Пятна на «Солнышке»
Нолинский детский сад № 1 «Солнышко» с недавних пор является некой педагогической притчей во языцех, перманентно повествуя о кознях в отношении воспитателей. Козни эти, видать, настолько достали сотрудников «Солнышка», что они обратились к депутату Госдумы Сергею Мамаеву, а тот в свою очередь передал их письмо прокурору области. О «солнечных» финансовых ударах нолинские воспитатели письменно поведали сразу в два региональных министерства - образования и финансов - и в правительство области, а также побывали на приёме у уполномоченного по правам человека. Говорили о своей боли. О том, что и без того смехотворная зарплата воспитателя с января нынешнего года урезана более чем на четыре тысячи рублей и составляет теперь порядка восьми с половиной тысяч и виновата в «обрезании» отнюдь не детсадовская заведующая, а «команда сверху» - в прямом и переносном смысле: норматив фонда заработной платы на нынешний год приказом районного отдела образования был сокращён в конце декабря с 292,6 тысячи до 235,6 тысячи рублей.
А потом зашевелились и кировские педагоги, у которых зарплата упала на десять процентов. Заместитель председателя правительства области Александр Галицких на мартовском заседании регионального Законодательного Собрания, а позже и на страницах местных СМИ заверил, что никаких сокращений у педагогов нет и быть не может, тем более в глубинке. Педагоги и воспитатели изумились ещё больше: как это нет сокращений, когда они есть?
Ну, ситуацию с нолинским «Солнышком» власть объявила вопиющим нарушением законодательства и обещала устроить в отдельно взятой обители торжество справедливости. Районная прокуратура провела проверку по садику, и прокурор района вынес протест на приказ отдела райобразования, урезавшего фонд оплаты труда коллективу детсада. Остальным недовольным объяснили в деталях про механизм финансирования, его нормативы и источники. В настоящее время задолженности по заработной плате работников образовательных учреждений не имеется, рапортует власть. Никто, мол, не посягает на деньги учителей и воспитателей! Что заработали, то и получат!
Стрелочник виноват!
А меж тем... «На апрельском заседании Законодательного Собрания депутаты должны были рассмотреть вопрос об изменении социальных выплат за коммунальные льготы для сельских педагогов, - рассказывает председатель Кировской областной территориальной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Таисия Макеева. - Но вопрос был снят, ввиду того что на предлагаемый законопроект поступило очень много резко отрицательных отзывов как от отдельных сельских педагогов, так и от целых коллективов. Причина протестного движения одна: коммунальные льготы, которые имеются на селе, сокращать нельзя».
По последней информации, с начала 2015 года поддержка из областного бюджета на выплату 100-процентной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг сельским педагогам составила свыше 182 миллионов рублей, выплату получили 9169 учителей. Право на данную меру поддержки сохраняется и после выхода педагогов на пенсию, при условии что они отработали в сельских образовательных организациях не менее 10 лет. По данным на апрель 2016 года, вятским педагогам, работающим на селе, компенсировали коммунальные расходы на 94 млн. рублей. Всего за первый квартал компенсацию в размере 3670 рублей получили 8529 педагогов - об этом сообщает региональное министерство финансов. Для неизбалованного деньгами сельского жителя это существенная поддержка.
«Но эту льготу депутаты-единороссы предлагают сократить до фиксированных 1200 рублей в месяц, - поясняет Макеева. - И лишь благодаря протестному движению нашего профсоюза работников образования окончательное рассмотрение закона отложено на майское заседание ОЗС.
Расскажу вам ещё про один нюанс, о котором непосвящённые люди наверняка не догадываются: вот уже два года, как эта компенсация входит в заработную плату педагогов. Таким образом, это не просто дополнительная сумма, а слагаемое зарплаты. Меж тем указы Президента РФ предполагают, что средняя зарплата учителей должна быть не меньше средней по региону, а средняя по региону зависит от многих факторов, она - величина переменная и за два минувших года уменьшилась на тысячу с лишним рублей. Так вот в среднюю зарплату педагога теперь и входят 3670 рублей, хотя в 30-е годы прошлого века этот компенсационный платеж был введён как подарок учителям и никогда не входил в зарплату. Надо ли говорить, что почти за сто лет какие только тяжёлые периоды не переживала наша страна, но правительство отдавало себе отчет в том, что образование на селе должно развиваться должным образом, и компенсационные выплаты сельские педагоги получали всегда. А что сейчас?»
Давайте покрутимся вокруг средней заработной платы, которая берется не от недельной ставки - она у учителей 18 часов, хотя реальная нагрузка доходит до двух ставок и больше. Конечно, получается, что средняя зарплата у педагогов, предположим, в Унях будет ниже, чем у кировских коллег, потому что ниже нагрузка. Поэтому региональное министерство образования заключает с каждым районом отдельное соглашение по выполнению указов Президента РФ. Что получается в итоге? Если вместо 3670 рублей, как предлагают местные законодатели, дать педагогам 1200 рублей, компенсационная выплата будет предоставлена при условии внесения изменений в региональный закон «Об образовании».
