Коррупция в Кировской области: бытовой уровень
ЭКОНОМИКА
Ровно год назад, на рубеже конца лета - начала осени, мы встречались с прокурором Ленинского района г. Кирова Евгением Шиляевым, чтобы поговорить о проблемах жилищно-коммунального хозяйства, нарушении трудовых прав граждан, «серой» форме оплаты труда, незаконной миграции и прочих вопросах, связанных с нарушениями законности в сфере правоотношений. На днях состоялась новая встреча. Но на этот раз наш разговор начался с вопросов коррупции.
- Не так давно один высокий чиновник заявил в интервью, что коррупцию победить невозможно, но бороться с ней все равно необходимо. Ваше мнение по этому поводу?
- Я готов подписаться под этими словами, - сказал прокурор Ленинского района г. Кирова, старший советник юстиции Евгений Алексеевич Шиляев. - К сожалению, сколько существует государство, наверное, столько же существует и коррупция. Но в разных обществах она имеет разное развитие. В нашей действительности коррупционные проявления встречаются достаточно часто. Но тем не менее борьба с ними идет, принимаются меры на уровне как руководства страны, так и правоохранительных органов Кировской области. Еще несколько лет назад был принят целый пакет антикоррупционных законов, предусматривающих помимо ужесточения ответственности более жесткие требования и ограничения для государственных и муниципальных служащих, ответственность компаний за дачу взяток в их интересах, компаний и должностных лиц за несообщение о трудоустройстве действующего или бывшего чиновника либо сотрудника правоохранительных органов и многое другое. В целом разработан механизм контроля и ответственности в этой сфере, то есть создан инструментарий, позволяющий бороться с коррупцией, от нас с вами требуется лишь его соблюдать и использовать.
Коррупцию можно представить как «медаль» с двумя сторонами. С одной стороны - это люди, которые дают взятку и тем самым несут такую же ответственность за свое деяние, с другой стороны - это люди, которые берут взятку. Уверен, если не будут давать, то и брать не будут.
Наличие коррупции действительно серьезная проблема, так как она не позволяет реализовывать гражданам свои законные права, бизнесу мешает развиваться, создавая разные экономические условия, зачастую исключая здоровую конкуренцию. Когда коррупции подвержены сотрудники органов власти - это вызывает серьезные опасения за государственные устои. Если человек не верит чиновнику, соответственно он не доверяет и государству.
Недавно в СМИ прошло сообщение, что задержали высокопоставленного сотрудника полиции, у которого хранилось в пересчете на рубли около 9 миллиардов. Такого масштаба преступления для Кировской области, в частности для Ленинского района города Кирова, конечно же, не характерны. У нас коррупционеры поменьше, но они есть. Так, в текущем году в ходе проведения проверки нами был выявлен факт, когда заведующая муниципальным детским садом - а сейчас эта категория руководителей тоже подпадает под категорию муниципальных служащих, на них распространяется антикоррупционное законодательство - трудоустроила к себе в детский сад на должность делопроизводителя свою дочь. Вроде бы ничего предосудительного в этом нет, однако... Когда на этом месте был предыдущий работник, зарплата за полставки составляла порядка 4 тысяч рублей, а у дочери зарплата неожиданно резко выросла. Стали выплачиваться максимальные надбавки, и зарплата дело-производителя, работавшего на полставки, стала соответствовать уровню зарплаты воспитателя. В среднем это порядка 15 тысяч рублей. Естественно, сотрудники детского сада возмутились, к нам поступило обращение. Мы провели проверку, факт злоупо-треблений подтвердился. В результате, по нашим подсчетам, дочь заведующей не-обоснованно получила в качестве дополнительных выплат, различных стимулирующих надбавок около 50 тысяч рублей.
