Михаил Смирнов - сыщик с деревенской закалкой

ОБЩЕСТВО

08 октября 2018 761 0
На печать

 

 

Говорят, сыщиками не рождаются. Даже знаменитые Глеб Жеглов и Володя Шарапов опытными муровцами стали не сразу: сквозь огонь, воду и медные трубы прошли… В этой профессии, как и в любой другой, надо мозоли понатирать, и не один пуд соли съесть с сослуживцами, и не одни сапоги истереть... Впрочем, вот с этого и начнем - с трудовых мозолей, а затем по порядку, по пунктам - до настоящего становления в основной профессии.

 

Накануне 100-летия образования уголовного розыска МВД России мы встретились с бывшим начальником управления УР УМВД области, ныне - председателем совета ветеранов этого подразделения, полковником в отставке Михаилом Смирновым.

 

Был трактористом, стал «Анискиным»

...У него все в жизни так и сложилось: школа, служба в армии (в частях особого назначения), возвращение в родной колхоз, где он сел за трактор. Добавим к рабоче-крестьянской биографии техникум электросвязи и приплюсуем географию его трудового пути: Лебяжье, Уржум, Зуевка... «Мужик-то я простой, деревенский», - смущенно говорит он.

 

Однажды (в жизни все вехи пути так и начинаются!) остановила его парторг госплемсовхоза «Мухинский» и сделала неожиданное предложение: занять должность участкового инспектора. Мол, парень от сохи, деревенских знает, в каждый дом по-свойски вхож. Чем не местный «Анискин»? Предложение парторга звучало тогда как приказ. Раздумывать долго не пришлось - согласился.

 

Начались будни милицей­ские, почти боевые. Спал порой в рабочем кабинете на стульчиках, ел тоже где и как придется.

 

- Госплемсовхоз «Мухин­ский» в то время - крепкое, сильное хозяйство. Для строительства разных объектов - ферм, домов - приглашали рабочих из Западной Украины, Молдавии... С ними всегда возникало много проблем. Однажды в деревне Березовке убили одного из них. Подозреваемого искали по лесам. Просил местных охотников прочесать все закуточки. Нашли.

 

Деревня - мир особый. Там не только все друг друга знают, но еще и человека оценивают по его делам и заслугам. Молодому участковому Михаилу Смирнову приходилось раскрывать на первый взгляд дела рутинные, по нынешним меркам - и вовсе, возможно, пустяковые: сосед у соседки куру украл, бычка увел... Для деревенских жителей это большое происшествие: как же так? Все друг друга в лицо знают, а тут невесть что такое! Ходил, ездил, носом землю рыл, но и находил бабушке пропавших бычков, и ловил за руку воришек. А потому и доверять стали «Анискину»: слово с делом у него никогда не расходились!

 

Как-то тогдашний руководитель госплемсовхоза «Мухин­ский» Николай Курагин увидел, что  участковый ездит по деревням на стареньком мотоцикле, без конца его ремонтирует. Подошел: «Хватит маяться-то, возьми совхозную машину». Так у Смирнова на службе появился старенький «Москвич» - заслужил-таки доверие «однодеревцев»!

 

По глуши, в поисках убийц

Позже Михаил Смирнов окончил академию МВД, получил приглашение на работу тогда еще в УВД области. Начал с должности оперсотрудника. От кражи деревенских кур пришлось переходить к раскрытию преступлений более изощренных, заранее продуманных. Как говорит полковник, учиться пришлось даже у самих… злоумышленников, чтобы говорить на их языке. Михаил Николаевич утверждает: никогда ни одного из них и пальцем не тронул, всегда старался найти подход.

 

Начинающему коллеге в управлении угро доверили обслуживать самую, пожалуй, тяжелую зону: Омутнинский, Верхнекамский, Афанасьевский районы. Там - глушь, населенные пункты удалены друг от друга на десятки километров. К тому же много лиц, освободившихся из мест не столь отдаленных. Вот где деревенская закалка не подвела!

 

Как-то в поселке Песковка Омутнинского района было совершено  убийство четырех человек. Местные опера попросили помощь товарищей из «убойного» отдела.

 

- Ситуация-то для сегодняшнего дня типичная, - вспоминает Михаил Смирнов. - Мужики пили, поссорились. Затем в ход пошли горлышки от разбитых бутылок, которыми убили сначала двоих, потом уже ножами других. Из дома вынесли все вещи. Искали преступников за Песковкой, проводили подворовый обход местных жителей. А попались сбежавшие злоумышленники на мелочи: что-то продали из украденного.

 

Случай из практики: без рукоприкладства!

…В Уржуме неизвестный совершил убийство. Местные работники угро сказали, что догадываются, кто бы мог это сделать, но не могут найти доказательства. Приехав на место, осмотрели, как говорится, все углы-закоулки, дабы найти хоть какую-то зацепочку. В доме у одного из жителей под матрацем  эксперт обнаружил остатки крови. Заглянули в сарай: поленница дров была неправильно сложена - у деревенского мужика глаз наметанный. Разобрали, а там - тоже кровь… Кто-то из очевидцев вспомнил, что видел человека с корытом, который шел к проруби. Вызвали водолазов, они и нашли расчлененный труп.

 

- Работать с подозреваемым пришлось очень долго, - рассказывает ветеран. - Давили на психику. Никакого рукоприкладства - ни-ни! Я и позже молодым кадрам говорил, что преступник - тоже человек. Говорить с ним нужно! ...В общем, он признался во всем, а потом - еще в трех убийствах, и даже места показал, где трупы спрятал. Разгребаем в лесу груду ветвей, а там - части тела. На ближайшем дереве платье увидели. Оказалось, захоронил и женщину, которая долго числилась как пропавшая без вести.

 

За раскрытие этого преступления Михаила Смирнова  удостоили медали «За охрану общественного порядка».

 

Такие они, годы лихие…

В самые, наверно, неспокойные 1990-е годы раскрывать приходилось кражи, грабежи, совершенные гастролерами из Нижнего Новгорода, республики Коми, Москвы. Да мало ли откуда заносило разное криминальное отродье на нашу Вятскую землю! Тогда все местные газеты пестрели заголовками о том, как неизвестные с крыш проникали на балконы квартир, уносили, как правило, золотые изделия.

 

- У них схема, скажем так, организованных действий была одинакова: приезжали в Киров на своих автомобилях, изучали «график» передвижения того или иного хозяина, действовали быстро, профессионально. Вычислили всех, задержали...

 

Еще один эпизод. На трассе Шахунья - Яранск действовала банда грабителей. Они прямо, не поверите, на ходу движения большегруза умело, с помощью спецприспособлений вскрывали заднюю дверь фургона и быстро перегружали в другой автомобиль все, что там находилось. При этом водитель даже не видел, что у него творится «за спиной», так как ему дорогу заранее практически перекрывал другой автомобиль грабителей - маневрировал прямо перед фурой, вилял, не давал спокойно ехать... Вот такие были умельцы!

 

Жертвами «циркачей» (так тогда назвали грабителей) стали 10 автомобилей. Местные сотрудники УГРО снова обратились к кировским мастерам сыска. Они четко спланировали и провели операцию по задержанию ловких наглецов: сидели в засадах, задействовали  машину-приманку. На нее преступники и клюнули. А затем, как говорится, дело техники: окружили со всех сторон, надели наручники. Как выяснилось, все были гастролерами - из города Урень Нижегородской области.

 

Кто - по стопам, а кто - банкир

...Видел, как нехотя Михаил Николаевич рассказывал о том, что уже постарался забыть. «Ну их, к лешему, этих преступников!» - по-деревенски заметил он. Правильно: преступники никуда не исчезнут, а вот ловить их (простите, задерживать) придется молодым оперативникам. Не случайно два его сына пошли по отцовским стопам - служат в полиции. Причем средний, Евгений, майор в «убойном» отделе, помнит все наставления отца-воспитателя. Младший, Иван, - в патрульно-постовой службе, тоже на весьма беспокойном фронте по охране безопасности горожан. А вот старшему, Антону, по стопам отца идти не захотелось - стал банкиром. «Должны же в семье быть исключения!» - шутит Михаил Смирнов.

 

С любимой супругой Галиной Ивановной живут 34 года. Познакомились еще на заре туманной юности. Она - студентка пединститута, он - начинающий опер. Говорит, что из Лебяжья на самолете к ней на свидание прилетал (тогда «Аннушки» курсировали практически из каждого районного центра). Часами бродили по набережной Грина, мечтали, кем станет их первый сын.

 

- Я же тогда в общежитии с коляской сидел, ждал, пока любимая супруга сдаст госэкзамены…

 

Сейчас полковник в отставке, бывший начальник управления уголовного розыска УМВД области возглавляет совет ветеранов подразделения. Работы - невпроворот: надо и бывших сослуживцев в медучреждения пристроить, и навестить больных, и поздравить именинников. Доверили, избрали, а он, как и подобает настоящему полковнику, не отказался. Ну а в свободное время не прочь и поохотиться - есть такое у него увлечение, к которому опять же в деревне приучили. Добавилась еще одна забота: начал строить собственный дом. Причем все своими руками, сам и без всяких помощников. Ну что еще скажешь - деревенский мужик, обстоятельный!

 

Александр ШИРОКОВ.   

Фото пресс-службы УМВД.

 

P.S. Напоследок рассказал, как на международном семинаре руководителей ветеранских организаций подразделений уголовного розыска МВД в Москве всех участников познакомили с прототипами героев легендарного фильма «Место встречи изменить нельзя». Кому-то из них даже руку пожал. Может, Жеглову, а может, Шарапову. Какая разница, ведь они все равно вошли в историю как легенды уголовного розыска!

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий