На чьём счету поражение?
С 1 февраля полюбившаяся кировчанам бюджетная авиакомпания «Победа» прекратит выполнять рейсы в кировский аэропорт Победилово.
Напомним, «Победа» начала летать в Киров в сентябре 2015 года. Тогда же было заключено трехстороннее соглашение между лоукостером, воздушной гаванью и правительством Кировской области о скидках с целью развития воздушных перевозок и транспортной доступности области.
Благодаря разработанной программе развития авиаперевозок в Приволжье пассажиры могли летать в города Приволжья за полцены. Рейсы между столицами регионов субсидировались из федерального бюджета. Однако 31 декабря 2016 года соглашение утратило силу, а без господдержки большая часть направлений авиаперевозок внутри Приволжья по-прежнему нерентабельна.
При разработке программы аппаратом полпреда президента в ПФО руководствовались таким моментом: воздушный транспорт является неконкурентоспособным на расстояниях менее 300 км. Поэтому программа распространялась на 15 крупных городов Приволжья, между которыми более 300 км. Всего за 4 года работы программы было перевезено 403 тысячи пассажиров.
Но, как утверждает полпред президента в ПФО Михаил Бабич, необходимости в программе субсидирования больше нет. По его словам, рейсы вышли на самоокупаемость, заполняемость бортов с 40% выросла до 90 - 95%.
По словам представителей авиакомпании, самоокупаемости достигли далеко не все рейсы. Такие направления, как Киров - Нижний Новгород, Пермь, Уфа, Ижевск, убыточны и мало востребованы, поэтому без субсидий выполнять по ним рейсы лоукостер не в состоянии.
Напомним, год назад авиакомпания уже заявляла о намерении прекратить полеты в Киров с начала марта 2016 г. Это было связано, со слов анонимного источника компании, с непрофессиональным поведением руководства кировского аэропорта Победилово, с завышением стоимости услуг и с несоблюдением условий обслуживания самолетов. Но тогда вопрос удалось решить, и рейсы не были отменены.
Сейчас ситуация намного серьезнее. В настоящий момент из 6 направлений внутри Приволжья в Победилово остались только два: Казань и Самара. Но работать по ним будет не «Победа», а авиакомпания «Оренбуржье».
На днях под руководством и.о. заместителя председателя правительства Кировской области Константина Мищенко прошло совещание, на котором гендиректор аэропорта Победилово Алексей Легконравов пояснил сложившуюся ситуацию.
Он подтвердил, что согласно допсоглашению между аэропортом Победилово и авиакомпанией «Победа» последняя получала скидку на наземное обслуживание судов в 80%. Без скидки лоукостер отказался перевозить пассажиров в Победилово из Москвы и Санкт-Петербурга и обратно.
«На сегодня по направлению Киров - Москва - Киров пассажирские авиаперевозки осуществляют еще две компании: ежедневно «Саратовские авиалинии» и три раза в неделю «РусЛайн», - уточняет Алексей Легконравов. - При этом им такие беспрецедентные скидки не предоставлялись. Мы за создание равных условий для всех авиаперевозчиков и за здоровую конкуренцию между ними. Это является залогом устойчивости общей системы региональных авиаперевозок и в конечном счете благотворно сказывается на качестве предоставляемых пассажирам услуг».
Представители авиакомпании «Победа» отмечают, что поддерживают идею о создании равных условий для всех компаний, однако они настаивают на том, что в этом случае тарифы должны быть одинаково низкими для всех, но не «космическими». По их словам, стоимость обслуживания в Победилово на 60% превышает цену на аналогичные услуги в соседних регионах. «Обслуживание одного рейса «Победы» в Кирове стоит 190 тыс. руб., включая НДС. По таким ценам мы летать не готовы: почти 1000 руб. за пассажира мы должны заплатить аэропорту, тогда как наши тарифы с учетом сборов начинаются с 999 руб.» - такую информацию опубликовало РИА «Новости» со ссылкой на сообщение авиакомпании «Победа».
В настоящее время кировчане могут добраться до столицы самолетами авиакомпании «Саратовские авиалинии», которая имеет устойчивое расписание, осуществляя в дневное время ежедневные рейсы по маршруту Москва - Киров, Киров - Москва.
Кроме того, с 1 февраля текущего года о желании ежедневно осуществлять авиарейсы по направлению Киров - Москва сообщили представители авиакомпании «РусЛайн», которые готовы предоставить рейсы в вечернее время.
Одновременно с этим аэропорт Победилово продолжает вести переговоры с авиакомпанией «Победа» по поиску взаимовыгодных условий работы.
«Мы открыты для сотрудничества с любой авиакомпанией, готовой осуществлять полеты из Кирова, - подчеркивает Алексей Легконравов. - Москва - одно из самых приоритетных направлений для жителей нашего региона, и мы будем стремиться к созданию наиболее комфортных времени и условий, которые предлагаются пассажирам».
Однако это мало утешает кировчан, особенно тех, кто по долгу службы вынужден часто летать в столицу. Они успели привыкнуть к дешевым билетам «Победы» - 1499 рублей за перелет. В настоящее время эти люди поставлены перед выбором: либо летать эконом-классом за 3400 - 5063 руб. («Саратовские авиалинии»), либо вообще за 7485 руб. («РусЛайн»). Как говорится, почувствуйте разницу. Альтернатива - добраться до Москвы поездом в плацкартном вагоне за 1536 руб. - не всегда подходит: дорога занимает 15 часов.
«Я работаю вахтовым методом в Тюменской области, - рассказывает кировчанин Александр Клепцов. - Добираюсь до места работы через Москву. Регулярно пользовался услугами «Победы». Устраивали и цена, и качество предоставляемой услуги. С уходом «Победы» столица вновь окажется менее доступна для кировчан, большинство из которых не может позволить себе летать самолётами других авиакомпаний даже эконом-классом».
«Я учусь в московском вузе. Летаю из столицы и обратно не так часто - только на каникулы, но всегда подгадывала на авиарейсы «Победы» из-за ценовой доступности билета, - говорит студентка Марина Смирнова. - Жаль, сейчас придется ездить поездом. К слову, всегда напрягало неудобное расписание 116-го автобуса, который ходит от автовокзала до Победилово. Утром в аэропорт можно выехать в 5-10 - это еще нормально, а вот вернуться поздно вечером на автобусе в город, прилетев из той же Москвы, практически нереально. Последний автобус уходит в 22-30. Поэтому почти всегда приходилось пользоваться услугами такси, а это 500 рублей. Почему нельзя подстроить расписание автобуса под расписание авиарейсов — непонятно».
Авиакомпания «Победа», входящая в группу «Аэрофлот», была основана в сентябре 2014 года вместо бюджетного перевозчика «Добролет». Лоукостер базируется в московском аэропорту Внуково. Авиакомпания выполняет рейсы более чем по 30 внутрироссийским и международным направлениям. По последним данным, в ее распоряжении 12 самолетов Boeing 737-800.
Ирина МАШКИНА.