После проверки мы внесли представление, по результатам его рассмотрения привлекли к дисциплинарной ответственности сотрудников централизованной бухгалтерии, своевременно не выявивших нарушения при начислении зарплаты. После нашего вмешательства заведующая детским садом была вынуждена уволить свою дочь, но вопрос остался открытым - денежные средства не возвращены, бюджету города причинен ущерб.
Злоупотребления заведующей при установлении дополнительных выплат стали возможными в результате того, что со стороны администрации города, в частности управления образования, не были своевременно внесены изменения в нормативно-правовой акт, регламентирующий начисление надбавок.
Также направили требование о проведении доследственной проверки и в Следственный комитет. Но из-за того, что нормативно-правовой акт, действующий в муниципальном образовании «Город Киров», не соответствовал федеральному законодательству, допускал формальные лазейки для установления необоснованных надбавок, заведующая детсадом избежала уголовной ответственности.
Нами были выявлены случаи, когда заведующие детскими садами начисляли своим заместителям дополнительные и, как мы считаем, необоснованные премии. По всей видимости, затем эти средства просто делили между собой.
Возможно, с точки зрения жителя области это не столь серьезная коррупция, но она есть.
Кроме того, в настоящее время в отношении заведующей одним из детских садов расследуется уголовное дело, возбужденное по факту фиктивного трудоустройства своего человека на должность дворника, работы которого фактически не выполнялись. В результате бюджету причинен ущерб в размере около 30 тыс. рублей.
Поскольку коснулись темы работы детских садов, хотел бы отметить, что достаточно много поступает обращений граждан по факту поборов со стороны заведующих детскими садами и воспитателей, каждый нами тщательно проверяется.
Нужно признать, что многие родители попросту опасаются отказываться от ежемесячных «доплат», так как беспокоятся о последующем отношении к их детям, но если они не решатся обратиться в органы прокуратуры, полицию, то ситуация не изменится. В соответствии с действующим законодательством предусмотрена фиксированная плата за услуги по содержанию ребенка в детском саду, поэтому собирать деньги на покупку игрушек, мебели, ремонт помещения группы и др. сотрудники образовательных организаций не имеют права. Оказывать материальную помощь образовательный организации родители могут, но должен быть создан попечительский совет, деньги должны вноситься исключительно добровольно и тратиться на нужды всего детского сада, а не адресно на конкретную группу. Следовательно, деньги непосредственно сотрудникам детского сада передаваться не должны.
Такие факты нами были выявлены в детских садах № 155 и № 169. Воспитатели одного из указанных детских садов принудили родителей к сбору денежных средств для приобретения детских стульчиков. В другом воспитатели предложили родителем отшпатлевать и покрасить стены в помещениях раздевалки и игровой комнаты, а также облагородить участок, находящийхся на территории детского сада, отгородить забором площадку от соседнего участка. На эти цели на очередном родительском собрании было принято решение собрать по 1,5 тыс. руб. с каждого родителя.
Все бы хорошо, но это фактически работы по обеспечению образовательного процесса, а он должен быть бесплатным, да и не каждый родитель может заплатить.
По результатам рассмотрения представлений виновные привлечены к дисциплинарной ответственности...
При проверке соблюдения антикоррупционного законодательства выявили факт, когда сотрудник полиции (а на них распространяются все ограничения, связанные с прохождением госслужбы), помимо своей основной работы во вневедомственной охране, еще незаконно работал в коммерческой компании. При этом сотрудниками компании о факте его трудоустройства в отдел кадров его основного работодателя не сообщалось. После выявления данного факта в отношении директора общества и юридического лица, трудоустроившего действующего сотрудника полиции, возбуждены административные производства по ст. 19.29 КоАП РФ. В настоящее время виновные привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 120 тыс. рублей.
Поскольку сотрудник полиции незаконно получил доход от работы в коммерческой организации, нами направлено в суд исковое заявление о взыскании в доход государства данной суммы. В полицию внесено представление, поставлен вопрос о его увольнении.
Нарушения антикоррупционного законодательства, соблюдение ограничений для госслужащих и приравненных к ним лиц носят не единичный характер. Был выявлен случай, когда оперуполномоченный уголовного розыска до трудоустройства в правоохранительные органы занимался бизнесом, был учредителем одной из фирм, но при поступлении на службу данный факт скрыл. Нами также внесено представление с требованием привлечения его к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.
Кроме того, нами был выявлен факт, когда заместитель начальника территориального управления по Ленинскому району, будучи учредителем коммерческой организации, при трудоустройстве на муниципальную службу данный факт тоже скрыл. В итоге по результатам рассмотрения нашего представления он был уволен с муниципальной службы, поскольку такие нарушения влекут за собой подобное наказание. Жесткие меры, однако как иначе бороться с коррупцией?
Коммерческие организации заинтересованы принимать на работу тех, кто ранее осуществлял в отношении этих организаций контрольную функцию, так как они хорошо знают свою работу и могут использовать свои связи в интересах этих фирм, причём «забывают» информировать об этом бывших работодателей и получать согласие комиссии об отсутствии конфликта интересов.
Например, при проверке деятельности ООО «Управляющая компания «Вятка Уют» выявлен факт трудоустройства бывшего судебного пристава-исполнителя на должность юриста, в обязанности которого входила работа с кредиторами и со службой судебных приставов, без получения соответствующего согласия комиссии по прежнему месту работы.
По результатам проверки в отношении юридического лица и его директора возбуждены производства по делу об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ, виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа в сумме 70 тыс. рублей. В настоящее время штрафы уплачены управляющей компанией в полном объеме. Бывший судебный пристав-исполнитель в связи с возникшим конфликтом интересов уволен.
Сейчас нами инициирована процедура контроля за расходами одного из служащих государственного учреждения г. Кирова. Женщина приобрела квартиру и машину, но при этом их стоимость значительно превышала совокупный доход семьи за последние три года. Она не отчиталась о расходах, не указала источник возникновения денежных средств. Ее муж занимается коммерческой деятельностью, однако за последние годы почему-то имеет нулевой доход, именно так он отчитывался в налоговую службу. Резонно спросить: а на какие средства они приобрели квартиру и машину?
По результатам проверки мы будем решать вопрос о подготовке искового заявления и об обращении этого имущества в доход государства. Если муж служащей укрывает доходы, направим информацию в налоговую службу, чтобы уже там провели проверку, насколько достоверно он отчитывался о своих доходах за последние годы.
- Но может быть, люди всю сознательную жизнь копили на эту квартиру?
- Да, они так и заявляют. Однако действующее законодательство говорит о том, что госслужащий обязан указать свои доходы и расходы, если они превышают совокупный доход семьи за последние три года. Если помог кто-то из родственников - подтвердить это. А если никто не может ничего подтвердить, отвечайте имуществом.
Уже сложилась судебная практика, когда имущество, которое не указано в справке о доходах, либо имущество, законность приобретения которого госслужащий или члены его семьи подтвердить не могут, обращается в доход государства. Я считаю, это вполне справедливая практика, она позволяет лишить коррупционера незаконно нажитого имущества даже без возбуждения в отношении его уголовного дела, поскольку поймать с поличным на получении взяток бывает трудно. Если хочешь быть государственным или муниципальным служащим, ты должен быть кристально честен, твои доходы должны быть абсолютно публичны. Чтобы каждый знал, насколько обоснованно ты приобретаешь машину, недвижимость или какие-то ценные вещи. Но если твои материальные расходы явно расходятся с твоими доходами - возникают серьезные вопросы для проверки органами прокуратуры.
Подготовил В. СемЁнов.
Окончание в номере "Вятский край. Пятница" за 7 октября.
7 октября 2016 19:44
9 октября 2016 14:01
13 октября 2016 16:39
Оставить свой комментарий
Читайте также
Восстановление пароля
Если Вы забыли пароль, укажите свой Электронный адрес, после чего ждите письмо.