Понедельник,
17 марта
Вятский край издательский дом
Вятский край издательский дом
Понедельник,
17 марта

Элита образования. Венера Салахутдинова: педагог с учёной жилкой

28 декабря 2024

Вятская глубинка - это совсем не забытые богом уголки, где ничего не происходит и где живут люди с минимальными потребностями и запросами. В отдалённых от областного центра городках, деревнях и сёлах жизнь тоже бьёт ключом. Там есть выдающиеся личности, которые по своим качествам и достижениям не уступают кировчанам.

Взять хотя бы посёлок Кильмезь, который находится в двухстах с лишним километрах к юго-востоку от Кирова, на границе нашей области с Удмуртией. Там в средней школе п. Кильмезь работает педагог высшей категории Венера Салахутдинова, ставшая в 2024 году лауреатом премии «Элита образования Кировской области», учреждённой Группой «Сельмаш».

Эта женщина легко составит конкуренцию многим кировским учителям химии, а подготовленные ею ребята занимают призовые места на олимпиадах регионального и всероссийского уровней.

- Я работаю в своей школе более 30 лет люблю свою профессию, своих учеников и знаю, что это взаимно! - говорит Венера Гаптульмаликовна. - Ведь по-настоящему счастливым учитель может чувствовать себя только тогда, когда он видит результаты своего труда. В этом плане я могу считать себя счастливой.

И учитель, и исследователь

Венера Салахутдинова из той категории специалистов, про которых так хорошо говорит народная пословица: «где родился, там и пригодился». С Кильмезским районом женщину связывает вся жизнь, за исключением пяти лет учёбы в Кировском педагогическом институте имени В.И. Ленина. На малой родине она открыла себя как педагог, здесь обрела семейное счастье, здесь и сейчас продолжает жить и трудиться.

Говорят, что педагогами не рождаются. И в этом утверждении есть своя сермяжная правда. Талант учить других каждый открывает для себя по-своему и в разное время. У Венеры Гаптульмаликовны такие задатки проявились ещё в школе. Уже тогда и педагоги, и сверстники говорили ей, что она станет учителем. А та удивлялась: «Почему?» На что ей отвечали: «Да посмотри, ребятишки за тобой гурьбой бегают». В старших классах, когда разрешали учителя, она даже вела уроки у младшеклассников.

Потому у Венеры сомнений по поводу того, кем стать после школы, не было никаких. Этот путь и привел молодую девушку в кировский «пед». А пример школьного учителя химии и биологии Михаила Петровича Рябова конкретизировал выбор факультета и специальности. Так в 1994 году в Кировской области появился еще один учитель химии и биологии.

По словам Венеры Салахутдиновой, после получения диплома ей предлагали остаться в родном вузе и поступить в аспирантуру, но «по семейным обстоятельствам» она была вынуждена отказаться от столь лестного и перспективного предложения. Потом, как рассказывает педагог с некоторой долей сожаления, у нее было еще два шанса стать аспиранткой, но оба были упущены. А ведь могла бы Венера стать, ко всему прочему, и кандидатом наук. Но к чему сокрушаться о том, что не сбылось? Ведь в настоящем Салахутдинова показывает себя и как выдающийся педагог, и как незаурядный исследователь.

Вернувшись после института в родную школу, молодая учительница рьяно взялась не только за преподавание своих дисциплин, но и за организацию во внеучебное время школьного научного общества.

Научно-исследовательская деятельность, как считала и считает Салахутдинова, формирует у школьников жизненно важные навыки продуктивного взаимодействия, умение решать проблемные ситуации, способность работать с различными информационными источниками, развивает креативность мышления. Поэтому уже с первых своих шагов на ниве народного просвещения Венера Гаптульмаликовна стала проводить научно-практические конференции на уровне школы, а затем и района, а в летнее время организовывать работу школьного экологического лагеря, в котором были заложены основы ведения школьного экологического мониторинга.

Увлечение экологией вновь привело Салахутдинову на студенческую скамью. Она поступила на химический факультет ВятГУ по специальности «эколог», а потом и окончила его. Новые знания не только повысили профессионализм педагога, но и стимулировали её к созданию и внедрению в школьную жизнь научно обоснованной программы «Здоровье», направленной на воспитание гуманной, творческой, социально-активной личности, бережно относящейся к богатствам природы, к своему здоровью и к здоровью окружающих.

Эта программа, получившая высокую оценку специалистов, впоследствии была принята в качестве базовой для образовательных учреждений Кильмезского района. А ее создательницу она привела в 2007 году на пьедестал почета на региональном этапе конкурса «Учитель года».

С тех пор заслуги Салахутдиновой не раз отмечались на районном, региональном и общероссийском уровнях. В итоге они и привели кильмезскую учительницу к победе в конкурсе «Элита образования Кировской области».

