Воскресенье,
16 марта
Вятский край издательский дом
Вятский край издательский дом
Воскресенье,
16 марта

Патриарх провинциального символизма

06 февраля 2025
"Земельян".

Крайне сложно удивить людей, периодически посещающих художественные выставки, в том числе те, что организует Вятский художественный музей (ВХМ) имени В.М. и А.М. Васнецовых.

Современный зритель видел, можно сказать, всё: от реализма до абстракционизма. А потому открывшаяся в ВХМ на минувшей неделе выставка полотен вологодского художника-символиста Генриха Асафова под названием «Земельян» (0+) не станет «ушатом ледяной воды» для посетителей. Хотя определённое недоумение она всё же вызывает. Но об этом позже.

Генрих Асафов родился в 1940 году в Вологодской области, и большая часть его творческой биографии связана с родным краем. Впрочем, после окончания в 1973 году Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова по классу монументальной живописи Асафов был приглашен в Киров, где получил заказ на оформление ресторана «Юбилейный». Работы того периода не сохранились, но эта ниточка связала творчество вологжанина с Вятской землей.

"Благая весть".

Википедия называет Генриха Асафова «мастером символической живописи». И творческий стиль художника можно назвать символизмом (хотя можно усмотреть в нём и примитивизм), а его истоком стал «суровый стиль», который обрёл популярность в позднесоветский период.

Кстати, на выставке «Земельян. Генрих Асафов. Живопись» показано три произведения художника - «Без мужиков», «Стог» и «Русские женщины», - которые он несколько раз переписывал, накладывая один красочный слой поверх другого. По тому, как в результате менялось изображение, можно судить, как художник шел к обретению своего стиля. На отдельном стенде рядом с этими полотнами размещены фотографии картин на разных этапах их изменения.

На выставке нетрудно увидеть, что переход Асафова из реализма в символизм произошел на рубеже 1980-х и 1990-х годов. В этот период многие художники стремились преодолеть «бремя» социалистического реализма и уходили в своих поисках в другие стили изобразительного искусства. Для кого-то эти поиски стали периодом «краткосрочного помешательства», а для кого-то, как для Генриха Асафова, они определили всё последующее творчество.

"Мозаика".

В открывшейся в Выставочном зале ВХМ экспозиции представлено более 40 картин художника, но среди них вы не найдете ни одной, которая написана в досимволический период. Разве что репродукция мозаики, которая украшает один из интерьеров в Вологде, дает представление о раннем периоде творчества Асафова.

Центральным экспонатом выставки, который и дал ей название, выступает картина «Земельян». Это слово было придумано Асафовым и обозначает «человека, живущего на земле своих земляков, слитого с ними настоящим, прошлым и будущим». По сути, мы видим стилизованное изображение Георгия Победоносца, на щите которого написано: «Живопись. Искусство».

Многие картины художника трудно понять, если рядом нет искусствоведа, который разъясняет, что хотел сказать этим произведением мастер. При этом мы видим буйство ярких красок (иногда даже дисгармонирующих друг с другом), а также странные стилизованные изображения человека и животных.

По словам сотрудницы ВХМ Елизаветы Моросановой, эта выставка предназначена для людей, которые пришли поразмышлять. Например, над местом работы в жизни человека, так как многие произведения демонстрируют разные орудия труда - лопаты, топоры, грабли, вилы и т. п.

"Трудовые будни".

Впрочем, с символизмом всегда так: никогда и никто не может, глядя на картину, однозначно сказать, что и для чего изобразил на ней художник. Это же символы, а их каждый понимает по-своему.

Конечно, в наш век демократии и толерантности (прости меня, Господи, за это непотребное слово) можно сказать, что право на существование имеет любое направление в живописи, каким бы странным оно ни казалось. Вот и символизм Генриха Асафова нужно воспринимать в рамках этой логики. Не всем же работать в реалистической манере, среди представителей которой найти своё видение окружающей действительности и стать известным гораздо сложнее, чем среди тех, кто декларирует отказ от реализма.

Поэтому, если вы всё же собрались посетить выставку «Земельян. Генрих Асафов. Живопись», то вам нужно сразу отбросить многие иллюзии. Это выставка «для избранных», а не для широкой публики. Хотя и для тех, кто тяготеет к классической школе живописи, экспозиция будет полезной. На примере одного автора они смогут увидеть, насколько беспомощным может оказаться произведение искусства, если рядом с ним не будет человека, который объяснит заложенный в него смысл.

Сергей СМОЛИН.
Фото автора.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие новости

15 марта 2025

Сказочник из Вятки

В Вятском художественном музее имени А.М. и В.М. Васнецовых в рамках выставки «Время зимних чудес» прошла арт-пауза, посвящённая нашему земляку, известному российскому художнику Юрию Алексеевичу Васнецову.
14 марта 2025

Вятские герои СВО

В феврале кировские бойцы отлично проявили себя в ходе специальной военной операции. Многие из них получили государственные и ведомственные награды. А отдельные случаи героизма вятских ребят стали достоянием общественности.
13 марта 2025

Агрессивен. В ошейнике

26 февраля 2025 года в Яранске собака напала на школьника. Агрессивный хаски искусал восьмилетнему Арсению лицо. Прохожим с трудом удалось освободить ребёнка из зубов пса

Теги

Вятский край издательский дом
Анастасия Максимова
менеджер по рекламе
8 (8332) 25-57-46
kray.43rek@yandex.ru
Адрес редакции
г. Киров, ул. Спасская, 39, офис 2
kray.43@yandex.ru
Материалы публикуются с разрешения. Все права защищены.
Любое воспроизведение материалов или фрагментов из них на любом языке возможно только с письменного разрешения "Издательский дом "Вятский край". Гл.редактор: Артем Смирнов.
© 2024 ООО "Издательский дом "Вятский край". Все права защищены.
magnifiercross