Ледовары, или Кому обязаны любители коньков возможностью кататься

ОБЩЕСТВО

22 января 2024 388 0
На печать

 

Каких только праздников сегодня нет. Откройте календарь - почти каждый день отмечается один из них. Есть, например, Всемирный день кошек, который приходится на 8 августа, или Всемирный день интроверта, случившийся, как полагается, 2 января.

 

Впрочем, среди всех этих дат нельзя не выделить профессиональные праздники. Ведь они касаются работающих по той или иной специальности людей, чей труд имеет значение для окружающих.

 

16 января отмечают праздник представители в некотором роде экзотической и незаметной профессии - ледовары. Так называют тех, кто создаёт и поддерживает в рабочем состоянии лёд на открытых и закрытых спортивных площадках.

 

В Кирове на стадионе «Машиностроитель» работает бригада ледоваров, состоящая из трех человек. Накануне их профессионального праздника журналист «Вятского края» встретился с этими людьми и узнал о секретах и трудностях их работы.

 

Холодная горячая профессия

 

В Кировской области, как северном регионе, ледовары востребованы. У нас немало мест и в Кирове, и в райцентрах, где люди катаются на коньках. Одних только бесплатных катков в Кирове насчитывается 14, да ещё семь платных. И это без учёта школьных и дворовых хоккейных коробок.

 

Работа ледоваров непроста: приходится много времени проводить на открытом воздухе при отрицательных температурах. Может быть, потому работают в этой профессии в основном мужчины.

 

Сергей Юркин, Евгений Васькин и Юрий Шулёв уже второй год подряд заливают каток на стадионе «Машиностроитель». Первые двое занимаются подготовкой льда, а третий - водитель специализированной машины.

 

Все они мужчины в возрасте, но по той энергии, что от них исходит, могут дать фору и гораздо более молодым.

 

Сергей Юркин и Евгений Васькин пришли в профессию не случайно. Сергей Викторович говорит, что сорок лет он так или иначе связан с подготовкой льда. Сначала - как тренер хоккейной команды, а потом уже стал заниматься этим профессионально. У Евгения Андреевича стаж, конечно, меньше (он ледоварит всего два года), но в профессию он также пришёл с тренерской работы, которой отдал 13 лет. И лишь Юрий Сергеевич Шулёв как был водителем последние полвека, так им и остаётся. Много машин ему приходилось за этот долгий срок водить, пока семь лет назад не оказался он за баранкой спецавтомобиля для заливки льда. С тех пор и стал ледоваром.

 

- Почему ваша профессия называется «ледовар»? Странно слышать в одном слове такое сочетание противоположностей - лёд и кипяток - или нет? - спрашиваю я их.

 

- Ничего тут странного нет, - отвечает Евгений Васькин. - Чтобы лёд был ровным и по нему скользил конёк, подготовленную поверхность заливают горячей водой. Она расплавляет все трещины, убирает все изъяны, в результате лёд становится гладким и подготовленным для катания. Вот и получается, что лёд как бы варят.

 

Впрочем, большинство людей, которые приходят на «Машиностроитель» покататься на коньках, вряд ли знают, как называется профессия тех, кто «приготовил» для них лёд, и уж точно не догадываются о тонкостях этого дела.

 

 

Тонкости ледяного дела

 

По словам ледоваров, готовят поверхность в ледовых дворцах и на открытом воздухе по-разному. В закрытых помещениях уже имеется бетонное основание под заливку с размещённым под ним холодильным оборудованием. Подготовить там ледовую поверхность легче, и она по­чти не зависит от внешних погодных условий. Знай езди по такому катку на специальной машине, подновляй и шлифуй лёд.

 

А вот на открытых катках дело сложнее. Там сначала нужно создать подушку под ледовое покрытие. Поэтому многое зависит от внешней температуры и от осадков. Как только температура воздуха становится устойчиво отрицательной и выпадает постоянный снежный покров, снег проливается холодной водой, трамбуется, выравнивается шабером (специальный агрегат для подрезки и чистки льда), и лишь потом при помощи горячей воды делается финальная заливка.

