Министерство сельского хозяйства РФ меняет порядок субсидирования отрасли, сообщила «Российская газета» со ссылкой на источники в Минсельхозе. С 2024 года объединяются компенсирующая и стимулирующая субсидии.
- По сути, идея стимулирующей субсидии была увеличить производство продукции. Но на сегодня мы практически выполнили по всем направлениям продовольственную безопасность, а по некоторым - перевыполнили. Поэтому принято решение, что с 2024 года мы объединяем эти две субсидии, убирая стимулирование. Наша задача уже сохранить и поддержать производство, а не стимулировать, - рассказала замминистра сельского хозяйства Елена Фастова.
Что изменится и как это скажется на аграриях нашей области, разбирался «Вятский край».
Приоритеты прежние
До их объединения было два вида субсидий для сельхозтоваропроизводителей. Первая предполагала поддержку производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, вторая - стимулирование развития приоритетных подотраслей АПК и развитие малых форм хозяйствования. Проще говоря, компенсирующую субсидию давали на поддержку достигнутых показателей на голову скота, на гектар, на тонну, а стимулирующую - на развитие отраслей, которые регионы выбрали для себя приоритетными.
Сегодня оба вида субсидий объединили, и новая, единая, субсидия будет работать по 12 направлениям. К ним относятся: проведение агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельхозпроизводства, а также повышение плодородия и качества почв; элитное семеноводство; племенное животноводство; традиционные для субъектов РФ подотрасли сельского хозяйства, включая северное оленеводство; производство льна-долгунца и (или) технической конопли; производство продукции плодово-ягодных насаждений, включая посадочный материал, закладку и уход за многолетними насаждениями, за исключением закладки и ухода за виноградниками; производство молока; развитие мясного скотоводства; развитие овцеводства и козоводства; глубокая переработка зерна и переработка молока крупного рогатого скота, козьего и овечьего на пищевую продукцию; развитие малых форм хозяйствования, а также сельскохозяйственное страхование.
Несмотря на то что «объединенная» субсидия будет работать по 12 вышеуказанным направлениям, для каждого субъекта РФ она будет рассчитываться лишь по восьми направлениям, из которых пять будут обязательными для всех, а три - по выбору региональной власти.
В обязательном порядке федеральное правительство поддержит: проведение агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельхозпроизводства, а также повышение плодородия и качества почв; элитное семеноводство и (или) приобретение семян, произведенных в рамках федеральной научно-технической программы; племенное животноводство; развитие малых форм хозяйствования; сельскохозяйственное страхование.
Уже известно, сколько на 2024 год в рамках «объединенной» субсидии выделяется средств на отдельные направления. Так, производство молока просубсидируют в размере 14,3 млрд рублей, племенное животноводство - 7,6 миллиарда, развитие малых форм хозяйствования - 5,6 млрд рублей.
В целом же основной объем средств федерального бюджета будет направлен на поддержку льготного кредитования, приоритетных направлений АПК и развитие малых форм хозяйствования, развитие сельских территорий, в том числе на сельскую ипотеку, а также на развитие мелиоративного комплекса, пояснили в Минсельхозе.
Господдержка даёт результат
В Кировской области, так уж сложилось в последние десятилетия, приоритетным направлением развития сельского хозяйства является молочное животноводство. Из сказанного выше нетрудно сделать вывод, что эта аграрная подотрасль по-прежнему будет поддерживаться на федеральном уровне. И объем финансирования ее будет самым большим по сравнению с другими.
В 2023 году в рамках государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса» аграрии Кировской области получили 3,4 млрд рублей из бюджетов разных уровней.
Грамотное использование государственной поддержки позволило хозяйствам Кировской области достичь значительных результатов. Так, по итогам 2023 года объем производства продукции сельского хозяйства оценивается в размере порядка 70 млрд рублей. Производство сырого молока достигло 819 тысяч тонн. Сельхозтоваропроизводители региона собрали 803 тысячи тонн зерновых, зернобобовых и масличных культур в бункерном весе. Кроме того, было выращено картофеля и овощей 152 тысячи тонн.
За год сельскохозяйственными предприятиями в оборот было возвращено 3,4 тысячи гектаров неиспользуемой пашни. Кстати, эти работы также субсидировались на федеральном уровне.
Обновился за год и технический парк. Аграриями приобретено 716 единиц техники на три миллиарда рублей.
В 2023 году общий объем инвестиций в АПК составил более 6,5 млрд рублей. Введены в эксплуатацию три роботизированные молочные фермы, построены телятники, а также зерносушильные объекты. Продолжается реализация проектов по строительству сельскохозяйственных объектов.
В рамках программы «Комплексное развитие сельских территорий Кировской области» реализовано 420 проектов по благоустройству. В течение года также строились объекты инженерной инфраструктуры и приводились в нормативное состояние дороги. Всего отремонтировано 38,5 километра.
Не стоят на месте и малые формы хозяйствования на селе - крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Первых насчитывается 449, вторых - 164.
В целях стимулирования снабженческо-сбытовой деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов по закупу и реализации молока и мяса крупного рогатого скота, производимых малыми формами хозяйствования, а также повышения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии малых форм хозяйствования муниципального образования из областного бюджета предоставлены субсидии в сумме 73 тысяч рублей.
На развитие крестьянских (фермерских) хозяйств направлены новые виды государственной поддержки по предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм и на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, включая бытовое обустройство начинающих фермеров. Реализация указанных направлений начнется во втором полугодии 2024-го.
Ничего не изменится
Как можно понять из вышесказанного и вышеперечисленного, субъекты аграрной отрасли, которые в Кировской области ранее получали государственные субсидии, остались прежними, да и направления, которые ранее поддерживались, почти не изменились.
О том, что вятским аграриям объединение субсидий на федеральном уровне не принесет никаких перемен, говорят и в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Кировской области.
- Произошло укрупнение нескольких субсидий, - прокомментировала новшество заместитель министра сельского хозяйства региона Ирина Головкова. - Если раньше были компенсирующая и стимулирующая субсидии, то сейчас - единая. Больше ничего не изменилось. Для наших сельхозтоваропроизводителей ничего не переменится. Всё как было, так и останется. Такое объединение скажется лишь на органах исполнительной власти, то есть на работе нашего министерства.
Не избавит федеральное новшество и от проблем аграрной отрасли. В прошедшем году мы наблюдали последствия имеющихся дисбалансов в ее развитии, которые нашли выражение в снижении закупочных цен на зерно и сырое молоко.
Не поможет объединение субсидий решить и кадровую проблему. Вариантом её преодоления могло бы стать технологическое перевооружение молочного животноводства, то есть переход на роботизированные фермы с беспривязным содержанием животных. На таких фермах в разы снижается потребность в рабочих руках. Вот только господдержка на это направление не предусмотрена в каких-либо значимых объёмах.
Хотелось бы, конечно, увидеть и субсидии на расширение и строительство новых мощностей по переработке молока. Но их также нет. Ведь треть вятского молока вывозится за пределы региона, хотя оно могло бы перерабатываться здесь. А правительство Кировской области пока безуспешно пытается найти инвесторов, которые взялись бы построить у нас крупный молокоперерабатывающий комбинат. И складывается впечатление, что региональные чиновники готовы еще очень долго сидеть «в ожидании Годо», то есть доброго «дяди-инвестора», вместо того чтобы использовать формы государственно-частного партнерства или прямых бюджетных инвестиций.
Сергей СМОЛИН.