Каждый раз, когда читаешь новости о подвижках в дорожной сфере нашего края, поражаешься, как по-разному воспринимается состояние дорог чиновниками и населением. Первые склонны приукрашивать положение дел, вторые - драматизировать.
Впрочем, даже во мнениях простых жителей области есть значительная разница между высказанными теми, кто живёт, например, в кировской городской агломерации, и людьми из отдалённых от областного центра районов. Да и в чиновной среде по большому счёту полного единодушия по этому вопросу нет. Федералы отчитываются о делах в стране в целом, региональная власть делает акцент на своих заслугах.
Вот и получается какая-то мозаичная картинка, в которой правда перемешана с полуправдой, а реальное положение дел часто подменяется желанием выглядеть лучше в глазах вышестоящего начальства.
И сегодня, когда многие ведомства подводят итоги прошедшего 2024 года, этот контраст только усиливается.
Кировская область - регион большой по сравнению со многими другими субъектами РФ, расположенными в европейской части страны. При этом плотность населения у нас низкая. Как следствие, при большой протяжённости дорожной сети, которая насчитывает почти 25 тысяч километров, доля дорог федерального и регионального значения относительно низкая. Первые занимают более 780 километров, или чуть больше трёх процентов, вторые - почти 2620 км, или десять с половиной процентов. Всё остальное приходится на дороги местного значения, почти половина которых представляют собой «грунтовки». Эти данные нужно вспоминать всякий раз, когда заходит речь о дорогах Кировской области.
В России сегодня принято оценивать состояние дорожного покрытия по двум критериям: нормативное и ненормативное. Конкретные параметры того, что вкладывается в содержание данных оценок, известны только специалистам. Но интуитивно разницу улавливает любой житель страны.
Так вот, в Кировской области, согласно последним данным «РИА Рейтинг», доля автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения, находящихся в нормативном состоянии, составляет только 26,3 процента. По этому показателю Кировская область занимает 84-е (предпоследнее) место среди всех регионов нашей большой России. Ниже нас только Архангельская область.
Все наши соседи - и Коми, и Удмуртия, и Марий Эл, и Нижегородская область, и Костромская с Вологодской, выглядят в рейтинге регионов по состоянию дорожной сети гораздо лучше нас. «Догоняет» Кировскую область только Республика Марий Эл, которая находится на 82-м месте.
Такова объективная оценка вятских дорог со стороны ведущего российского рейтингового агентства. И гордиться здесь, как вы сами понимаете, нечем.
Впрочем, с таким утверждением могли бы активно поспорить наши областные чиновники. Да они, всякий раз говоря о дорогах, именно это и делают, утверждая, что «не так страшен чёрт, как его малюют».
На одной из последних прошлогодних планёрок заместитель председателя областного правительства Алексей Жердев подвёл итоги работы дорожников в 2024 году. Главный вывод, который следует из его доклада, - область выполнила годовой план по дорожному нацпроекту на сто процентов.
В целом в 2024 году в Кировской области было отремонтировано порядка 400 километров дорог - как муниципальных, так и региональных и федеральных трасс. В частности, в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» меньше чем за год в Кировской области привели к нормативу 125,6 километра дорожного полотна: на региональных трассах - 73,3 км, на дорогах Кировской городской агломерации - 52,3 км. Кроме того, отремонтировано шесть мостов общей протяженностью 1035 погонных метров.
По информации регионального минтранса, самым значимым объектом, отремонтированным в этом году, стала автомобильная дорога Киров - Малмыж - Вятские Поляны в Уржумском и Малмыжском районах. Здесь привели в порядок более 18 километров дороги. Она включена в опорную сеть автомобильных дорог РФ, связывает областной центр с Нолинским, Уржумским, Малмыжским и Вятскополянским районами, а также с Республикой Татарстан.
Вторым по масштабу стал ремонт дороги Кырчаны - Нема - Кильмезь в Кильмезском муниципальном районе. Протяженность обновленного полотна составила почти 16 километров. Трасса также входит в опорную сеть автомобильных дорог РФ, связывает Кировскую область с Удмуртской Республикой.
При этом протяженность сельских дорог, которые привели в достойный вид, составила значительно менее 30 километров.
Из всего вышесказанного можно сделать два вывода. Во-первых, наши чиновники при приведении в порядок дорожной сети Кировской области делают акцент на ремонте региональных трасс. Во-вторых, перекос в сторону областных дорог заложен в планы развития дорожно-транспортной сферы («дорожная пятилетка»). Да и в целом плановые цифры составлены, можно сказать, по минимуму, что позволяет рапортовать об успешном их выполнении.
В отличие от регионального чиновничества, Росавтодор (Федеральное дорожное агентство) в лице его подведомственного учреждения «Упрдор Прикамье» трассам федерального значения, проходящим через Кировскую область, уделяет значительно меньше внимания, чем таковым в соседних регионах. И неудивительно: доля федеральных дорог у нас, как выше уже было сказано, совсем невысока.
В результате о плохом состоянии федеральных трасс в пределах Кировской области свидетельствуют многочисленные отклики автомобилистов, которые по этим дорогам ездят.
Положительные подвижки здесь, конечно, есть. Так, в 2024 году выполнен ремонт участков федеральной трассы Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь в Слободском и в Шабалинском районах.
В целом в минувшем году в Кировской области были отремонтированы участки федеральных трасс общей протяженностью порядка 80 км (из 786 километров их общей протяженности), а на 2025 год запланирован ремонт около ста километров.
Но при таких темпах ремонта ждать снижения количества жалоб от автомобилистов пока не приходится.
При имеющемся остаточном финансировании ремонта местных и сельских дорог трудно будет решать проблемы отдельных населенных пунктов Кировской области. А проблем этих хватает, и кое-где ситуация уже весьма осложнена.
Так, например, весна 2024 года высветила катастрофическое положение жителей посёлка Донаурово, расположенного на границе Уржумского и Кильмезского районов. Люди там из-за весенней распутицы остались без снабжения необходимыми продуктами. Тогда с трудом кое-как удалось решить вопрос. Но в нормативное состояние эту «дорогу жизни» администрация Кильмезского района привести так и не смогла. Сегодня, как пишет региональное отделение Народного фронта, прокуратура вышла в суд, чтобы обязать местных чиновников привести трассу в должный порядок. Остаётся только узнать, откуда у райадминистрации появятся для этого деньги.
Конечно, ремонту местных и сельских дорог немало способствуют и федеральная программа «Комплексное развитие сельских территорий», и проект по поддержке местных инициатив, и работающее уже два года губернаторское начинание под названием «Дорожный миллиард». Но, как показывают приведенные выше цифры, всего этого явно недостаточно, чтобы кардинально изменить ситуацию с муниципальными путями сообщения. Региональные чиновники даже в планы это не заложили. А раз так, то выбраться из хвоста общероссийского рейтинга регионов по качеству дорог у Кировской области в ближайшее время не получится.
Иван ТРОФИМОВ.