Учителя математики разберутся?
Но на деле прослеживается очень интересная ситуация: за последние два года в Законе о бюджете в Кировской области на 2014 - 2015 годы для образования закладывалась цифра на 10 процентов меньше, чем требуется. Причем закладывает это региональное ОЗС, с расчётом, мол, «пока даём деньги с дефицитом, а потом недостающее выплатим». «И в 2015 - 2016 годах вновь начинается игра министерства финансов с нашей отраслью, - негодует Таисия Макеева. - В адрес районных администраций приходят электронные письма по поводу того, что фонд зарплаты надо делить не на 10 месяцев, а на 11 и даже на 12, - но это же абсолютно незаконная самодеятельность!».
С неудобным вопросом Таисия Алексеевна обращалась в прокуратуру, дважды была на встрече с губернатором Никитой Белых, и министр финансов Елена Ковалёва при этом признала, что проблемы имеют место, потому что финансисты не знали, хватит ли учителям денег до конца года. Прогнозы на нынешний год оптимизма не вселяют: в бюджет вновь заложили дефицит 10 процентов.
«А в региональном министерстве образования на протяжении двух последних месяцев спрашивают: на какой период растягивать сумму, предусмотренную бюджетом? Никто на этот вопрос ответить не может, - поясняет Таисия Алексеевна. - Поэтому директора школ и заведующие детскими садами поступают по-разному. Мы ездили в районы и разъясняли по скайпу, что выделенная сумма «закрывает» всего 10 месяцев. Но письма из минфина в районы шли, директора школ боялись тратить деньги, и в итоге область «разделилась»: одни раскладывают деньги на 10 месяцев и платят учителям больше, другие - на 12 месяцев, и зарплаты уменьшаются. С учителями начали заключать дополнительные соглашения, но в школы приезжал начальник райотдела образования и говорил: денег нет и не будет и если все средства раздавать щедрой рукой, в итоге в конце года придётся сокращать учителей. И тогда бедный сельский учитель готов был подписать любое соглашение, лишь бы получать хоть какие-то деньги в течение всего года.
Зарплаты, конечно, уменьшились, в конце календарного 2015-го даже была их задержка, пусть небольшая, не предзабастовочная, но в ряде районов деньги за декабрь выплатили в январе.
В нынешнем году методика изменилась: «подкидных» писем не рассылают, но и не говорят, каков месячный фонд зарплаты, и вновь каждый директор определяет сумму выплат сам. При этом стимулирующих почти нет, компенсационные ещё худо-бедно выплачиваются, но их тоже пытаются ужать - короче, остаётся чуть ли не одна базовая величина. Сокращения на две - четыре тысячи рублей стали возможны за счёт отмены стимулирующих выплат, которые администрация школы может снять у учителя, даже не объясняя почему: не так сработала, нет результатов. И ни один педагог не пойдёт в суд оспаривать принятое решение, потому что стимулирующие выплаты - величина переменная, причину их отмены не доказать. Получается парадоксальная ситуация: норматив на одного учащегося не изменился, с сентября установлена тарификация, а в 18 районах области зарплаты педагогов сокращены.
При этом в региональном правительстве утверждают, что ни в один из официальных документов изменений не вносилось, никакого приказа «сверху» от Минфина и Минобраза не было, и получается, уменьшение учительской зарплаты происходит «по воле» директора школы? Так были определены стрелочники».
Дело ясное, что дело тёмное
Впрочем, вернёмся к выплате так называемых коммунальных. Таисия Макеева в 1990-е возглавляла забастовочное движение педагогов, и в 2003 году именно в Кировской области состоялась последняя в истории России забастовка учителей. «Почему мы бастовали? - риторически вопрошает Таисия Алексеевна. - Потому что нам вовремя не выплачивали зарплату. Но в те времена была абсолютно честная политика, мы точно знали, сколько каждый учитель недополучил, сколько ему должны. Сейчас учителя не знают, сколько им выплатят за одну и ту же проделанную работу в разные месяцы: больше или меньше. Система оплаты изменилась, власть залезла учителю в карман, и возникла полная неразбериха»
.
А выбора у сельских учителей нет. Большинство из них работают в маленьких школах, где трудно мотивировать ученика на успех, где редко зажигаются «звёзды», где система практически индивидуальной работы не даёт эффекта соревнования, как в группе, и ребёнок не стремится показать себя с лучшей стороны. Таких проблем нет в крупных городских школах.
А кроме школы, сельского учителя ждут непроходимые дороги, отсутствие воды и канализации, печка, которую надо топить дважды в день, занесённые снегом тротуары, непролазная грязь весной и осенью, огород, в котором надо пахать восемь месяцев в году, чтобы хоть как-то выжить, потому что зарплата очень невысока, пенсия тоже мала: тысяч десять - двенадцать, а физическая и профессиональная нагрузки непомерно высоки.
