Есть место такое в Кирове: улица Тихая, 8. Там располагается отдельный батальон патрульно-постовой службы УМВД России по г. Кирову. У этого подразделения история, проверенная временем, с устоявшимися традициями, с людьми особого склада.
Накануне Дня сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации журналист «ВК» встретился с командиром отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции УМВД России по г. Кирову подполковником полиции Андреем Шабалиным и попросил рассказать о дне сегодняшнем этого подразделения.
- Андрей Николаевич, с полком патрульно-постовой службы в моей журналистской работе связано многое: был в различных рейдах с экипажами, писал о лучших сотрудниках… Смею утверждать: патрульный полицейский давно уже, похоже, перестал быть героем «черных» анекдотов. Или я не прав?
- Согласитесь: когда что-то случится (напали на вас, ограбили, просто обидели грубым словом), первыми, к кому вы обратитесь, станут сотрудники патрульно-постовой службы. Ибо они всегда рядом, в самых людных местах. Безусловно, они должны быстро раскрыть преступление, по горячим следам, уметь общаться с потерпевшим, находящимся в стрессовой ситуации, неплохо знать обслуживаемую территорию и лиц, склонных к криминалу, а еще владеть табельным оружием и боевыми приемами самбо, заниматься профилактикой… Да мало ли задач, которые всегда стоят перед патрульными полицейскими.
- Словом, готовить их надо почти «как в космонавты»?
- Да, почти… А если серьезно, то требования к кандидатам самые строгие. Например, я служил в Кремлевском полку, в учебном подразделении. Мы ходили на экскурсии по всем историческим местам Кремля - такова была специфика подразделения, занимались строевой подготовкой до пота, до кровавых мозолей.
У кремлевцев существовала самодисциплина во всём! Такие качества - собранность, ответственность - пригодились в последующем. Многие из моих сослуживцев продолжают трудиться в правоохранительных структурах. Знаете, никто из них не сбежал из органов, даже в самые трудные 90-е годы, когда люди от недоедания в обморок прямо на плацу падали. Я как пришел в 94-м в ППС, так и служу: начал рядовым-стажером, сейчас - командир. И уходить никуда не собираюсь.
- Первые шаги «на земле» всегда запоминаются, не так ли? А с чего они начались у вас?
- Моим наставником был Владимир Павлович Зайцев, ныне ветеран МВД. Многому у него научился. Участок для дежурства тоже определили беспокойный - у ЦУМа, позже - у «Кировводпроекта». Время было нелегкое: тогда процветали так называемые шапочные преступления. У людей срывали головные уборы прямо на улице. Некоторые, особенно пенсионеры, даже на веревочки их привязывали. Раскрывать требовалось по горячим следам, иначе через 5 - 10 минут преступника уже не найдешь! Помню, как с одним из них, мужчиной крепким, здоровым, пришлось даже побороться в сугробе. Но кремлевская закалка, физподготовка помогли. Это случилось на углу улиц Сурикова и Воровского…
- Что греха таить, в любой структуре есть люди ненадежные. Кадровики и психологи, будь они хоть семи пядей во лбу, тоже порой ошибаются. А всё-таки какие требования предъявляются к нынешним патрульным полицейским?
- Те, кто пришел к нам работать в 90-е годы, теперь уже выходят на заслуженный отдых. Конечно, жаль: это опытные, надежные, профессиональные кадры. Набираем, как и прежде, из районов области (приходят из провинции люди со средним и с высшим образованием). Конечно, это поколение молодых людей, воспитанных на Интернете, гаджетах, смартфонах и так далее. Не обижу, надеюсь, никого из кандидатов, если скажу, что многие из них, увы, даже писать грамотно не умеют: видимо, настолько слабо преподавали русский язык или они изучали его уткнувшись в телефон. А ведь им приходится заполнять множество рапортов, других официальных документов юридического характера.
У кандидатов проверяем, разумеется, все данные о родственниках, об окружении, об увлечениях. В центре психодиагностики УМВД смотрят их пристрастия и наклонности к разного рода психотропным и наркотическим веществам. С молодыми и начинающими сотрудниками работают ветераны нашего подразделения. У нас сильная ветеранская организация, ее возглавляет Андрей Михайлович Патрин. Наши ветераны присутствуют на принятии присяги, вручении табельного оружия. Немалую помощь оказывают и ребята, побывавшие в Северо-Кавказском регионе.
- Оказывается, ребята и теперь находятся на Северном Кавказе?
- Да, одиннадцать сотрудников патрульно-постовой службы выполняют задачи по охране общественного порядка на КПП в Шалинском районе Чечни - одном из самых беспокойных регионов этой кавказской республики.
- В числе последних командировок - чемпионат мира по футболу, который проходил летом в одиннадцати городах России.
- Я был заместителем командира подразделения, нес службу в Казани. Перед этим событием с нами проводили многочисленные занятия, инструктажи: как вести себя с иностранными гостями, болельщиками. Разговаривать на английском не все умели - обращались за помощью к прохожим, где-то объясняли жестами, помогал минимум практики. Но атмосфера была очень дружелюбная, никаких серьезных происшествий не допустили. По крайней мере - точно знаю! - после общения с вятскими полицейскими у многих гостей чемпионата убеждение в том, что в России по улицам медведи ходят, исчезало. Наши ребята - и это подчеркивали все вышестоящие начальники, организаторы чемпионата! - самые тактичные, вежливые и коммуникабельные.
- Ваш папа тоже служил в элитном подразделении - дивизии имени Дзержинского, вы - в Кремлевском полку. Срочная служба помогла в вашем становлении в органах внутренних дел?
- Безусловно! Прежде всего - научила дисциплинированности, ответственности, умению не теряться в сложных ситуациях (а в рабочих буднях инспекторов патрульно-постовой службы их возникает немало). Этому учим и молодых ребят.
- Кстати, со временем меняются и правонарушители. С какими преступлениями чаще сталкиваются полицейские сейчас?
- Как тенденция нашего времени - кражи из супермаркетов. Их стало больше: люди беднеют, «под полой» не прочь вынести из магазина любые продукты питания. А торговые работники экономят на охране себе же в убыток.
Нарушители стали чаще оскорблять стражей порядка. Порой задерживаешь за какое-либо административное правонарушение, а человек, распоясавшись, начинает оскорблять сотрудника при исполнении служебных обязанностей. Зарабатывает срок… Зачем?
- В отдельном батальоне ППС есть и два инспектора-женщины. Двадцать с лишним лет назад о единственной тогда женщине-инспекторе, ныне ветеране Людмиле Шибановой (ее знал весь город, дежурила с собакой у филармонии), писал материал. Наверно, женщины идут на службу в ППС неохотно: работа-то не для слабого пола?
– У нас их две: Светлана Антипина, дежурит на маршруте в Ленинском районе (кстати, дочь бывшего командира полка ППС Николая Шубина), и Наталья Иванова (в Первомайском районе). Замечательные сотрудницы! Но, сами понимаете, служба наша не из легких, и мы при отборе кандидатов стараемся все-таки принимать мужчин. Увы. А милых дам будем по-прежнему беречь и носить на руках!
Справка «ВК»
Андрей Шабалин родился в д. Спицыны Котельничского района. Окончил Кировский сельхозтехникум, позже - Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по специальности «Юриспруденция». Несколько раз был в командировках в Северо-Кавказском регионе. Имеет государственные награды, в том числе медали ордена «За заслуги перед Отечеством» 1-й и 2-й степеней, медаль «За отвагу», медаль «За отличие в охране общественного порядка», медали МВД России «За отличие в службе», «За доблесть в службе», «За безупречную службу в МВД» и др. Работу в ППС начал стажером, затем стал командиром отделения, взвода, батальона, заместителем командира полка. Женат, воспитывает сына - Тимофея.
Из будней сотрудников отдельного батальона ППС полиции УМВД
России по г. Кирову
• На одного гражданина на ул. Комсомольской напали неизвестные. Отрабатывая ориентировку, наряд полиции по маршруту патрулирования заметил схожего по приметам молодого человека, который при виде полицейских пытался скрыться. У задержанного изъяли нож, которым он и пригрозил потерпевшему. За образцовое выполнение служебных обязанностей старший сержант полиции Иван Нелюбин и стажер Максим Зырянов поощрены денежной премией.
• Инспектор батальона ППС Вячеслав Семеновых и полицейский-водитель Алексей Кудесников обратили внимание на трех молодых людей, переносивших объемные пакеты. Те же, увидев наряд ППС, попытались скрыться. Когда их задержали на ул. Свободы, выяснилось, что в пакетах находилось мороженое, похищенное из помещения летнего кафе.
• Наряд патрульных полицейских прибыл по вызову в одну из квартир на ул. Пролетарской, где, по словам их вызвавших, разразился скандал. Хозяина ранили в живот. Вскоре полицейские установили местонахождение подозреваемого. Его задержали. Сотрудников отдельного батальона ППС поощрили.
Справка «ВК»
Еще в 20-х годах прошлого столетия в Вятке создали кавалерийский взвод для несения наружной службы в городе. Он дислоцировался на ул. Герцена, 3, у личного состава имелось на вооружении 30 сабель. В 1957 году конная милиция стала моторизованной: сотрудники пересели на 3 автомобиля и 14 мотоциклов. Базировалось подразделение на ул. Коммуны, 29. В мае 1965-го приказом МВД СССР создали оперативный дивизион из 120 человек. Имелось 2 мотоциклетных взвода, автовзвод и подразделение милиционеров-кинологов.
Затем подразделение ППС не раз меняло свои названия, многие из наиболее подготовленных сотрудников перешли в ОМОН и там стали его ядром. В основном же личный состав ППС (первый командир - Александр Ефимов) был неизменным. Такими же профессионалами остаются сотрудники и поныне. Среди них - немало тех, кто имеет государственные награды, в том числе за участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. Всего за годы существования подразделения ППС три стража порядка получили ордена, 265 - медали.
При исполнении служебных заданий погибли: Юрий Калиногорский, майор милиции (1 апреля 1997 г.), Сергей Слободчиков, старший сержант милиции (2 июля 2002 г.), Руслан Носков, сержант милиции (13 декабря 2012 г.), Василий Шумихин, сержант полиции (19 января 2015 г.).
Беседу вёл Александр ШИРОКОВ
Фото автора.