Мышкин - НХЛ - 6:0
СПОРТ
Это было то самое время, когда не шли космические войны. На телеэкране. Это было время, когда шли большие хоккейные войны. Наяву и на телеэкране. Великие битвы - СССР против Канады, точнее, сборная Советского Союза против сборной НХЛ. И в той серии игр на льду нью-йоркского «Мэдисон сквер Гарден» этот матч был решающим. Те, кто видели его по телевидению, помнят, как неистово штурмовали ворота советской сборной заокеанские профессионалы, особенно когда счет стал расти не в их пользу. Но в воротах нашей команды творил чудеса голкипер Владимир Мышкин. Финальная сирена - и победа сборной СССР - 6:0 (шайбы на счету Б. Михайлова,
В. Жлуктова, Х. Балдериса, В. Ковина, С. Макарова, А. Голикова). И победа наших хоккеистов в серии - 2-1. А в восторженной концовке телерепортажа буквально через слово - Мышкин, Мышкин... Конечно, преувеличение сказать, что один Мышкин поставил тогда на колени команду «Все звезды НХЛ». Но своей игрой в тот февральский день он заслужил это преувеличение.
Добротный матч
- Владимир Семенович, не буду оригинальным: почему в том матче защищать ворота сборной СССР доверили именно вам? Ведь был Третьяк.
- Вы имеете в виду третий матч на Кубок вызова в 1979 году?
- Да.
- Я не могу сказать, почему такое решение было принято. Хотя еще перед вылетом в Нью-Йорк, на сборах, где-то прозвучало, что один из трех матчей этой серии должен сыграть я. Какой именно - не было сказано, в зависимости от ситуации. А она сложилась так, что мы первый матч проиграли - 2:4, второй с трудом выиграли - 5:4. И накануне третьего перед нашими тренерами, видимо, стояла дилемма: кому из голкиперов доверить защищать ворота? А я до этого всего один матч провел за сборную. Дебютировал в ней в сентябре 1978-го в турнире на призы газеты «Руде право». Это был матч со сборной Чехословакии в Пардубице, мы выиграли - 5:4.
А получилось так, что в день игры со сборной НХЛ то ли на завтраке, то ли после завтрака мы оказались рядом с Виктором Васильевичем Тихоновым. Тут он меня и спросил: «Ну что, готов? Сыграешь?» Говорю: «Да, сыграю». А что я должен был ответить?
Вот в принципе и всё. И пошла подготовка к матчу. Конечно, волнение до него было. И это хорошо, когда спортсмен до матча волнуется, - это эмоции. Но вот первое вбрасывание шайбы - и волнение куда-то ушло. И получился такой хороший, добротный, можно сказать, матч для меня.
- А Третьяк в этом матче оказался в запасе?
- Да. Ну а как же по-другому? В любой игре есть вратарь, который выходит на лед, и вратарь, который является запасным.
- Подобное еще случалось?
- Конечно. На протяжении шести сезонов, до 1984 года, мы с Третьяком в сборной вместе были. И в некоторых матчах он в запасе оставался. Это нормально. Ворота одни - двоих не поставишь.
- Можно сказать, что вы тогда были вратарем № 2 в советском хоккее?
- Номер один, два - не суть важно. Могу привести слова Виктора Васильевича Тихонова: «У нас в сборной запасных нет. Раз выходит хоккеист на площадку - он основной игрок. Всё. Ему доверили, и он должен работать надлежащим образом».
- У вас дома есть запись этого матча?
- Есть.
- Часто смотрите?
- Нет. Последний раз, когда 30 лет матчу было.
- Какие яркие матчи в карьере игрока еще вспоминаются?
- Давайте исходить из того, что самое яркое - это 20 лет в большом хоккее. Начиная с первого сезона в кирово-чепецкой «Олимпии» в 1971 году. Это был первый профессиональный сезон в команде мастеров. Затем - «Крылья Советов» (Москва), «Кристалл» (Саратов), «Динамо» (Москва), последний сезон - в финском «Лукко».
А матчи? Разные были. Вспоминается, например, первая медаль - «Золотая шайба», Кирово-Чепецк, январь 1970-го. Тогда мы с командой выиграли всесоюзный финал. Наверное, в моей жизни - одно из ярчайших событий. Это был старт в большую карьеру. На финал приезжал Анатолий Владимирович Тарасов. Он, как говорится, меня и заприметил. И потом, когда встречались, всегда тепло вспоминали и тот финал, и то, как мы познакомились.
Были матчи удачные, неудачные, чемпионские. Но сетовать на игровую судьбу не приходится. Что заслужил, то и есть.
Самое горькое поражение
- А самое большое разочарование в хоккее?
- Нет-нет, разочарования не было, ведь хоккей дает те эмоции, которые трудно получить в обыденной жизни. Горечь же приходилось испытывать. И самую большую - от поражения нашей сборной в 1980 году.
- В финальной части зимней Олимпиады в Лейк-Плэсиде от американцев? Той сборной США, которую еще называли студенческой...
- Да. Все наши ребята, которые в нем участвовали, говорят: это самое горькое поражение в их карьере.
- Что же тогда произошло?
- Много сказано об этом, все разложено по полочкам. Мое мнение: наверное, на небесах так решили - удача должна быть на стороне американцев. Мы получили в ворота все то, что могло залететь. А у них вратарь игру вытащил… И сделал себе карьеру на всю жизнь. Сейчас преуспевающий бизнесмен со своим агентством, которое предлагает начинающим рецепты, как стать олимпийским чемпионом. Хотя после той игры как хоккеист больше нигде не засветился.
