Так получилось, что мне не пришлось увидеть своего отца Алексея Петровича Прокошева. Его не стало за три месяца до нашего с сестрой-двойняшкой Любой дня рождения.
Родились мы в конце сентября 1945 года. Отец воевал под Москвой, был ранен, контужен и после долгого лечения в госпитале в 1943 году вернулся домой в деревню Прокошевы Просницкого района Кировской области.
Отгремели салюты Победы, началась мирная жизнь. В семье росли уже два сына и дочь. Летом, в пору сенокоса, отец решил проверить, как высохла трава, скошенная накануне за Ивановским озером, и поплыл туда на лодке. В это время внезапно подул шквалистый ветер, началась гроза, и лодка перевернулась. А так как раненая рука не действовала, выплыть отцу не удалось. Его не стало 8 июля 1945 года. Мама в это время стояла на берегу и всё видела, но что она могла сделать? Она была уже на шестом месяце беременности, с большим животом…
Прошёл год после гибели мужа. Мама, неграмотная вятская крестьянка, с помощью деверей (отцовых братьев) перевезла свой деревенский дом в посёлок городского типа ТЭЦ-3 в деревню Старое Деветьярово, которая позже стала улицей Свободы города Кирово-Чепецка. Неподалёку, в деревне Пермячихе, жила мамина мама - наша бабушка Александра Матвеевна Созонтова, которая помогала вдовой дочери водиться с детьми.
Маме, Анне Матвеевне Прокошевой, было 35 лет, и у неё было пятеро детей. Как выжить, как поднять всех на ноги? Помогал огород, кормилица корова Кукла чёрного окраса с белой звёздочкой на лбу. А молоко у неё было вкуснее сливок в магазине!
Мама устроилась на работу техслужащей в школу № 1. И не знала она ни сна, ни отдыха. Помогали старшие дети. От государства большой помощи и льгот не было - отец не на войне же погиб… Но, вопреки тяготам, все мы выучились. Но вот уже 35 лет нет с нами нашей мамочки, не стало и братьев.
А почему я решила об этом написать? Да потому что мне очень хотелось поблагодарить Михаила Фёдоровича Ислентьева, главу Чепецкого поселения. Он был инициатором установки памятника воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны, и Стены Памяти. Обычно на Стене Памяти указывают тех, кто не вернулся с войны, а Михаил Фёдорович сделал так: с левой стороны написали имена погибших на войне, а с правой - тех фронтовиков, кто умер уже после войны. Он тщательно собирал данные во всех деревнях поселения. И вот я увидела фамилию и имена моего отца и трёх его братьев - Николая, Георгия и Павла. Я узнала об этом почти случайно. Дело было так.
Я давно пишу стихи и песни, которые находят отклик в сердцах людей. Год назад, 26 апреля, меня в очередной раз пригласили в библиотеку Чепецкого поселения на творческую встречу, которую назвали так: «Накануне Пасхи, перед Днём Победы». Я читала стихи о войне, о духовности.
До выступления оставалось довольно много времени, и я решила подойти к Стене Памяти. Порадовалась, увидев на ней инициалы моего отца Прокошева Алексея Петровича и своих дядей. В тот день ласково светило солнце, пели птицы, радуясь погожему весеннему дню, и вдруг я услышала тихое звучание колокола - это, видимо, ветер задел гильзу боевого снаряда, которая висела с левой стороны Стены вместо колокола. Мне невольно подумалось: «Наверное, и мои ушедшие родные радуются нашей встрече…»
Вот поэтому я ещё раз благодарю главу Чепецкого поселения Ключи, который избирался на этот пост не один раз.
Вера Алексеевна ЛАЛЕТИНА.