Педагогическая философия

Венера Гаптульмаликовна честно признаётся, что её успех как педагога напрямую связан с нравственными установками, которыми она руководствуется. Она даже называет эту систему взглядов «педагогической философией».

- Я считаю, что моя школа - своего рода дом, в котором каждый открывает свои способности, таланты, обретает друзей, - говорит учитель. - Это мастерская культуры: умственной, коммуникативной, эмоциональной, это и школа этической деятельности, где готовят к жизни компетентных и успешных людей.

Есть у Салахутдиновой и свой взгляд на цели образования.

- Назначение своей профессии вижу в максимальном развитии и сохранении неповторимости каждого ребёнка, раскрытии его потенциальных талантов, - подчёркивает она. - На всю жизнь я запомнила слова Платона: «Если вы спросите, в чём польза образования, ответ будет прост: образование делает хороших людей, а эти хорошие люди совершают благородные поступки».

И всё же особо педагог выделяет экологическое образование, которое она трактует по-своему.

- Экологическое образование - это обучение, воспитание и развитие личности ребёнка в духе ответственности за своё собственное здоровье (внутреннее экологическое отношение человека) и за «здоровье» окружающей среды (внешнее экологическое отношение человека), - расшифровывает Салахутдинова свою позицию. - Школа через экологическое образование призвана убеждать подрастающее поколение в том, что прогресс человечества связан с утверждением новой ноосферной нравственности. Нравственно всё то, что способствует выполнению человеком его биосферной функции: поддержанию устойчивости и сохранению биосферы, а безнравственно всё, что этому противоречит: человек с его потребительским взглядом на природу, безответственным отношением к своему здоровью и к здоровью окружающих.

Все эти принципы и взгляды для Венеры Гаптульмаликовны носят не абстрактный, не умозрительный характер. Она внедряет их в свою жизнь, в свою работу со школьниками. И, нужно признаться, что эта «философия» работает. Об этом говорят успехи учеников кильмезской школы, в которой преподает Салахутдинова.

В 2008 и 2010 годах воспитанники Венеры Гаптульмаликовны победили во всероссийском конкурсе «Экосфера». В 2008-м они стали победителями и призерами областного конкурса «Образы Земли», в 2009 и 2011 годах - лауреатами первой  степени 16-й и 18-й областных научно-практических конференций юных исследователей «Человек и природа». В 2010-м один из воспитанников стал лауреатом регионального конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского. Трижды (в 2008, 2009, 2010 годах) учащиеся из Кильмези становились победителями и призерами областного детского экологического конкурса «Гимн воде». Дважды (в 2012 и 2013 годах) - победителями всероссийского конкурса научно-исследовательских работ «ЮНЭКО», а также международных конкурсов «Колосок» и «Гелиантус». И это далеко не полный перечень таких достижений.

Активное участие в научно-исследовательской работе стало визитной карточкой учеников Салахутдиновой. Но они показывали и показывают высокие результаты не только во внеурочной деятельности. Они отличаются и в учебе. А уж сколько их поступило в разные вузы, и считать никто не берется.

Правильно говорят, что учитель богат своими учениками. В этом плане кильмезской учительнице есть чем гордиться.

Сергей СМОЛИН.
Фото из архива В. Салахутдиновой.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие новости

17 марта 2025

Трудности перевода, или Что мешает газификации котельных в Слободском

В январе этого года поменялось руководство ПАО «Т Плюс». Генеральным директором общества вместо Александра Вилесова назначен Павел Сниккарс. И первым делом новый топ-менеджер поехал в регионы, где присутствие компании очень значимо. Кировская область оказалась в их числе.
15 марта 2025

Сказочник из Вятки

В Вятском художественном музее имени А.М. и В.М. Васнецовых в рамках выставки «Время зимних чудес» прошла арт-пауза, посвящённая нашему земляку, известному российскому художнику Юрию Алексеевичу Васнецову.
14 марта 2025

Вятские герои СВО

В феврале кировские бойцы отлично проявили себя в ходе специальной военной операции. Многие из них получили государственные и ведомственные награды. А отдельные случаи героизма вятских ребят стали достоянием общественности.

Теги

Вятский край издательский дом
Анастасия Максимова
менеджер по рекламе
8 (8332) 25-57-46
kray.43rek@yandex.ru
Адрес редакции
г. Киров, ул. Спасская, 39, офис 2
kray.43@yandex.ru
Материалы публикуются с разрешения. Все права защищены.
Любое воспроизведение материалов или фрагментов из них на любом языке возможно только с письменного разрешения "Издательский дом "Вятский край". Гл.редактор: Артем Смирнов.
© 2024 ООО "Издательский дом "Вятский край". Все права защищены.
magnifiercross