- Помните свой последний матч в качестве игрока?
- Это было на чемпионате мира 1991 года в Финляндии. Я выходил тогда на замену. Чемпионат мы проиграли - заняли третье место. Вернулся в Москву и закончил карьеру профессионального хоккеиста. В принципе уже все было выиграно, завоевано, да и годы - 36 лет. К тому же пришло время дать дорогу молодым. Ведь когда перед этим я перешел из московского «Динамо» в финский клуб, сразу два наших молодых вратаря раскрылись и оба стали играть в сборной. Я имею в виду нашего земляка Андрея Трефилова и Мишу Шталенкова. Чуть позже они стали олимпийскими чемпионами. Так что, думаю, я все сделал правильно и вовремя.
Если бы не Кулябин и Ерфилов...
- Тренер, который оставил самый большой след в вашей жизни?
- Конечно, это мой первый тренер Александр Дмитриевич Кулябин и наставник по вратарской специальности Виталий Георгиевич Ерфилов. Вот люди, которые в принципе сделали из меня вратаря. Мне дороги тренеры профессиональных клубов, где я играл. А наставники сборной!.. Люди все узнаваемые, все на слуху. Мне очень приятно, что посчастливилось с ними работать.
- В чемпионате Советского Союза было немало воспитанников кирово-чепецкого хоккея...
- И самый первый - Александр Николаевич Мальцев. Это наше знамя, человек, который, образно говоря, прорубил «окно в Европу». Следующими были мы с Виктором Вахрушевым (с «Золотой шайбы»), он играл в «Крыльях Советов», саратовском «Кристалле», Василий Паюсов - в московском «Динамо», там же - Сергей Тукмачев, в воскресенском «Химике» Сергей Одинцов, Аркаша Обухов, в ленинградском СКА - Сева Лавров...
- Тогда «Олимпия» мощно готовила кадры для отечественного хоккея. Куда все делось…
- Хоккей существует не сам по себе. Как у нас общество развивается, так и хоккей. В 90-е годы все, как известно, развалилось. Так что теперь по новой собираем. Поэтому пока нет результатов. И потом все-таки у кирово-чепецких мальчишек в мое время главная мечта была - играть в команде мастеров. Попав в нее, росли дальше. А сейчас в Кирово-Чепецке только молодежная команда.
- После окончания карьеры игрока как продолжилась ваша хоккейная жизнь?
- На год я даже отошел от хоккея. Занимался, можно сказать, предпринимательством. Затем вернулся к тренерской деятельности. В 1993 году уехал в Швейцарию на 10 лет, был тренером в местных клубах. Правда, с небольшим «перерывом» - отлучался в московское «Динамо»: работал помощником у Билялетдинова, в 2000 году вместе с командой стал чемпионом России. После возвращения из Швейцарии работал в нескольких российских клубах тренером вратарей, помощником главного тренера, затем в Федерации хоккея России. Три сезона - в штабе сборной России: готовили команду к чемпионату мира, зимним Олимпийским играм. А сейчас на административной работе - в спортивно-развлекательном квартале «Парк легенд», что строится на месте старого ЗИЛа и где уже открылся новый ледовый дворец спорта. В нём в мае следующего года пройдет чемпионат мира по хоккею.
- Когда последний раз брали в руки клюшку?
- Буквально четыре дня назад - играли благотворительный матч в Мытищах. Средства от него пойдут больным детям.
- А кто сейчас ваши партнеры на льду?
- Партнеры - наши известные хоккеисты, начиная с Александра Якушева…
(Беседу прерывает телефонный звонок. Извинившись, Владимир Сёменович берет трубку: «Привет! Нормально. Сейчас занят. В час тридцать игра. Макаров Серёга звонил - не сможет приехать… Остальные будут».)
...Это клуб «Легенды хоккея», в котором мы тренируемся и играем.
Про внука
- Кирово-Чепецк в вашей жизни остался?
- В принципе родственников у меня там теперь мало. Родители в Москве - переехали уже давно. В Кирово-Чепецке двоюродная сестра с племянниками. В ноябре был на 50-летии спортклуба «Олимпия». Если есть время, всегда стараюсь откликнуться на приглашение и побывать в родном городе.
- Вы - заслуженный мастер спорта, а ваша жена спортивный человек?
- Нет. Она совершенно далека от этого.
- И в вашей семье, где две дочери, клюшку в руки, конечно, никто не брал?
- Нет.
- Дедом еще не стали?
- Стал. Внуку в августе исполнится четыре года.
- Он не делает шажки навстречу хоккею?
- Ну, во-первых, он живет не рядом со мной, а довольно-таки далеко.
- Интернет подсказывает, что, видимо, в Швейцарии.
- Правильно. Поэтому непросто оказывать какое-то влияние… И, во-вторых, рановато - возраст еще маленький для хоккея.
- Кроме хоккея есть увлечения?
- Фанатичного хобби нет. А вот поучаствовать в каких-то новых программах, новых направлениях жизни стараюсь.
- Каким пожеланием напутствуют вратаря?
- У каждого вратаря одно стремление - чтобы шайба от штанги отскочила в другую сторону, а не в его ворота. Такое и пожелание - чтобы штанга была твоим другом.
- «ВК» вам того же желает.
- Спасибо.
Беседовал Артур МАСАЛЬЦЕВ."Вятский край. Пятница"
30 октября 2015 23:07
Оставить свой комментарий
Восстановление пароля
Если Вы забыли пароль, укажите свой Электронный адрес, после чего ждите письмо.