Кировская студия детского кино «Обод»: Олег Бурдиков объединяет друзей

КУЛЬТУРА

08 апреля 2019 877 0
На печать

 

Не всякий знает, что за неприметной дверью в доме на улице Дерендяева в Кирове скрывается… студия детского кино «Обод», руководит которой человек увлеченный и неординарный - Олег Бурдиков. Познакомился с ним - и понял: пока есть такие люди на Вятке, ее талантам не иссякнуть! Когда-то он, как и его родители, хотел стать инженером. Но судьба распорядилась по-своему...

 

Недавно маленькая «киноиндустрия» отметила свое 20-летие. И гордиться своими успехами участникам «Обода» (название расшифровывается: «Олег Бурдиков объединяет друзей») можно без ложной скромности: студию сегодня называют флагманом не только кировского, но и российского детского кино. Она - призёр и победитель многочисленных фестивалей в Кирове, в России и за рубежом.

 

О том и рассказывает создатель «Обода» накануне незаметного в календаре праздника - Дня анимации.

 

- Олег Анатольевич, вы в разговоре как-то сразу обронили слово «случайно». Что, действительно, так и сложилось всё?

- Я даже никогда не думал, что начну заниматься кино, анимацией. Тогда, в детстве, многие мои сверстники увлекались фотоделом. Где-то на пыльной полке тоже нашел у отца старенький фотоаппарат. А потом, будучи восьмиклассником, прочитал объявление о наборе в народную киностудию «Реал» при заводе «Маяк». И, что называется, пошло-поехало…

 

- Значит, с фото «завязали»?

- Да, с этим увлечением пришлось расстаться. Когда нас приводили на экскурсии на ГТРК, показывали, как работают в студии дикторы. И это не впечатляло. Хотелось сделать своими руками какой-то фильм - мы же все воспитаны на знаменитых «Ну, погоди!» и т.д. Возможности были небольшие: компьютеры еще не входили в жизнь так напористо.

 

Первый мультик стал… пластилиновым. Да-да! Пластилин, увы, вещь не очень надежная при производстве, быстро плавится. Сюжет простенький - о барабанщике. Возились долго: лепили-лепили, двигали-двигали для каждого кадра. И «герой» просто растаял! А когда в 90-х годах появились компьютеры, открылись другие перспективы.

 

- То есть можно было представить себя настоящим художником-мультипликатором (или аниматором)?

- К слову, об анимации. Это понятие, действительно, при современных технологиях, если можно так сказать, расширило свое значение, от «узкомультяшного» понятия переросло во флеш-анимацию, компьютерную графику. Кстати, рисунки на песке - тоже анимация.

 

 Тогда же шли по пути классическому: 25 картинок в одну секунду - процесс очень скрупулезный, длительный. Фигурки должны двигаться плавненько. Так появились две работы - «Обещание» (на фестивале в Перми получил 1-е место) и «Эксперты» - стал лучшим юмористическим фильмом.

 

- И, как говорится, отсчет пошел (кстати, так назывался ваш первый анимафильм). Чем дальше, тем лучше?

- За первый же год в «Реале» создал пять фильмов, а в то время, из-за сложности процесса при обработке кинопленки, даже один - уже отличный результат. На первом областном конкурсе занял 2-е место с авторской работой «Первый полёт» - о парашютистах. Звуковым сопровождением к ней стала моя песня.

 

А затем - ещё несколько авторских лент: в одной - «Чумак по-вятски» - был оператором и монтажёром (тоже 1-е место на областном кинослёте). Я всегда благодарен учителям-наставникам Евгению Раеву, Александру Лебедеву, Вячеславу Гореву и многим другим...

 

- Один из них - Николай Чернядьев, похоже, определил вам и дальнейшую судьбу в творчестве?

- Да, он руководил «Реалом» и предложил организовать работу с детьми - обучать их киноискусству. Сделали первый набор, сняли первый фильм с детьми. А там - одна за другой - победы на областных, всероссийских фестивалях: «Петербургский экран», «Москва златоглавая», «Лужские кинопосиделки».

 

- Но, работая с детьми, вы все равно искали новое, неизведанное в киноделе. От анимации, как видно, отошли?

- Нет, мы и теперь с ребятами продолжаем создавать анимафильмы, но возможностей для творчества так много, что хочется попробовать все!

 

- Вот-вот! И занялись авангардным кино, хотя я такой вид не приветствую, не понимаю скорее...

- У каждого свои вкусы. Но такое кино более сложное, экспериментальное. Наиболее яркий и успешный эксперимент - «Анима Фантазма», сделанная в соавторстве с Олегом Кириловым и Денисом Городецким, вышла на международный уровень, получила серебряную медаль на самом крупном всемирном кинофестивале непрофессиональных кинематографистов - «Уника». Экспериментальное видеотворчество, зарождающееся детское кино были неоднозначно восприняты и местным киносообществом. Но помогли настоящие асы своего дела - Алексей Оникович Гамбарян, оператор «Ленфильма», Аркадий Леонидович Акатьев, заслуженный оператор России.

