Вряд ли кто-то сомневается в важном значении общественного транспорта для развития городской среды. На федеральном уровне таких точно нет. Не случайно тема совершенствования пассажирских перевозок стала частью нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Тема общественного транспорта всегда была больной для Кировской области. И сегодня она не теряет своей остроты. Поэтому главный вопрос остаётся прежним - поспевает ли развитие данной отрасли за стремительно меняющимся ритмом городской жизни?
2024 год стал значимым для российских регионов. Именно в этот год подошли к завершению многие национальные проекты, а на их месте были сформированы новые, да ещё и с солидной добавкой в виде совершенно новых социальных приоритетов.
Федеральные чиновники и эксперты «подбивают бабки» исполнения прежних нацпроектов и рассказывают, как будет строиться работа в будущем. В числе сфер, которые оказались в поле зрения федералов, оказался и общественный транспорт. О том, что было с ним до 2024 года включительно и что будет в грядущем, рассказала публике «Российская газета».
По словам издания, за пять лет российские регионы получили по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» 13,7 тысячи новых автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов. Больше половины из них - в прошлом году.
В 2024 году, цитирует «РГ» слова министра транспорта РФ Романа Старовойта, «по линии министерства в 70 регионов страны было направлено более 7,7 тысячи единиц подвижного состава - примерно 7,3 тысячи автобусов, 145 троллейбусов, 230 трамваев, 46 электробусов. Например, в декабре в Республику Дагестан поступило 47 автобусов, оборудованных спутниковой навигацией, информационными табло, Wi-Fi. В салоне предусмотрены пандусы и специальные места с креплениями для колясок».
Однако работа по развитию сферы общественного транспорта на этом не заканчивается. Впереди россиян ждут дальнейшие перемены в этой весьма важной отрасли. Так, к 2030-му планируется увеличить долю общественного транспорта со сроком эксплуатации не выше нормативного не менее чем до 85 процентов. По словам первого заместителя министра транспорта РФ Валентина Иванова, для выполнения этой цели необходимо за шесть лет обновить как минимум 33 тысячи транспортных средств.
Ставка при обновлении подвижного состава будет делаться на экологичность и экономическую эффективность приобретаемого транспорта.
По словам председателя комитета по развитию общественного транспорта Российской академии транспорта Сергея Ерёмина, которые приводит «РГ», рост эффективности перевозок (достижение нормативного качества с наименьшими затратами) будет достигаться прежде всего за счёт трамваев и троллейбусов.
Впрочем, электротранспорт в нашей стране и сегодня не забыт. Напротив, Минтранс РФ реализует программу комплексного развития городского электрического транспорта в десяти субъектах Российской Федерации. Программа предусматривает строительство и реконструкцию до 2028 года 620 километров трамвайных путей, 11 депо и 97 тяговых подстанций, поставку 646 трамвайных вагонов, не менее 284 электробусов, установку не менее 100 зарядных станций.
«В городах, где идёт развитие электрического транспорта, за счёт существенного роста производительности труда (один водитель трамвая перевозит до 190 пассажиров, в то время как водитель автобуса - до 38) сокращается дефицит водителей, снижаются непроизводительные эксплуатационные расходы и загрязнение воздуха», - приводит слова эксперта «РГ».
Ну и, наконец, вместе с подвижным составом будет обновляться и система управления общественным транспортом. Внедрение современных ИТ-решений для транспортного планирования и моделирования, включая технологию цифровых двойников, - это техническая основа для устойчивого развития общественного транспорта завтрашнего дня.
А чем может похвастать Кировская область на фоне масштабной работы, которую проводил и проводит федеральный центр? С этим вопросом «Вятский край» обратился в правительство Кировской области.
Как сообщило региональное министерство транспорта, в настоящее время по маршрутам в городе Кирове осуществляют перевозку семь автотранспортных организаций, износ транспортных средств у которых составляет от 30,4 до 78,4 процента.
В рамках мероприятий национального проекта «Безопасные качественные дороги» реализовался инвестиционный проект «Приобретение подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта для последующей передачи в лизинг». По данной программе перевозчиками в 2023 - 2024 годах приобретено 28 автобусов через АО «Государственная транспортная лизинговая компания» для осуществления пассажирских перевозок в городе Кирове.
За счёт специальных казначейских кредитов в 2023 - 2024 годах приобретено 111 автобусов для осуществления пассажирских перевозок в муниципальных образованиях Кировской области.
В целом же в период с 2019 по 2024 год перевозчиками было приобретено 349 автобусов различного класса и марок. Транспортные средства приобретались как за счёт собственных средств предприятий, так и по договорам аренды и договорам лизинга. Так, АО «КировПассажирАвтотранс» приобрело автобусы за счёт средств областного бюджета. Кроме того, 15 троллейбусов из Санкт-Петербурга были переданы в АО «Автотранспортное предприятие» на безвозмездной основе.
А вот будущее развития общественного транспорта в нашей области пока находится в тумане: правительством Кировской области, как пишет минтранс, прорабатываются вопросы по участию в федеральных программах. Кроме того, областные чиновники ждут, когда федеральный центр определится с методическими рекомендациями по программам развития (модернизации) общественного транспорта в субъектах Российской Федерации.
Зато, по словам сотрудников минтранса, вопросы о переводе всего общественного транспорта на электричество и газомоторное топливо правительством Кировской области и администрацией города Кирова не рассматриваются. К тому же, учитывая значительные финансовые затраты, расширение троллейбусной сети в городе Кирове в настоящее время, по мнению минтранса, преждевременно.
Единственные серьёзные подвижки в развитие общественного транспорта может привнести в будущем цифровизация отрасли. Так, «Центральная диспетчерская служба городского пассажирского транспорта» прорабатывает вопрос о необходимости обеспечения не менее 50 процентов подвижного состава, используемого для пассажирских перевозок, датчиками автоматизированной системы мониторинга пассажиропотока.
Данное решение, считают специалисты минтранса, позволяет проводить детальный и эффективный анализ и мониторинг, а впоследствии - оптимизацию работы общественного транспорта, прогнозирование количества пассажиров на рейсе и распределение транспортных средств по маршрутам.
* * *
Нетрудно заметить, что хвастать региональным чиновникам по части развития пассажирских перевозок особо нечем. Ещё раз напомним, что в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в различные регионы страны за прошлый год передано почти восемь тысяч единиц техники, а Кировская область смогла получить за два года лишь 28, да и то в лизинг.
Но даже не это самое главное. Как признаются сами чиновники, у регионального министерства транспорта отсутствует собственная стратегия развития общественного транспорта. Чиновники уповают на то, что Москва за них определит необходимые цели и даст деньги на их реализацию.
К тому же сегодня на региональном уровне закладывается основание для отказа от перевода транспорта на газомоторное топливо и на электротягу.
А что ещё более печально, в минтрансе так и не хотят признать, что общественные перевозки - это не бизнес, а обеспечение нормального развития городской жизни, то есть социальная задача. Хотя федеральный центр говорит об этом без намёков - новый нацпроект так и называется «Инфраструктура для жизни».
Иван ТРОФИМОВ.