездки длительностью от нескольких суток. Туристы проживали в четырехмёстных купе.
Огромной популярностью пользовались так называемые поезда здоровья: «Лыжник», «Снежинка», «Турист», «Грибник». В данных поездах располагались точки проката туристского и спортивного инвентаря, концертные бригады и буфеты. Ходили такие поезда из больших индустриальных городов, жители которых нуждались в отдыхе на природе после трудовой недели. К 1983 году поезда здоровья доставляли в пригороды на отдых порядка 2,5 млн человек. Поезда прибывали и убывали строго по расписанию, а непосредственно во время активного отдыха они становились гостиницей.
Источник: «Вестник Алтайской академии экономики и права» (vaael.ru).
Артур БРОДИН.
Фото пресс-службы правительства Кировской области.