При этом тарифы ЖКХ растут стабильно и ежегодно, зарплата же, напротив, нестабильна и уменьшается. И пять - семь тысяч, которые приходится отдавать «за квартиру», - очень приличный для сельского учителя «кусок». А не будешь платить - тебя просто выселят. «Раньше, когда «коммуналку» полностью возмещали, даже включив её в зарплату, учителя не возмущались. Теперь они поняли, что их обманывают, и согласиться с этим им очень тяжело, - возмущается профсоюзный лидер. - Даже если учителям будут фиксированно платить по тысяче двести независимо от удалённости района, это будет втрое меньше, чем плата за «коммуналку» в среднем по области. А это значит - из учительских доходов, и без того небольших, уберут ещё более двух тысяч. Поэтому и начались послания в ОЗС.
У нас, как у профсоюзников, главный вопрос: как область будет выполнять указы президента? Тем более есть уже очередное письмо по поводу следующего уменьшения заработной платы: в нём речь идёт об изменении норматива на одного ученика ещё на пять процентов. А раз снижается норматив, значит, заработная плата тоже сокращается.
Со всех сторон учителя ужимают, а кто же будет работать в сельских школах? Семьдесят процентов педагогов - пенсионеры, и когда они уйдут - школы можно будет закрывать не потому, что в них некому учиться, а потому, что в них некому учить. В 90-е мы из-за маленьких зарплат потеряли множество молодых, перспективных, работоспособных учителей, которые ушли в бизнес и уже не вернулись в школу. Осталась старая гвардия, те, кому сейчас сильно за 50.
А ведь с приходом нового губернатора появилось было немало предпосылок для привлечения молодёжи в сельскую школу: это и программа «Служебное жильё», и учителя-«тысячники», «пятидесятитысячники», на бюджетные деньги готовили специалистов в ВятГГУ, выплачивали губернаторскую стипендию, и к началу учебного года в школы приходило по 400 молодых педагогов! Желание было у людей, правда, ознакомившись с условиями труда, не все оставались надолго, но кое-кто работает и сейчас.
На днях мы провели внеочередной президиум, и учительница из Кирово-Чепецкого района честно призналась, что многие из молодых педагогов остаются в селе, потому что есть «коммунальные». Как только их уберут, эти люди уедут из деревни. И сельские школы опустеют. Неужели история ничему не учит? Неужели сто миллионов рублей, которые власть собирается сэкономить на «коммунальных», способны решить все проблемы Кировской области?
Если говорить о депутатах нашего ОЗС - именно они отвечают за то, что будет с регионом через пять - десять лет. И если законодатели решат уничтожить систему образования на селе и само село таким образом - история им этого не простит. Страшно верить в то, что это целенаправленная политика, но педагоги всё чаще спрашивают: «Нас сознательно уничтожают?».
Тяжело думать о судьбе пенсионеров. Они уйдут, а молодёжь в школу не придёт, им нужны другие условия и оплаты, и жилья, и труда. Они продукт своего времени, они не приучены работать за идею, на голом энтузиазме, с верой, что когда-нибудь тебе заплатят, а если не заплатят, то хотя бы просто похвалят. Чтобы работать за идею, надо, чтобы в тебя эту идею вложили в детстве, а мы не вкладывали, мы просто пахали сами. Молодые не считают, что они всем должны, и убеждены: то, что положено по закону, им должны дать.
Словом, ситуация в вятском образовании такая, какая сложилась.
Да, ещё один важный момент. На заседании социальной комиссии ОЗС прозвучала информация: на основании федерального Закона об образовании получается, что 1200 рублей «коммуналки» - это федеральная норма. Я хочу разоблачить эту ложь. На основании федерального закона разведены полномочия федеральных и региональных властей. Что касается федералов, в 2013 году было действительно подписано постановление, говорящее о том, что для педагогических работников федеральных государственных организаций установлена фиксированная оплата коммунальных услуг - 1200 рублей. Но у нас, в Кировской области, в нашей отрасли нет федеральных государственных организаций. Стало быть, федеральный закон на нас не распространяется. Зато в 46 регионах России комуслуги оплачивают стопроцентно, а в тех, что остались без оплаты, и заработная плата у педагогов не такая, как в Кировской области. И, наверное, наши педагоги не стали бы особенно возмущаться, если бы реальная заработная плата за норму часов была не ниже средней по региону без «коммунальных».
Не хочется идти по пессимистичному варианту, но, если решение ОЗС устоит, пожилые учителя со временем уйдут, молодых не будет, школы начнут закрываться, а затем будут исчезать деревни. Неужели власти сложно понять: наша отрасль работает не сама на себя. Это оборонка, предположим, работает на войну, а мы работаем на всех живущих в нашей стране. Все люди на земле - чьи-то ученики. И надо по-человечески подходить к тем, кто их учил или учит».
Ирина КУШОВА.