 

- «Обод» создавался практически на пустом месте, но позади 20 лет успешного творческого пути. Помните, как все начиналось?

- Первое время мы не имели официального статуса, финансирования, постоянного места, где ребята могли бы собираться, творить и учиться. Тем не менее за два года было создано шесть фильмов, которые завоевали награды более чем на десяти международных фестивалях, в том числе и две золотые медали на «Унике».

 

В 2001 году после скитаний киностудия «Обод» наконец обрела постоянную базу в Доме детского творчества «Вдохновение». Начался новый период. Вместе с учениками создали 23 фильма. Авторская работа Василия Марьинского в 2003 году попала в программу профессионального кинофестиваля социальных программ, а фильм «Случай на орбите» удостоен всевозможных наград кинофестивалей различного уровня.

 

Выпускник киностудии Марк Кривошеин поступил во ВГИК на операторский факультет, где продолжил освоение ремесла. Алексей Кузьмин стал обладателем президентской премии по национальному проекту «Одаренные дети». Влад Малахов создал свою студию «Три кат». За два первых года они завоевали 1-е место на областном кинослёте и на Всероссийском фестивале «Встречи на Вятке» в номинации «Дебют».

 

- Я обратил внимание на масштабные проекты студии. Вот, например, «Кавалеры»…

- Работа над ним длилась полтора года. В постановочных съёмках задействовали более 150 человек. Над фильмом работал весь коллектив студии. И всё, от идеи и сценария, раскадровок, кастингов и до съёмок, монтажа, озвучки и даже записи музыки и исполнения песни, - полностью авторское, придуманное и выполненное ребятами-студийцами.

 

- Вы к тому же организатор фестиваля «Встречи на Вятке». Такой проект оправдывает себя как по-настоящему творческий?

- Нынче он проводился в 16-й раз. Приехали 66 участников из 23 российских регионов. Это стало престижно: все делятся опытом в анимации, кино.

 

- Олег Анатольевич, вы - член жюри различных кинофестивалей детского кино. Скажите, а наше российское кино чем-то отличается от иностранного?

- Конечно! Прежде всего - оно заставляет думать. Оно не «разжевывает» зрителю какие-то жизненные принципы. Кроме того, не нарочито, не навязчиво. И иностранцы ставят нам такой подход как недостаток. Но что поделать: у них своя психология, философия, менталитет.

 

- А кто у нас в области так же активно создает красивые детские фильмы?

- Киностудия «Обод» активно сотрудничает с творческими коллективами Кирова и студиями из других городов. Есть студия «Стоп-кадр» в Юрье (там Наталья Злобина) - они-то как раз продолжают снимать анимационное кино... из пластилина. У них есть прекрасный фильм о туристах - о том, как не надо себя вести на природе. Активно работают энтузиасты в Подосиновце, в Радужном.

 

Актёр театра-студии «Глобус» Александр Давыдов неоднократно снимался в главных ролях в нашем кино. Было снято несколько совместных работ с театром «Рифма» и с театром книги «Зурбаган». Работаем со студией «Спектр» из Пензы, с «Зеркалом» из Тольятти, в городе Чебоксары сняли «Париж здесь», получивший гран-при в Перми. Вместе со студией «Звезда» в Кунгуре сняли «Розы» - первый опыт в жанре драмы.

 

- Вы по-прежнему в творческом поиске. Вот уже год снимаете совсем необычный фильм о космосе.

- Начали его в январе прошлого года (назвали «Через тернии»). В нём впервые освоили современную перспективную технологию рир-проекции - хромакея, точнее, люмкея. Фантастический сюжет, улицы и интерьеры будущего полностью выполнены методом компьютерной графики и компоузинга. Все съемки действующих лиц проходили в студии - таким образом создана атмосфера будущего.

 

- Я посмотрел, впечатлило: в небольшой студии, а как в космическом пространстве…

- Титанический труд. Может, ничуть не уступает тому, что создавали наши советские аниматоры и мастера кино. Просто время мчится вперед, а мы - вслед за ним!

 

Беседу вёл Александр ШИРОКОВ.

Фото из архива Олега Бурдикова и студии «Обод».

 

Справка «ВК»

Олег Бурдиков - почётный работник общего образования Российской Федерации, директор Всероссийского кинофестиваля «Встречи на Вятке», лучший работник по профессии 2009 года Кировской области, победитель областного конкурса «Учитель года Кировской области», призёр российских и 18 международных кинофестивалей. 4-кратный обладатель золотой и серебряной медалей Unica (от Unesco), обладатель золотой медали BDFA (Германского союза непрофессиональных кинематографистов), награждён почётным знаком «За вклад в развитие малого кино», памятной медалью «Киров - город трудовой славы».

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий