ЖКХ в России - проблема того же уровня, что дороги. Но если на последние в течение семи прошедших лет выделялось очень много бюджетных денег, то о бедственном состоянии коммунального хозяйства заговорили совсем недавно.
Коммунальные сети тепло- и водоснабжения, а также водоотведения в постсоветский период попали на правах собственности или аренды (концессии) в руки «эффективных частных собственников». Но частники не спешили вкладывать средства в модернизацию сетевого хозяйства и оборудования, предпочитая получать плату с населения без «лишних» затрат. Но продолжаться долго такая история не могла - всё когда-нибудь кончается. Вот и построенные при СССР сети исчерпали свой запас прочности, а вслед за этим пошла нарастающая волна аварий и сбоев.
Когда коммунальные неурядицы стали охватывать сразу по несколько регионов за один сезон, на бедствие обратила внимание Москва. В результате появился национальный проект «Инфраструктура для жизни», составной частью которого стала модернизация ЖКХ.
Вот и в Кировской области состояние ЖКХ стало предметом внимания власти. Даже 2025 год объявлен в регионе Годом ЖКХ. А ещё областное министерство энергетики и ЖКХ разработало программу модернизации коммунального хозяйства области до 2030 года. Недавно её на заседании промышленного комитета Законодательного собрания Кировской области представил депутатам министр энергетики и ЖКХ Владимир Климентовский.
Нельзя сказать, что наша область в плане состояния сетевого коммунального хозяйства значительно хуже других регионов страны. Утверждать так нельзя хотя бы потому, что никто и никогда таких рейтингов не составлял и оные не публиковал. Впрочем, мы и без рейтингов можем вполне обойтись. О состоянии вятского ЖКХ нам говорят замерзающие города и посёлки, типа Котельнича и опаринской Зари, многомесячные отключения горячей воды в кировских многоэтажках, утопающие в фекалиях многоквартирные дома посёлка Аркуль Нолинского района и прочая и прочая…
По словам того же Климентовского, для модернизации коммунального хозяйства области с учётом потребностей территорий нужно 42 млрд рублей на пять лет, то есть по 8,4 млрд в год. Много это или мало? Всё познаётся в сравнении. А для сравнения возьмём сумму собственных доходов регионального бюджета в 2024 году. Они составили 21,5 млрд рублей. Может ли область позволить себе тратить больше трети этой суммы на ЖКХ? Вопрос риторический.
Как же тогда профильное министерство собирается выправлять ситуацию? Какие мероприятия по улучшению коммуналки в грядущую пятилетку будут реализованы? И сколько денег на всё это будет потрачено?
Как сказал Климентовский, деньги на модернизацию ЖКХ будут поступать из трёх источников. Во-первых, это средства, которые выделены региону в рамках федерального проекта «Модернизация коммунальной инфраструктуры». Они составляют 436 млн рублей на 2025 год. При том что область должна вложить 225,5 миллиона в качестве софинансирования.
Этого хватит на перекладку 20 километров сетей теплоснабжения и 35 километров сетей водоснабжения. Последние охватят в основном пригороды Кирова (Дороничи, Лянгасово, Бахту и др.)
К слову, через три года, в 2027 году, сумма, потраченная в рамках данного федерального проекта, вырастет до 900 с лишним миллионов, включая областное софинансирование.
Во-вторых, областное правительство намерено взять специальный казначейский кредит в размере 773 млн рублей, которые пойдут на строительство в Кирсе новой котельной, работающей на торфе, и переделку котельной в пос. Юбилейном (Котельничский район) под использование щепы. Предполагается, что частники также вложат в эти котельные средства в размере 241 млн рублей.
В-третьих, муниципалитеты будут получать целевые субсидии из областного бюджета на подготовку коммунального хозяйства к отопительному сезону. В 2025 году они составят 264,5 млн рублей. Думается, никому не нужно объяснять, на что будут потрачены эти областные деньги.
В-четвёртых, в области в 2025 году будут реализованы 18 инвестиционных программ в сфере водоснабжения и водоотведения на общую сумму свыше 6,8 млрд рублей.
В зоне особого внимания по части совершенствования коммунальной инфраструктуры, согласно решению региональной власти, окажутся три района области - Вятскополянский, Котельничский и Омутнинский, а также города Котельнич и Вятские Поляны.
Особой строчкой в планах коммунального ведомства идёт перевод имеющихся котельных на газ и строительство таковых в отдельных районах области. Так, в 2025 году будет построена газовая котельная в кировском микрорайоне Деповской, а в 2026 году их возведут в Слободском районе.
В целом же в текущем году планируется перевести на газ не менее 22 котельных. Однако, как заметил министр энергетики и ЖКХ, по восьми из них нет ясности с источниками финансирования.
На 2025 год, как сообщил Климентовский, также запланированы работы по газификации десяти населённых пунктов, для чего необходимо построить семь межпоселковых (63 км) и десять внутрипоселковых газопроводов (39 км) общей протяжённостью 102 км. В результате будут обеспечены природным газом 682 домовладения в Оричевском (деревни Рай, Сергеевы, Замятины, Таборы, Улановы, Смирновы), Белохолуницком (посёлок Климковка и деревня Федосята), Зуевском (деревня Мусихи), Нолинском (деревня Хмелевка) районах.
Но в этом году газ ещё не придёт в южные районы области (Лебяжье, Советск, Тужа, Пижанка, Санчурск, Кикнур, Арбаж, Яранск и Кильмезь). Нынче завершится только проектирование газопроводов к этим населённым пунктам.
Перевод котельных в этих районах на газ, как заметил Климентовский, произойдёт в лучшем случае в 2028 году.
Процесс модернизации ЖКХ области тормозится высоким уровнем задолженности населения за поставленные тепло и воду. Долги составляют свыше четырёх с половиной миллиардов рублей. Но ситуация, как заметил министр, постепенно выправляется. Управляющие компании также задолжали поставщикам коммунальных услуг, но данная сумма меньше - два млрд рублей.
Но не только долги тормозят развитие отрасли. Как сказал Климентовский, сказывается и дефицит квалифицированных кадров. В службу занятости поданы заявки на замещение более 800 вакансий.
Однако депутаты Законодательного собрания поставили под сомнение планы и выводы министра энергетики и ЖКХ. И для такого недоверия есть основания. По словам Владимира Понарьева (фракция ЛДПР), в 2024 году на газ переведена только одна котельная из десяти запланированных. И где гарантия, что минэнерго сможет выполнить план в этом году? Её нет.
К тому же, по словам депутата Дмитрия Русских, темпы модернизации котельных не позволят в ближайшие годы вывести этот сегмент коммунального хозяйства из кризиса. За три года обновление коснётся только восьми котельных из почти тысячи имеющихся. Тогда как 90 процентов данных тепловых пунктов, по данным депутата, уже сейчас нуждаются в реконструкции.
Не всё так просто, отметил Дмитрий Русских, и с ликвидацией задолженности граждан перед ресурсоснабжающими организациями. Долги не только не уменьшаются, но растут. И виной тому ежегодный рост коммунальных платежей, опережающий рост реальных доходов населения. Например, в Слободском долги перед теплоэнергетиками растут ежегодно на три - пять процентов.
По версии депутата, министерство энергетики и ЖКХ не сможет вывести коммунальное хозяйство области из кризиса, так как предложенная им программа касается устранения отдельных недостатков, а не системных перемен в управлении отраслью.
Критический настрой оппозиционных депутатов поддержал даже депутат-единоросс Игорь Бибиков. Он отметил, что провозглашённый Год ЖКХ в Кировской области так и остался пустым заявлением, за которым нет никакой нормативной базы и реальных планов по его проведению.
Иван ТРОФИМОВ.