Понедельник,
17 марта
Вятский край издательский дом
Вятский край издательский дом
Понедельник,
17 марта

Обратная сторона анимации, или Почему мультипликатор тоже художник

15 января 2024

Вятский художественный музей (ВХМ) имени братьев Васнецовых уже давно стал популярной выставочной площадкой не только на региональном, но и на федеральном уровне. Он регулярно радует посетителей выставками мастеров из Кирова, Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и даже зарубежья. Поэтому открытие в Выставочном зале ВХМ экспозиции работ художника Александра Петрова удивления не вызвало, так же как и его приезд на открытие своей «персоналки».

Нужно отметить, что наш музей изрядно «разбаловал» вятскую публику. Ее уже не заманишь смотреть что угодно и кого угодно. Ей подавай Мастеров с большой буквы, художников с именем. И Александра Петрова к этой категории можно отнести на все сто процентов. Вот только известность ему принесли не живописные полотна, а мультфильмы, которые он снял.

Художником-мультипликатором Петров начал работать еще в советское время. В 1981 году окончил художественный факультет ВГИКа, где учился в мастерской легендарного Ивана Иванова-Вано. Впрочем, ему везло на учителей. После окончания ВГИКа он работал на киностудии «Арменфильм» вместе со знаменитым Робертом Саакянцем - автором таких любимых многими мультфильмов, как «В синем море, в белой пене…», «Ишь ты, Масленица!», и многих других. А на Высших курсах сценаристов и режиссёров учителями Петрова были Фёдор Хитрук, Гарри Бардин, Эдуард Назаров и Юрий Норштейн. С последним у Петрова даже сложились дружеские отношения, и он написал портрет Норштейна, который демонстрируется на выставке.

Рано к Александру Петрову пришла и известность. Его первые мультфильмы, такие, как «По щучьему велению», «Сказочка про козявочку» и «Добро пожаловать!», созданные во время работы на Свердловской киностудии в 1984 - 1986 годах, были замечены не только у нас в стране, но и за рубежом. Мультфильм «Добро пожаловать!» (1986) был даже номинирован на премию «Оскар».

На данный момент высшим достижением Петрова как аниматора можно считать присуждение в 2000 году «Оскара» его мультипликационной ленте «Старик и море». Это не значит, что более поздние работы Петрова не получили должной оценки. Все они стали ступеньками в росте мастерства художника-мультипликатора, который и сегодня продолжает работать над новыми проектами. К таковым относится, в частности, его новая анимационная лента «Князь» (об Александре Невском).

Если карьера Александра Петрова в качестве мультипликатора хорошо известна, то о творчестве его, как художника и графика, мы знаем гораздо меньше. С этой ипостасью мастера и знакомит зрителей экспозиция, которая открылась в Выставочном зале ВХМ под названием «Александр Петров. Живопись на стекле. Графика».

Несмотря на то что в названии значатся живописные работы Александра Петрова на стекле, в общем объеме показанного на выставке материала (а это 135 картин и рисунков) они занимают не самое большое место. Львиную долю произведений художника составляют его графика и традиционная масляная живопись. И тут есть на что посмотреть.

Александр Петров получил классическое художественное образование, и эта традиционная школа с первых шагов по выставке бросается в глаза. Просто прекрасны его автопортрет и портрет Юрия Норштейна. Особенно замечателен последний: в нём чувствуется неравнодушное отношение автора к тому, кого он изображает. Да и характер Норштейна, во всём многообразии его оттенков, читается в этом образе как открытая книга.

Великолепны пейзажные работы Петрова, навеянные воспоминаниями о его малой родине - Ярославской области. Они пронизаны ностальгией по тем местам и по светлым моментам детства художника.

Очень интересны эскизы мастера из его путешествий по Италии и Африке. Пейзажи узнаваемы и аутентичны, а портреты местных жителей написаны максимально реалистично. Так и чувствуешь горячий воздух с ароматом апельсинов Сицилии или пыльный зной африканской саванны.

Отдельное место занимают иллюстрации Петрова к книгам. И это важная часть творчества мастера. Например, к повести-сказке Лагина «Старик Хоттабыч» художник сделал два комплекта иллюстраций, выполненных в разных манерах: один - в цвете, второй - в черно-белой графике. И оба так понравились издателям, что были выпущены два издания книги с иллюстрациями Александра Петрова.

Как иллюстрации к книгам выглядят и подготовительные работы художника к анимационным лентам. Так, серия «Старик и море» вполне могла бы занять места на страницах повести Хемингуэя. То же можно сказать про материал к произведению Мамина-Сибиряка «Сказочка про козявочку» или к сказке «По щучьему велению».

Глубиной проработки образов поражают последние работы автора, которые посвящены Александру Невскому. Так, картину «Сражение» вполне можно рассматривать как самостоятельное произведение.

И, безусловно, художник с такой специфической специализацией не может не быть отличным графиком. Отдельное место в экспозиции занимают наброски Петрова, в которых хорошо просматривается эта сторона его творчества. Его рисунки позволяют увидеть мастерское владение карандашом и пером, характерное для лучших представителей русской и советской школы изобразительного искусства.

Честно признаюсь, когда я шел на эту выставку, то не ожидал увидеть на ней столько прекрасных живописных и графических работ. Почему-то всегда казалось, что мультипликаторы далеки от «большого искусства». Но, посетив экспозицию, я понял, что ошибался. И это было приятным разочарованием. Думается, что и вы, дорогие читатели, получите удовольствие от лицезрения произведений Александра Петрова. Они того заслуживают. И время у вас еще есть, так как выставка будет работать до 31 марта 2024 года.

Сергей СМОЛИН.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие новости

17 марта 2025

Трудности перевода, или Что мешает газификации котельных в Слободском

В январе этого года поменялось руководство ПАО «Т Плюс». Генеральным директором общества вместо Александра Вилесова назначен Павел Сниккарс. И первым делом новый топ-менеджер поехал в регионы, где присутствие компании очень значимо. Кировская область оказалась в их числе.
15 марта 2025

Сказочник из Вятки

В Вятском художественном музее имени А.М. и В.М. Васнецовых в рамках выставки «Время зимних чудес» прошла арт-пауза, посвящённая нашему земляку, известному российскому художнику Юрию Алексеевичу Васнецову.
14 марта 2025

Вятские герои СВО

В феврале кировские бойцы отлично проявили себя в ходе специальной военной операции. Многие из них получили государственные и ведомственные награды. А отдельные случаи героизма вятских ребят стали достоянием общественности.

Теги

Вятский край издательский дом
Анастасия Максимова
менеджер по рекламе
8 (8332) 25-57-46
kray.43rek@yandex.ru
Адрес редакции
г. Киров, ул. Спасская, 39, офис 2
kray.43@yandex.ru
Материалы публикуются с разрешения. Все права защищены.
Любое воспроизведение материалов или фрагментов из них на любом языке возможно только с письменного разрешения "Издательский дом "Вятский край". Гл.редактор: Артем Смирнов.
© 2024 ООО "Издательский дом "Вятский край". Все права защищены.
magnifiercross