История, нанесённая на карту. В Кировском областном краеведческом музее открылась выставка «Всё идёт по плану. Город на картах и схемах»

КУЛЬТУРА

14 февраля 2024 335 0
На печать

 

Кирову в этом году исполняется 650 лет. За эти годы он не раз менял названия. Был сначала Хлыновом, потом Вяткой. Прирастал территорией. Рос вверх. Одевал улицы сначала в брусчатку, а следом в асфальт. Из места ссылки превратился в крупный промышленный центр.

 

Чем могла похвастаться дореволюционная Вятка? Разве что большим числом церквей да ссыльными знаменитостями - Александром Герценом, Михаилом Салтыковым-Щед­риным и Александром Витбергом. А сегодня у нас один из лучших периферийных художественных музеев России, три театра, несколько вузов и т. д. и т. п. Да что там говорить…

 

Выставка «Всё идёт по плану. Город на картах и схемах», которая недавно открылась в Кировском областном краеведческом музее, как раз и призвана показать, как рос и менялся областной центр, как из патриархальной Вятки он стал индустриальным Кировом.

 

 

Яркими пятнами в экспозиции, за которые сразу же цепляется взгляд, стали карта, составленная в 1759 году графом Петром Шуваловым, и проект перепланировки города Хлынова 1784 года.

 

Смотришь на них - и понимаешь, что назвать Хлынов городом в то время можно было лишь с большой натяжкой. А если вспомнить, что приезжавшие сюда из столиц чиновники писали про гуляющий по улицам домашний скот и непролазную грязь, то становится ясно: ничем иным, кроме как местом ссылки, Хлынов быть не мог. Такая глушь надежно изолировала вольнодумцев от «тлетворного влияния Запада». Да еще и улицы, которые расходились вкривь и вкось от останков кремля, застроенные деревянными лачугами.

 

И ведь вот что интересно: за двадцать пять лет после составления шуваловской карты в Хлынове ничего не поменялось. И это хорошо видно на плане города от 1784 года.

 

Зато висящая рядом картина кировского художника Александра Селезенева рисует перед нами другой облик Хлынова. Глядя на него, представляешь, как на фоне бревенчатых башен кремля и воспаряющих вверх, к небу, куполов церквей шествуют былинные богатыри или стрельцы времен Ивана Грозного. Вот только жаль, что город тот существовал лишь в воображении художника.

 

 

В плане соответствия историческим данным гораздо более реалистичным выглядит вид на Хлынов XVII века, написанный в 1930-х годах известным живописцем Алексеем Деньшиным.

 

Большой интерес у тех, кто придет на эту выставку, вероятно, вызовут схемы и фотографии, на которых видно, как менялись в ходе истории отдельные знаковые для города места и здания, к примеру драматический театр. Его эволюция от деревянного теремка, построенного в 1877 году Иваном Нефедьевым и реконструированного в 1909-м архитектором Иваном Чарушиным, до каменного дворца в стиле «сталинский ампир», созданного московскими архитекторами Андреем Буровым и Александром Фёдоровым в 1939-м, показана на авторских чертежах Чарушина и на архивных фотографиях.

 

 

И здесь подлинной «изюминкой» выглядит проект городского театра, который планировали возвести вместо деревянной постройки, от архитектора Ивана Смирнова, датированный 1924 годом. Этот проект не был реализован, но само его появление является свидетельством того, как стремительно после революции 1917 года стал меняться облик губернского центра. И это еще более заметно на фоне демонстрируемого рядом генерального плана застройки Хлебной (ныне Театральной) площади, который составил в 1796 году архитектор Филимон Росляков.

 

На мой взгляд, несомненной находкой организаторов этой выставки стало размещение в числе ее экспонатов нереализованных планов и проектов городской застройки.

 

 

Знает ли кто-нибудь, что на берегу Вятки в районе Вечного огня мог стоять огромный дом Кировского крайисполкома? Я допускаю, что краеведам сей факт, безусловно, известен, но не широкой публике. А ведь перед тем, как его строить, даже конкурс между архитекторами проводился, и на него свои проекты представили Владислав Сергеев и Борис Александров. Сегодня каждый может эти чертежи увидеть на выставке.

 

А знает ли кто-нибудь, что Центральная гостиница могла выглядеть иначе, чем сейчас? Перед её строительством тоже проводился конкурс, на котором проект Ивана Степанова проиграл чарушинскому. И сегодня мы можем, глядя на фасад, который нарисовал Степанов, понять, почему Иван Аполлонович победил.

 

 

Впрочем, на этой выставке можно увидеть не только планы, фото и картины. Там есть также краткая зарисовка о кировском гербе, а кроме того, представлены уникальные геодезические инструменты, которые использовались в прежние времена для составления карт. И эти витрины оживляют экспозицию, делая ее более разнообразной и широкой по охвату материала.

 

Эта выставка, безусловно, будет любопытна тем, кто интересуется историей Кирова. Каждый сможет найти на ней то, чего не знал ранее, а если и знал, то не всегда видел это воочию. Сегодня такой шанс есть. Впрочем, не только сегодня. Экспозиция будет демонстрироваться вплоть до 24 апреля.

 

Сергей СМОЛИН.

Фото автора.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий