«Искусство должно кормить творца». Мастерская молодого кировского художника Сергея Перминова

КУЛЬТУРА

20 февраля 2024 579 0
На печать

 

Мастерская художника - место, которое многое говорит о человеке. У кого-то там полный порядок - мольберты выстроились ровным строем, картины на стенах висят ровно, как по ниточке, кисти и краски занимают строго определенные им места. В подобной обители может творить лишь перфекционист, как по характеру, так и в творческом плане. Вот только такие мастерские скорее исключения из правила. Гораздо чаще приходилось видеть обратные примеры. Что, впрочем, не умаляет творческого потенциала обитателей таких мест.

 

Но мастерская - это также место, где можно наблюдать художника в «естественной среде обитания», поговорить с ним о том, что его волнует, что он думает по тому или иному поводу, какие планы вынашивает в голове.

 

С молодым кировским художником Сергеем Перминовым мы встретились в его мастерской в здании вятского отделения Союза художников России.

 

 

Молодёжный минимализм

 

Сергей Перминов - художник, конечно, молодой, но, как говорят в таких случаях, перспективный. Ему всего 30 лет. Вятское художественное училище им. А.А. Рылова он окончил только девять лет назад. Впрочем, несмотря на столь краткую творческую карьеру, Сергей уже успел поучаствовать во многих выставках. А то, что в 2017 году его приняли в Союз художников России, говорит о признании коллегами его творческих успехов.

 

Мастерскую Сергей делит со своим товарищем Вадимом Русских.

 

- Мы эту мастерскую получили недавно, - заметил Сергей. - Она перешла к нам от Петра Васильевича Серкина, нашего художника-ветерана. Собственными силами сделали ремонт…

 

- То-то я и вижу, что примыкание стен к потолку выполнено неровно…

 

- Это мы просто не дотягивались, - улыбается Сергей. - Впрочем, мы вообще ремонтом не особо заморачивались: здание уже давно собираются ремонтировать. Что ещё будет? Поэтому решили сильно не вкладываться.

 

- Я вижу у вас тут печатный станок. Гравюрой решили заняться?

 

- Точнее, линогравюрой. Пока так, пробуем. Есть только первые оттиски, - и показывает «пробу пера». - Назвали «Древо жизни». На библейскую тему.

 

Тут же за станком на полу стоит несколько картин.

 

- Эти уже купили. Жду, когда заберут, - уточняет Сергей. - А эту антресоль сделали своими силами. Сейчас там храним холсты, рамы, прочую премудрость.

 

В общем, мастерская Перминова «со товарищи» - яркий пример прибежища молодых людей, творческих, увлеченных и в некотором роде пренебрегающих бытом: ни стульев, ни кресел, лишь пара заставленных художественными принадлежностями столов да журнальный столик, используемый для чаепитий. И только новый диван контрастирует с такой минималистической обстановкой, придавая творческой атмосфере привкус домашнего уюта.

 

 

Свой стиль, свой зритель

 

В своей мастерской художник чувствует себя словно рыба в воде, здесь ему родные стены приходят на помощь. Вот и мы с Сергеем Перминовым разговорились о творчестве и о его секретах.

 

- Мне нравится писать пейзажи, - говорит художник. - Впрочем, это вы и сами, наверное, успели заметить, посмотрев на стены. Несмотря на то что этот жанр живописи считается очень традиционным, я пытаюсь найти в нём что-то своё, свой стиль. За десять лет, что я пытаюсь творить, мне, кажется, что-то удалось в этом направлении сделать. Да и зрители мне говорят, что видят нечто новое в моих картинах.

 

Впрочем, «новизна» вятского пейзажа в исполнении Перминова - это не полный разрыв со сложившейся традицией. Как признаётся сам Сергей, он продолжает дело вятских художников, которые писали Киров до него. Многие образы являются «переходящими».

 

- Изобретать велосипед здесь не получится, да это, думаю, и не нужно. А вот свой творческий почерк необходимо иметь. И мне, кажется, удалось его найти.

 

По словам Перминова, критерием оценки мастерства художника всегда выступает зритель. Находит картина отклик в его душе или нет - это говорит о том, смог ли мастер перенести на холст свои чувства и ощущения.

 

Висящие на стенах картины показывают, что Сергей иногда делает попытки перешагнуть через самого себя, через свой стиль, попробовать какие-то новые формы и способы перенесения образов на полотно. Но, как считает сам Перминов, это не всегда находит понимание у его зрителей. Хотя некоторые новинки и приживаются.

 

Вот и линогравюру, первые опыты которой реализуют Сергей с товарищем, тоже можно отнести к попыткам найти что-то новое, попробовать себя на ином поприще. Но разве можно судить молодежь за увлечение чем-то новым, за поиск самого себя? А уж творческую личность осуждать за такое совсем не годится.

 

 

Надо быть востребованным

 

Когда Сергей Перминов заговорил о зрителе, который для художника «критерий истины», невольно вспомнилось, как много было живописцев модных и покупаемых в свое время, но по прошествии нескольких десятков лет признанных посредственными и забытых.

 

- Существует стереотип, что художник должен быть голодным, холодным и грязным, чтобы стать великим, но я считаю, что это не так, - говорит Сергей. - Художник должен быть сытым, обутым, где-то, может, небрежно одетым, и он сделает больше, чем голодный. У него будет мотивация дальше двигаться. Поэтому он должен «продаваться». В наш век без денег не проживёшь.

 

Однако, в погоне за деньгами, за внешним благополучием главное, считает Перминов, - не переступить грань между творчеством и работой на продажу. А она очень тонкая.

 

В то же время, по версии Сергея, заниматься исключительно «чистым творчеством» также нельзя.

 

- Некоторые работают для себя, реализуют какие-то свои задумки, идеи и считают, что это круто, что они достигли мастерства. А зритель почему-то их работы обходит стороной. На мой взгляд, гораздо круче, когда вокруг твоего творчества сложилось общество тех, кто его понимает, кому оно небезразлично и кто готов приобретать твои работы. Настоящее искусство должно кормить своего творца.

 

Сергей Перминов нашел своего зрителя, ценителей его картин. И нашел их здесь, в Кирове. А потому он не горит желанием «ехать покорять Москву».

 

- «Где родился - там и пригодился». Я согласен с этой пословицей. Я потратил десять лет, чтобы по кирпичику сложить тот фундамент, который у меня сейчас есть, и не понимаю, зачем куда-то ехать, чтобы начинать жизнь заново.

 

Сергей СМОЛИН.

Фото автора.

ТЕГИ

Комментарии

0 комментариев

Оставить свой комментарий