Не мытьём, так катаньем. Систему кировских УПК реформируют вопреки мнению губернатора

ОБЩЕСТВО

29 июля 2019 783 0
На печать

 

15 июля можно считать «черной датой» для кировского начального профессионального образования. В этот день вышло в свет постановление городской администрации об объединении двух оставшихся из пяти учебно-производственных комбинатов. Как пояснили в мэрии, это было сделано в целях «достижения более высокого качества образовательных услуг, повышения эффективности работы данных учреждений, сохранения возможностей для получения услуг по профориентации учащихся».

 

Против такого шага муниципальных чиновников ранее уже выступил губернатор Кировской области Игорь Васильев, советник губернатора и депутат регионального Законодательного собрания Анатолий Чурин, руководство и педагоги УПК № 3. Однако с их мнением заместитель главы кировской горадминистрации Лариса Копысова, которая является «застрельщиком» слияния УПК, решила не считаться.

 

К чему приведет такая оптимизация бюджетных учреждений и как она скажется на системе первоначальной профессиональной подготовки школьников - вопрос, на который ответит время.

 

Добить остатки «совка»

УПК - реликт советской эпохи. Такого рода комбинаты начали создавать в 70-е годы прошлого века в рамках системы непрерывного образования и подготовки рабочих кадров. На тот момент действительно УПК были нужны, так как потребность в рабочих, имеющих специальную подготовку, была высока. Выпускники школ, прошедшие обучение в комбинатах, могли сразу же со школьной скамьи влиться в ряды рабочего класса, получать неплохую (по тем временам) зарплату и иметь перспективы льготного поступления в вузы через рабфак. Но времена изменились.

 

Сегодня престиж рабочих специальностей низок, как никогда. Выпускники школ за редким исключением не видят себя в роли обычных строителей, станочников или санитарок. Им подавай всё и сразу - хорошую, «непыльную» и высокооплачи­ваемую работу, престиж, деньги и прочие блага. Заработать все это своим горбом, пройдя с самого низа по служебной лестнице? Не приведи господь. Вариант даже не рассматривается. И только набив немало шишек, молодые люди начинают осознавать эту горькую истину. А ведь рабочие специальности в наше время по-прежнему остаются крайне востребованными. И в таких условиях деятельность УПК приобретает особое значение.

 

Да, нужно корректировать перечень профессий, которые сегодня востребованы на рынке труда. Да, нужно учитывать изменение технологического уклада. Но тем не менее УПК способны «приземлить» завышенные требования школьников, раскрыть для них мир рабочих профессий, подготовить к взрослой жизни, что будет не лишним даже для тех, кто нацелился на поступление в вуз.

 

Решают ли кировские УПК эту задачу? Многие в профессиональном сообществе считают, что да. Тем более что там, помимо получения первичных рабочих навыков, учащиеся школ занимаются в рамках школьного курса «Технология», посещают кружки.

 

Советник губернатора области Анатолий Чурин, например, считает, что комбинаты являются частью системы непрерывного профессионального образования, а их ликвидация приведет к разрыву образовательной цепочки. К тому же УПК занимались работой не только с обычными школьниками, но и с детьми, имеющими ограничения по здоровью. Последние могли получить там первичные рабочие навыки, а потому имели больше перспектив для трудоустройства.

 

Впрочем, пока речь о ликвидации УПК как таковых не идет. Наоборот, городские чиновники подчеркивают, что объединение комбинатов «позволит составлять единый план учебной деятельности, более качественно распределять имеющиеся ресурсы». Даже более того, «комбинат № 4 планирует реализовать урочную и внеурочную деятельность в рамках программы «Школа полного дня», чтобы обучающиеся из разных районов города могли посещать многочисленные кружки, а также продолжать работу в профориентационном направлении».

 

Вот только те, кто сомневается в искренности заявлений представителей мэрии, тоже правы, когда спрашивают: «А что мешает реализовывать эти программы без весьма болезненного процесса перекраивания работы УПК?» И здесь ответ напрашивается сам собой: никто и ничто. Так для чего же тогда нужно будоражить коллективы учреждений, создавать себе трудности на ровном месте? Опять все дело в бюджетной эффективности, в стремлении сэкономить? Как выяснилось - да. Так оно и есть на самом деле.

 

Экономия без экономии

Как сообщили в горадминистрации, «в результате реорганизации произойдет сокращение штатной численности административного и учебно-вспомогательного персонала: всего 23,85 ставки, из них административных - 4 (ставка директора и заместителей директора), 2,5 - педагогические ставки, прочие - 17,35. Экономия фонда оплаты труда с отчислениями во внебюджетные фонды в год составит 4127,3 тыс. рублей».

 

Интересно, что в этом же сообщении чиновники утверждали прямо противоположное. «Все педагогические ставки сохраняются, - написали они в ответ на запрос «Вятского края». - Педагоги комбината № 3 будут приняты на работу в объединённое учреждение». Впрочем, такие «ляпы» представителей мэрии уже перестали кого-либо удивлять. Оставим это за скобками и мы. Тем более что сей факт говорит только об искренности чиновников, но не о существе дела.

