Человек, владеющий искусством фотографии, - творец. Он способен запечатлеть момент, сохранив о нём воспоминания в своём снимке.
В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения фотохудожника, фотокорреспондента, мастера фотомонтажа Алексея Перевощикова. Долгое время Алексей Михайлович работал в Кирово-Чепецке. В 2025 году городу исполняется 70 лет.
В честь юбилея фотохудожника и города, в котором он проработал большую часть жизни, в Кировском областном краеведческом музее имени П.В. Алабина открылась выставка «Фотоискусство до фотошопа» (0+), рассказывающая о творческом пути Перевощикова.
Алексей Перевощиков родился 24 февраля 1905 года в селе Усть-Чепца Вятского уезда и губернии. В юношеские годы Алексей, один из первых комсомольцев села, мечтал стать живописцем и уверенно шёл к осуществлению этой мечты. Окончив школу в 1923 году, Перевощиков переехал в Вятку, где стал работать в клубе спичечной фабрики «Красная звезда». В 1926 году он становится студентом Вятского художественно-промышленного техникума. В то же время увлекается фотографией и знакомится с Сергеем Александровичем Лобовиковым, знаменитым фотохудожником-реалистом. Встреча с Лобовиковым сильно повлияла на будущее молодого фотографа. Он осознал важность своего дела и уже не думал сворачивать с пути. «Общаясь тогда с Сергеем Александровичем, Алексей Михайлович увидел, как человек может быть увлечён своим делом. Он понял, что фотография может быть на уровне живописи», - рассказывает куратор выставки, лектор-экскурсовод Юрий Кислицын.
В 1933 году Перевощикова приглашают фотографом в штат редакции газеты «Вятская правда». За девять лет работы он побывал во многих городах и сёлах Кировской области. Снимал для газеты деревенских тружеников, седовласых стариков, забавную детвору и, конечно, вятские пейзажи. Публиковались на страницах «Вятской правды» его снимки и со строительства Кирово-Чепецкой ТЭЦ - важнейшей в то время для вятского края стройки.
Во время Великой Отечественной войны Перевощикова призвали в ряды Красной армии. Он служил фотографом в военно-морском госпитале, эвакуированном в Кировскую область из блокадного Ленинграда. Фотографии, отснятые в госпитале, не сохранились. К тому же сам Алексей Михайлович не очень любил распространяться о том, что там происходило. После снятия блокады фотограф вместе с госпиталем вернулся в Ленинград, где закончил службу в октябре 1945-го. В ноябре того же года он стал фотокорреспондентом Ленинградского отделения ТАСС. Но проработал в этой должности недолго. Возвратившись в Кирово-Чепецк, стал работать фотографом на местной ТЭЦ.
Художественной фотографией Перевощиков увлёкся в 1950-х годах. Первый значительный успех пришёл к нему в 1956 году после участия во Всесоюзной фотовыставке в Ленинграде. За 29 снимков он получил три диплома и три премии. Успешно участвовал Алексей Михайлович во всесоюзных и зарубежных выставках. В 70-е годы Агентство печати и новостей приобретает у Перевощикова большое количество фотографий и отправляет их на выставки в Англию, Францию, Швецию, Грецию, Японию, в страны арабского мира.
Профессиональная деятельность фотографа сопровождалась не только взлётами, но и падениями. Его снимки подвергались критике, но её он воспринимал как толчок к изучению новых техник и видов монтажа. Он не боялся экспериментировать.
Интересно, что первая версия популярной программы Photoshop появилась за год до смерти Перевощикова - в 1987 году. Автором фоторедактора стал студент Мичиганского университета Томас Нолл. «Перевощиков не успел освоить приложения для обработки фотографий, но если бы была такая возможность, то у него бы точно всё получилось», - говорит экскурсовод.
Будучи уже пожилым человеком, Алексей Михайлович начал делать портреты. Он говорил, что создание портретов отлично подходит для тех, кто уже не может ходить по лесам и полям, запечатлевая красоту природы.
На выставке «Фотоискусство до фотошопа» представлено около 60 работ мастера. Тематику экспозиции, как отмечает экскурсовод, выбрали очень быстро. Выставка посвящена временам года.
На чёрно-белых фотографиях застыло время. Зима тогда была по-особенному чудесной. Словно укрытые пуховым белоснежным одеялом, стоят величественные деревья. Спит вся природа, и лишь луна освещает окрестность. Алексей Перевощиков мог поймать уходящий момент. Наверное, за это умение его так уважают и любят по сей день. «Великие мастера, такие как Перевощиков, учат нас видеть мир шире, глубже и тоньше. Они показывают нам красоту обыденного, силу эмоций и важность памяти», - пишет на своей странице в соцсети поклонница творчества Алексея Михайловича из Кирово-Чепецка.
Каждый снимок фотографа напоминает разговор о сокровенном. Он будто бы заглядывает в мир, куда ещё не ступала нога человека. На одном кадре гуси летят косяком на юг. Вглядываешься в фотографию и будто бы слышишь, как эти птицы гогочут, торопятся, а позади них восходит солнце.
«У вас есть любимый снимок?» - спросила я у куратора выставки. Он отвёл меня к фотографии «Весеннее утро на реке Моломе». У героев снимка не разглядеть лиц, но отчётливо прорисовываются силуэты, уплывающие навстречу приключениям. «Весна - это всегда надежда на что-то новое. Мне нравится снимок тем, что на нём отображено некое начало. Начало дня, пробуждающейся весны», - поделился мыслями экскурсовод.
Алексей Михайлович Перевощиков прожил сложную, но интересную жизнь. В своей книге «Осколки мысли» он писал: «Мои фотографии самые современные, только они оказались несвоевременными. Видимо, я забежал вперёд, ибо того, что я наделал, позади нет». Человек с огромным сердцем и талантом видеть и чувствовать внёс свой вклад в развитие фотоискусства. Он до конца жизни прославлял вятскую землю, искренне любив родные края.
Увидеть работы фотохудожника можно в Кировском краеведческом музее имени П.В. Алабина. Выставка «Фотоискусство до фотошопа» работает до 15 июня. Возможно посещение по Пушкинской карте.
Ксения АФАНАСЬЕВА.
Фото автора.