Кировчане в тревоге: областной центр захватывают желтые металлические заборы, перегораживая привычные маршруты. Ограждения, которые должны обезопасить пешеходов, превращают передвижение по городу в квест, вынуждая делать по три перехода дороги вместо одного. Эта тема стала одной из самых обсуждаемых в последние две недели.
Пару лет назад первые желтые ограждения появились у ЦУМа и Вятской филармонии. Люди поворчали, но проглотили нововведение: надо так надо. После яркие заборы - чтобы издали виднелись и никак не сочетались с окружающей архитектурой - установили на ул. Преображенской, Сурикова и в других местах. Но нынче чашу терпения горожан переполнили ограждения на пешеходном переходе у травмбольницы, где людей вынудили идти по луже, и особенно - на перекрёстке ул. Труда и Октябрьского проспекта, где аллею наглухо перегородили по всей ширине. В Дирекции дорожного хозяйства (ДДХ), которая по предписаниям ГИБДД занимается установкой заборов, оправдываются заботой о безопасности пешеходов: на этом участке дороги в последние два года произошло по три наезда, в том числе со смертельными случаями.
Вот только сами пешеходы не выразили никакой благодарности. Одни в соцсетях начали упражняться в остроумии: «Вы чё, не в курсе? Это же развитие спорта в Кирове: бег с барьерами!» Другие ворчат: «Всё делается не для людей, а для машин. Похоже, нами управляют роботы». Третьи возмущаются: «Они уже не знают, куда эти ограждения воткнуть. Видно, кто-то зарабатывает денежки на этом». Некоторые сравнивают город с кладбищем: сплошь оградки да памятники. И правда, такая ассоциация возникает, когда видишь примкнутый к привычным чёрным чугунным ограждениям аллеи совершенно диссонирующий цветом, размером и рисунком новодел. «С точки зрения эстетики такие заборы - просто уродство, визуальный мусор и признак неблагополучного города», - говорят урбанисты.
Тем не менее директор ДДХ Альберт Гутнов недавно проговорился СМИ, что хотел бы убрать именно неприметное чугунное ограждение аллеи на Октябрьском проспекте. Его не волнует, что у водителей на высокой скорости будет рябить в глазах от желтизны. Кроме того, в случае наезда на ограждение нового формата его обломки могут травмировать окружающих - такие случаи были в других городах. Недавно и в нашем областном центре на перекрёстке улиц Московской и Менделеева автомобиль легко снёс незадолго до того установленное ограждение.
«Тупое решение»
Заметим, что подобные пешеходные ограждения устанавливают во многих городах, в том числе по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги». Везде по этому поводу звучит одна и та же критика, а кое-где и предположения о коррупционной составляющей. Каждый погонный метр такого забора, не считая оплаты работ по установке, стоит 3 - 4 тысячи рублей. А их закупают сотнями и даже тысячами метров.
Вполне вероятно, что и у нас общественники повозмущались бы, поехидничали, да на том бы всё и закончилось. «Точкой кипения» стал день, когда рабочие перегородили аллею на Октябрьском проспекте.
- Перекрыть в нескольких местах аллею, которая исторически является прогулочной зоной, - конечно, самый простой и одновременно самый бестолковый способ повышения безопасности, - прокомментировал действия подчинённых глава администрации г. Кирова Илья Шульгин на совещании с участием представителей муниципальной Дирекции дорожного хозяйства и ГИБДД. - По сути, по отношению к кировчанам это выглядит так: мы не смогли создать для вас безопасные условия, поэтому просто перегородим пешеходную зону, по которой вы привыкли ходить. По такой логике можно и весь город закрыть для пешеходов. Давайте перегородим улицу Труда, чтобы машины не выезжали с неё на Октябрьский проспект и не пересекали аллею! Такое же тупое решение. Люди всё равно будут перелезать через ваши любимые заборы там, где им удобно.
Удивился Шульгин и цвету ограждений:
- Почему именно жёлтые? Не фиолетовые, не зелёные? Во всех других городах они чёрные, потому не вызывают таких насмешек и нареканий. Хорошо, не стали оранжевым красить!
К слову, вятский градоправитель немного ошибается: в Самаре жители тоже возмутились желтыми аляповатыми ограждениями. В Москве были жёлто-зелёные, но их убрали, решив в принципе уйти от использования ограждений. В Казани, Челябинске, Кемерове и других городах действительно ставят серые и чёрные. И тоже по предписаниям ГИБДД, которая по старинке пытается предотвратить дорожно-транспортные происшествия примитивным разделением пешеходного и автомобильного потоков. Естественно, запретить движение проще всего. В ДДХ признались, что имеют предписания от Госавтоинспекции установить ограждения ещё на 23 участках.
Да ну их к ГОСТу!
Можно только приветствовать то, что глава администрации города прислушивается к мнениям жителей и даже иногородних урбанистов. Но как он сам за два года проживания в Кирове не обратил внимания на яркие ограждения, «вырастающие» там и сям по городу, пока не возникла проблема?
- Шла текущая работа ДДХ и «Кировсигнала». Независимо от того, что мы тут обсуждаем, люди исполняли предписания ГИБДД, - объяснил Илья Шульгин ситуацию корреспонденту «ВК». - Сработали немножко не подумав, и получилось, что пешеходов просто взяли и послали на ровном месте. Куда это годится? Похожая ситуация была с запретом поворота на улицу Казанскую, в результате которого люди зимой стояли в пробке аж от поворота на «спичку» до моста, не могли на него заехать. Мы оперативно отреагировали на жалобы, исправили.
Как исправить ситуацию в этот раз? С одной стороны, на местную власть давит мнение людей, с другой - требования ГОСТа: ограждения должны устанавливаться возле регулируемых пешеходных переходов, а также рядом с нерегулируемыми - там, где в непосредственной близости находятся школы и детские сады, по 50 метров от перехода в обе стороны, кроме того, на участках, где интенсивность пешеходного движения - более 750 человек в час на одну полосу тротуара (в Кирове замеры только собираются сделать). Любой суд встанет на сторону ГИБДД, если та не откажется от «озаборивания» города.
К слову, кировская автоинспекция предложила комплексную реконструкцию Октябрьского проспекта, и градоначальник поддержал идею:
- Эта улица внесена в предварительный перечень для ремонта по проекту «Безопасные и качественные дороги» на 2019 год. Но нам нужно незамедлительно принять ряд мер, чтобы и сохранить целостность аллеи как традиционной пешеходной артерии города, и одновременно обезопасить идущих по ней людей. Речь идет о десяти участках, на которых пешеходная часть пересекается проезжей, если идти от ЦУМа до танка. Одновременно аналогичные действия необходимо предусмотреть и на других участках дорог, установка ограждений на которых также вызвала недовольство кировчан, в частности на улицах Менделеева и Преображенской.
В числе предварительно одобренных на совещании с ГИБДД решений, которые можно реализовать в кратчайшие сроки, были названы зебры на перекрёстках вдоль аллеи на Октябрьском проспекте, установка знаков ограничения скорости и пешеходных переходов, искусственных неровностей («лежачих полицейских»), а где возможно - светофоров.
Горожане наверняка добавили бы вообще бесплатное, ставшее уже традиционным для Вятки, решение: просто не ремонтировать дорогу - на машине не разгонишься, а пешеходу всё равно.
А пока в скандальном ограждении через аллею на Октябрьском проспекте прорезали проход для пешеходов. Судя по функциональности, теперь это не просто забор, а памятник, сами понимаете, чему.
Игорь НЕЛЮБИН.
Фото: echokirova.ru