 

Итак, на слиянии УПК городской бюджет в части финансирования образовательной деятельности сэкономит более 4 млн. рублей. По словам городских чиновников, все они останутся в учреждении. А уж на что новое руководство потратит эти деньги, одному богу известно. По-хорошему - их нужно было бы вложить в обновление материально-технической базы УПК. Сама Лариса Копысова во время своего посещения УПК № 3 на ул. Азина, 55, отмечала, что оборудование мастерских нуждается в замене. Однако, по версии чиновников от образования, этого пока нельзя сделать, так как не проведена ревизия всего принадлежащего обоим УПК имущества.

 

Есть и другой вариант. К примеру, «нарисовать» самим себе большие премии. И такое предположение не домысел и не конспирология. За примерами даже ходить далеко не надо. Так, директор ДК «Космос», как выяснила недавно Контрольно-счетная палата Кирова, выписывал себе и своим приближенным премии в размере 1208% от оклада. И кто даст гарантию, что и в нашем случае не будет чего-то подобного?

 

Конечно, всё это лишь допущения. Более вероятно, что эти деньги уйдут на финансирование самого процесса реорганизации учреждений. Пусть не все, но немалая часть - точно. Вот только стоит опять же спросить: зачем затевать слияние, если экономии от него не будет? Может, дело в людях, которые станут выгодоприобретателями от этой «оптимизации»?

 

Личный интерес?

Главным бенефициаром от слияния двух кировских УПК будет нынешний директор МОУ «Межшкольный учебный комбинат № 4» (МУК № 4) Людмила Попова. Как она сама призналась во время нашей встречи, у нее уже есть опыт руководства УПК. До МУК № 4 она была директором первого комбината.

 

Вообще же она работает в системе начального профессионального образования с 1992 года. Сразу после окончания Кировского пединститута. Начинала простым педагогом в УПК № 4. Затем ушла на повышение в УПК № 1, став завучем. А после окончания курсов в РАНХиГС и включения в резерв руководящих кадров возглавила последний.

 

Нужно отметить, что итогом работы Людмилы Поповой на посту директора МУК № 1 стало присоединение этого комбината к «четверке» в 2014 году. Очередная «оптимизация», завершившаяся полной аннигиляцией «однёрки». Сегодня даже его здание на улице Пролетарской, 11, не используется, и его будут сносить, чтобы построить на этом месте детский сад.

 

Но, несмотря на незавидную участь МУК № 1, Людмила Попова не пошла в учителя и не сменила сферу деятельности. В объединенном УПК № 4 она сначала заняла должность завуча, а в 2017 году стала его директором. И вот сегодня она снова играет в объединение двух         учреждений. Только на этот раз руководит процессом. Как сообщили в УПК № 3, она уже на правах хозяйки начала распоряжаться в присоединяемом комбинате: затребовала личные дела сотрудников, проверяет имущество и финансы. И все это делает в обход законных процедур - без приказа о назначении, без акта о присоединении, не дожидаясь ликвидации МБОУ «Межшкольный комбинат № 3». Согласитесь, такое поведение более характерно для тех, кто занимается рейдерскими захватами, нежели для честных бюджетных служащих.

 

Странно во всей этой истории выглядит и деятельность заместителя главы горадминистрации Ларисы Копысовой. Согласно сведениям от ее сотрудников, рабочая группа для решения всех вопросов реорганизации была создана при департаменте образования еще 1 сентября 2018 года, то есть почти год назад. Вот только почему-то сам городской голова Илья Шульгин был не в курсе этого, когда я спросил его об объединении в апреле нынешнего года.

 

Не менее примечательно и то упорство, с которым замглавы по соцвопросам проталкивает идею слияния УПК. Как пояснил советник губернатора области Анатолий Чурин, он разговаривал с Игорем Васильевым на эту тему и высказал свои сомнения по поводу целесообразности такого шага. Глава региона согласился с его позицией. В результате майское постановление о слиянии УПК было отменено. Однако уже в июле его подписал глава администрации г. Кирова, а в частной беседе он обосновал свою точку зрения той экономией, которая в этом случае будет. Думается, Ларисе Копысовой удалось каким-то образом убедить непосредственного начальника в своей правоте, даже вопреки негативной реакции областного руководства и представителей профессионального сообщества педагогов. Вот только так и остается непонятным: что она от этого выигрывает?

 

Зато очень ясно, кто от объединения пострадает. Это люди, работающее в УПК № 3. Сокращение почти 24 ставок означает увольнение почти 20 сотрудников. Для одного учреждения такое количество является очень существенным. И дело даже не в цифре. Всё это люди. Семейные, обремененные бытовыми проблемами, живущие, как большинство бюджетников, от зарплаты до зарплаты. Кто их пожалеет, кто их поймет? Уж точно не те, кто протирают мягкие кресла в персональных кабинетах. А ведь могли бы, если б захотели. И для этого даже делать ничего не надо было. Просто оставить людей в покое.

 

Сергей СМОЛИН.

 

 

Для себя - не жалко. Гордума Кирова повысила доплаты отставным чиновникам и депутатам

 

Состоялось очередное заседание Кировской городской думы. Одним из вопросов повестки дня было утверждение Положения об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Город Киров».

 

Размер пенсий чиновников всегда вызывал интерес у широких слоев общественности. А в свете проводимой пенсионной реформы он значительно обострился. Не мог пройти мимо этого и «Вятский край».

 

Доклад о новом пенсионном положении для муниципальных чиновников на заседании городской думы представила начальник управления муниципальной службы и кадров городской администрации Светлана Ничунаева. По ее словам, текст нового положения просто приведен в соответствие с новыми нормами федерального и регионального законодательства. Последний раз правки в этот документ вносились еще в 2015 году. А с тех пор в пенсионном законодательстве многое поменялось: изменился срок службы чиновников, необходимый для получения минимальной и максимальной пенсий (он увеличен на пять лет), поменялись требования к документам, подтверждающим право на получение доплат, и пр.

 

И действительно, всё, что перечислила в своем выступлении муниципальная чиновница, касалось только порядка и механизма выплаты добавок к пенсиям, оснований для их отмены или назначения. Как следствие, все это не касалось увеличения или уменьшения денежных сумм, выделенных из кировского бюджета на эти цели. А они, как оказалось, немалые. В бюджете на 2019 год на выплату надбавок к пенсии муниципальным служащим выделено более 20 млн. рублей. В связи с этим у ряда депутатов появились вопросы к Светлане Ничунаевой.

 

Денис Ерохин, фракция ЛДПР:

- У нас потратить деньги некуда? У нас в школах окна выпадают на детей. Вы в школу съездите любую. Хотя бы в 22-ю, на Театральной площади. Посмотрите на эти рамы, которые не закрываются и заколочены фанерками. А мы на пенсии муниципальные тратимся. Чем отличается чиновник от воспитателя в детском садике? Чем? У него, что, ответственность выше, чем у человека, который отвечает за жизнь и здоровье 25 детей в своей группе?

 

Но, по словам чиновницы, в принимаемом положении речь не идет об увеличении денег на выплату муниципальных пенсий. Они какими были, такими и останутся.

 

Татьяна Веселова, руководитель фракции ЛДПР:

- А есть у нас возможность их уменьшить?

 

Оказалось, что нет. Как пояснила Светлана Ничунаева, это не входит в компетенцию муниципалитета. Размер доплат   определяется федеральным и региональным законодательством.

 

- Какой в областном законе предусмотрен порядок расчёта для государственных служащих, такой же действует и у нас, - сказала начальник управления муниципальной службы и кадров.

 

Свои слова она подкрепила ссылкой на федеральный закон, который уравнивает муниципальных чиновников и депутатов с государственными гражданскими служащими. Единственное, чем могла утешить депутатов чиновница, - в связи с увеличением срока муниципальной службы, необходимого для выплаты пенсии, количество их получателей будет год от года уменьшаться.

 

Алексей Вотинцев, фракция КПРФ:

- А назовите размер минимальной и максимальной пенсии.

 

- Мы подсчитали, сколько получают муниципальные служащие в среднем, и у нас получилось 6 тысяч рублей, - ответила Светлана Борисовна.

 

В скобках заметим, что эти 6 тысяч муниципалы получают плюсом к гражданской пенсии.

 

Обсуждение пенсионного положения завершилось голосованием. В результате депутаты большинством голосов выразили одобрение его новой редакции. «Против» было только двое. Еще два депутата «воздержались» и один просто не стал голосовать.

 

Стоит вспомнить, что размер пенсий чиновников и депутатов уже не раз становился темой обсуждения. Так, в 2018 году всех шокировало сообщение, размещенное на сайте Государственной думы РФ. В нем раскрывался размер доплат к пенсии для депутатов ГД РФ. Тем из них, кто просидел в депутатском кресле от 5 до 10 лет, выплаты составляют 46 тысяч 626 рублей, а кто продержался более десятка лет - 63 тысячи 581 рубль.

 

В том же 2018 году в Законодательном собрании Кировской области депутаты-справороссы вносили поправки в областной бюджет, которые касались пенсионных выплат региональным чиновникам. По версии представителей «Справедливой России», 4 человека в Кирове (бывшие губернаторы и спикеры ОЗС) получают в год 6,7 миллиона рублей, то есть 140 тысяч рублей в месяц на каждого в виде доплаты к пенсии. По 60 тысяч в месяц получают бывшие зампреды правительства области, министры, вице-спикеры ОЗС. Всего же на 33 человека идёт 23 миллиона бюджетных средств.

 

Сергей СМОЛИН.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий

Читайте также