 

- Получается, что один раз залили и на этом работа кончилась? - интересуюсь я.

 

- Конечно же нет. Мало лёд сделать, нужно за ним ещё ухаживать, - говорит Сергей Юркин. - Мы на работу выходим каждый день, без выходных и праздников, за исключением тех случаев, когда очень низкая температура или метель. Тогда смысла нет выезжать на лёд.

 

Сильные холода и снегопады добавляют ледоварам работы. Мороз ниже 25 градусов лёд ломает, на нём образуются трещины, приходится их заплавлять горячей водой. После снегопадов, понятно, каток нужно чистить.

 

Впрочем, и при отсутствии зимних эксцессов ледоварам есть чем заняться: лишний раз очистить каток, убрать дефекты, подготовить инструмент, отрегулировать работу механизмов и приспособлений. Так что без дела сидеть не приходится.

 

Бригада честно говорит, что ЗиЛ-130, с помощью которого сегодня заливают каток, они приспособили под эти цели своими руками.

 

- Когда нам его отдали, это была обычная поливальная машина, - рассказывает Юрий Шулёв. - Мы её переоборудовали: сделали передний отвал, навесили шабер, бочку отремонтировали. Благо, что на заводе (Кировский машиностроительный завод 1 Мая. - ред.) нам во всём помогли и пошли навстречу.

 

- А не холодно вам целый день быть на открытом воздухе, при отрицательных температурах?

 

- Так завод же нас спецодеждой обеспечил, - замечает Евгений Васькин. - В ней на улице работать одно удовольствие. Да и зайти сюда, в подсобку, всегда можно, благо рядом.

 

 

И все довольны

 

«Первомайка», или «Машинка», как называют в народе Кировский машзавод 1 Мая, действительно, много делает для содержания в должном виде не только катка, но и всего стадиона «Машиностроитель». И здесь ледовары ничуть не преувеличивают.

 

- Завод сюда такие деньги вбухивает, что можно его руководству только спасибо сказать, - говорит Евгений Васькин.

 

Во времена СССР этот стадион принадлежал заводу, но потом, как это часто случалось в постсоветский период, дела на предприятии пошли не очень хорошо - и спортивное сооружение передали в собственность области с правом его аренды.

 

Год назад областное руководство попыталось отобрать у «Первомайки» стадион. Но заводчанам удалось отстоять свое право распоряжаться этим спортивным сооружением. Немалую роль в этом сыграло их открытое письмо губернатору Кировской области, которое стало известно широкому кругу вятской публики.

 

После того как «Первомайка» стала частью группы «Сельмаш», стадион обрел второе дыхание. Руководство группы, как и положено социально ответственному бизнесу, взяло на себя бремя содержания стадиона. И вот уже два года для любителей активного отдыха там заливается каток, работают пункт проката коньков и фуд-корт. При этом доступ на стадион для всех бесплатный.

 

Может быть, потому охотно идут на «Машиностроитель» любители здорового образа жизни, в том числе пенсионеры. Для последних важно, что они могут заниматься физкультурой и спортом без всякой платы, а потому и ценят посетители катка заботу о них со стороны людей, которые работают на стадионе.

 

- Я по Октябрьскому проспекту гуляю, люди идут и со мной здороваются. А я репу чешу, кто это, - рассказывает с улыбкой Юрий Шулёв. - Возможно, это наши завсегдатаи или рабочие с «Машинки». Здесь их много живёт. К тому же на стадионе занимается много любителей скандинавской ходьбы. Пенсионеры ходят и ходят по стадиону с утра до вечера. Видят, как мы работаем, вот и здороваются.

 

- А вам лично работа доставляет удовлетворение?

 

- Конечно. Приятно сделать что-то хорошее для людей, - вставляет свое слово Евгений Васькин. - Помните, как в «Мимино»: «если мне будет хорошо, я тебя так довезу, что тебе тоже будет хорошо».

 

Сергей СМОЛИН.

Фото автора.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий