О том, насколько важным для населения России является состояние путей сообщения, говорит тот факт, что федеральная дорожная программа включена в приоритетный национальный проект «Инфраструктура для жизни».
Таким образом, федеральное руководство рассматривает улучшение состояния дорог как часть системного вопроса - повышения качества жизни российских граждан.
Качество дорог не оставляет равнодушными и жителей Кировской области. Как показала последняя прямая линия с губернатором Кировской области, у населения много претензий к тому, в каком состоянии находятся трассы как внутри отдельных населённых пунктов, так и между таковыми. Вот только региональное руководство не спешит исправлять ситуацию кардинально, предпочитая решать проблемы точечно.
Правительство Кировской области, сформированное после сентября 2022 года, одной из первых приняло пятилетнюю программу дорожного строительства под названием «Развитие транспортной инфраструктуры Кировской области на 2023 - 2027 годы». По задумке нового (на тот момент) главы региона, этот документ должен был содержать «амбициозные цели и задачи». Однако, как писал в марте 2023 года «Вятский край», в разговорах об этой программе было много гигантомании и популизма, но в самом документе дорожные планы выглядят весьма скромно.
Во-первых, темпы доведения качества дорог до нормативного состояния заложены в данной программе весьма умеренные. Исключение составляют только пути сообщения в Кировской городской агломерации, включающей в себя, помимо областного центра, Кирово-Чепецк и Слободской.
Во-вторых, в этой пятилетней программе акцент сделан на опережающем ремонте региональных дорог, которые составляют по своей протяжённости немногим более десятой части всех имеющихся путей сообщения.
Содержание местных дорог (хотя их в десять раз больше) финансируется из Дорожного фонда по остаточному принципу. Поэтому неслучайно спустя два года после утверждения «дорожной пятилетки» претензий у населения к состоянию местных трасс стало не меньше, а больше.
Впрочем, здравый смысл всё же не окончательно покинул головы региональных чиновников, а потому губернатор запустил в области целевую программу по ремонту местных дорог под названием «Дорожный миллиард». И вот уже два года в рамках этой программы на конкурсной основе муниципалитеты имеют возможность приводить в порядок те улицы и дороги, за которые голосует население.
Идею с созданием программы «Дорожный миллиард» признают удачной все - и население вятских городов и весей, и муниципальные чиновники, и само областное руководство. Поэтому неслучайно на прямой линии губернатор заявил, что в связи с популярностью данной программы её финансирование будет увеличено. Правда, не сказал, на какую сумму.
«Дорожный миллиард» - нужный и востребованный проект. Однако и он не лишён недостатков и упущений, которые региональные чиновники не торопятся исправлять. Об этом бюрократической братии напомнила Контрольно-счётная палата Кировской области (КСП).
Региональное контрольное ведомство провело проверку реализации мероприятий в рамках проекта «Дорожный миллиард» за два года его существования, то есть за 2023 и 2024 годы.
Как пишут аудиторы КСП, за два года на приведение в порядок муниципальных путей сообщения по данной программе было выделено почти два миллиарда рублей. За эти деньги были выполнены работы на 317 объектах в 42 районах и округах. Общая протяжённость объектов ремонтных работ составила 233,3 километра.
В основном работы проведены на автодорогах, имеющих социальную значимость: обеспечивающих подъезды к объектам образования, здравоохранения, культуры, спорта, торговли, жилым домам; на них функционируют пассажирские рейсовые и школьные автобусные маршруты. В ряде муниципалитетов выполнены требования судов о приведении участков дорог в нормативное состояние.
Однако, указав на положительный в общем и целом итог, КСП заметила, что нормативная база по реализации «Дорожного миллиарда» оставляет желать лучшего. В частности, в ней «недостаточно конкретизированы требования к формированию перечня объектов, выносимого на опрос-голосование. В опросных листах отсутствовали однозначные характеристики дорог (точное месторасположение, протяжённость, планируемые виды и объёмы работ, их сметная стоимость и др.)».
Как результат - выполненные по объектам «Дорожного миллиарда» работы не всегда в полной мере соответствовали выбору граждан. Несоответствие, в частности, выражалось в том, что иногда протяжённость отремонтированных дорог не совпадала с указанной в опросных листах. Либо в опросных листах протяжённость объекта ремонта не указывалась, что предполагало, по мнению граждан, ремонт всей дороги, а не её отдельного участка.
Кроме того, по объектам «Дорожного миллиарда», как и по другим направлениям дорожной деятельности на муниципальном уровне, в 41 проценте муниципальных образований выявлено 31 несоблюдение подрядными организациями договорных условий в части сроков выполнения работ. При этом средний период просрочки - более 32 дней.
Есть также недоработки со стороны муниципальных чиновников, которые принимают выполненные работы, оформляют необходимую документацию, а в отдельных случаях и ведут претензионную работу.
По итогам проверки КСП рекомендует министерству транспорта организовать эффективное методическое сопровождение органов местного самоуправления в части планирования дорожной деятельности и приёмки дорожных работ. А органам местного самоуправления предложено совместно с КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» усилить контроль за ходом выполнения и приёмкой работ по объектам «Дорожного миллиарда».
Кроме того, министерству транспорта также рекомендовано разработать требования к перечню автодорог, выносимому на голосование граждан, который обеспечит объективную и однозначную характеристику объектов голосования.
Недочёты при организации голосования в рамках отбора дорог по проекту «Дорожный миллиард» отметили и жители области, задавая вопросы губернатору на прямой линии.
Так, жители поселка Васькино Киров-Чепецкого района никак не могут добиться, чтобы дорога в их населённый пункт была полностью приведена в порядок. О плохом её состоянии граждане рассказали зампреду областного правительства Алексею Жердеву, и тот пообещал решить проблему. Однако выполнил своё обещание чиновник лишь частично. А оставшуюся часть дороги посоветовал отремонтировать в рамках проекта «Дорожный миллиард». Но жители этого небольшого посёлка считают, что выиграть конкурс они не смогут из-за несовершенства системы голосования.
«В 2023 году за дорогу в посёлок Васькино проголосовало порядка 500 человек, что превышает активность жителей на 300 процентов, - пишут жители Васькино. - А победило направление с количеством проживающих более 3000, набрав в голосовании 560 голосов, что равно чуть больше 20 процентов активных жителей. В связи с этим нами был получен ответ от администрации Кирово-Чепецкого района о том, что пересмотр системы определения победителей с учётом количества проживающих в конкретном населённом пункте, а не просто по количеству голосов, невозможен, а при текущей системе подведения итогов народного голосования любой из малых населённых пунктов просто не имеет никаких шансов на победу».
Кстати, дорога для живущих в Васькино имеет жизненно важное значение. У них в посёлке даже магазина нет, так как предприниматели не идут туда из-за трудностей с доставкой товаров. Поэтому обращение к первому лицу области стало последним шансом для людей решить данную проблему. А сколько ещё в нашей области населённых пунктов типа Васькино?
Так что правительству области, если оно не хочет получить очередное ЧП с отрезанным от «большой земли» посёлком, следовало бы для начала пересмотреть правила отбора дорог для ремонта в рамках «Дорожного миллиарда». А ещё лучше было бы для чиновников внести существенные поправки в пятилетнюю дорожную программу, после чего местным дорогам было бы уделено не меньшее внимание, чем региональным.
Иван ТРОФИМОВ.